Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ПЕДАГОГИКА здравого смысла

01 декабря, 00:00

«День» продолжает серию публикаций, посвященных взаимоотношениям детей и их родителей сегодня. В этой рубрике своей родительской точкой зрения уже поделились Анна Шерман («День» №166) и Юрий Макаров («День» №181). Сегодня — слово нашей читательнице из Киева Людмиле Кузнецовой. Напомним вопросы, которые мы предлагали читателям для обсуждения. «Что сегодня кажется вам самым важным в ваших отношениях с детьми?», «Что бы вам лично хотелось, а, возможно, и удалось дать вашим детям и от чего они отказываются?»

«Правильно» ли воспитывали нас в свое время наши родители? — задавалась вопросом редакция «Дня».

Отвечая на этот вопрос, первым делом мне хочется раскрыть кавычки, в которые взято слово «правильно». Именно потому, что считаю правильным воспитание, полученное мной и моей сестрой от наших родителей.

С годами все чаще я, мать 33-летнего сына и бабушка 10 летнего внука, вспоминаюсвое детство, родительский дом, маму (которая, к большому сожалению, ушла из жизни 15 лет тому назад). Часто общаюсь со своим отцом, который в свои 75 радует нас трудолюбием, оптимизмом, нужностью людям. И думаю: когда же они воспитывали нас?

Их искусство воспитания, наверное, и состояло в том, что для этого не отводилось специального времени и не употреблялось специальных средств (бесед, наказаний и т.д.). Они воспитывали нас ежеминутно, ежедневно, ежечасно, а методами их воспитания были собственный пример, отношение к жизни, к окружающим людям, интеллигентность, порядочность, профессионализм. Родители наши — педагоги по образованию и по призванию: мама 40 лет проработала в школе учителем украинского языка и литературы, а отец прошел путь от директора школы-интерната — до доктора педагогических наук, профессора вуза и сейчас является примером для своих аспирантов, детей, внука, внучки и правнука.

Что теперь мы должны и можем дать нашим детям? Ключевым словом вопроса, по-моему, является слово «должны». Именно в глубоком осознании своего родительского долга и обязанностей и состоит в значительной мере успех развития и воспитания детей в семье. Тем родителям, которые сознательно ставят перед собой цели развития и воспитания своих детей, можно посоветовать обратить внимание на следующие основные моменты:

1. Раннее развитие ребенка.

Именно возраст дошкольника (3 — 7 лет) содержит в себе большие возможности дальнейшего развития ребенка, успешного обучения в школе. Примером может быть тот факт, что первичный интерес к буквам и слогам возникает у детей в возрасте 2 — 2,5 лет. Если родители уделяют внимание ребенку, заинтересованы в его интеллектуальном развитии, занимаются с ребенком (в игровой форме — кубики, карточки) — он легко и быстро запоминает буквы и слоги и начинает читать в 3 — 3,5 года. Известно, что чем раньше ребенок осваивает процесс чтения, тем выше уровень его интеллектуального развития. Если же родители упускают этот момент (мол, мал еще буквы учить, пусть поиграет), то следующий этап изучения букв и слогов в 5 — 6 лет проходит гораздо сложнее, т.к. на смену естественной заинтересованности приходит необходимость готовиться к школе.

2. Постоянство требований — ребенок должен четко знать и понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Эти критерии требований к ребенку должны быть максимально постоянными и как можно менее зависимыми от привходящих обстоятельств или сиюминутного настроения родителей. В этом залог сознательной дисциплины и адекватного поведения ребенка.

3. Отсюда исходит еще один нюанс: сбалансированность ласки, баловства и родительской требовательности. Нельзя слепо баловать ребенка, потакая его капризам и прихотям, не предъявляя ему постоянных взвешенных требований, — этот путь наименьшего сопротивления, только кажущийся легким, на самом деле ведет к большим проблемам как для ребенка, так и для родителей и окружающих людей. Нельзя также воспитывать свое дитя в условиях неоправданно жестких требований, — это ведет к нервным перегрузкам, озлобленности, протесту и агрессии. Родительская любовь, интуиция должны подсказать «золотую середину» с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

4. Воспитание в семье должно основываться на педагогике здравого смысла: учитывать реалии жизни и видеть четкую перспективу развития, обучения и воспитания своего ребенка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать