Перед решающим сражением
Если Асад потеряет Алеппо, то, скорее всего, в него переберется временное правительство оппозиционеров. Далее последует международное признание, и нынешний сирийский режим долго не протянетУже вторую неделю идут бои в экономической столице Сирии — городе Алеппо (Халебе). Их интенсивность и продолжительность намного превзошли столкновения в столице Дамаске, которые предшествовали боям на северо-западе страны.
Совершенно очевидно, что режим президента Башара Асада находится в состоянии перманентного кризиса. Его положение все время ухудшается, и возможности противостоять вооруженной оппозиции уменьшаются. Военные проблемы дополняются кадровыми. Не проходит дня, чтобы не появились сообщения о переходе на противоположную сторону не только дипломатов и членов парламента, а и генералов, полковников и других важных персон.
Кадровый голод однозначно негативным образом отражается на боеспособности сирийской армии. Соответственно, вооруженная оппозиция получает подкрепления со всех сторон. В интервью газете The Guardian официальный представитель повстанческой бригады «Таухид» (Единство) Башир аль-Хаджи сообщил, что его подразделения сумели взять под свой контроль все въезды и выезды из города, а также местный гражданский аэропорт.
Раннее сообщалось, что повстанцы захватили военную базу аль-Баб и пригород Анадан, расположенный в пяти километрах от финансовой столицы Сирии. До этого они захватили пограничный город Аззаз. Фактически с захватом Аззаза и Анадана, который имеет важное стратегическое значение, так как расположен на дороге, ведущей в Турцию, создается коридор для подхода подкреплений, вооружения и материального снабжения, так необходимого повстанцам. Если в ближайшие дни он не будет перекрыт, то положение правительственных войск существенно осложнится.
Все это показывает, что бои в Алеппо не стихнут так быстро, как это произошло в Дамаске. Из Турции уже поставляются переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), которые быстро сведут на нет преимущество правительственной армии в авиации.
Еще один фактор. Бои начались в христианских кварталах Алеппо, что тоже не в пользу нынешней сирийской власти. Во-первых, потому что раньше христиане держались в конфликте нейтрально и не позволяли как повстанцам, так и правительственным частям входить в их часть города. Теперь положение, судя по всему, изменилось, и по крайней мере часть христиан поддерживает повстанцев.
Во-вторых. Бои постепенно перемещаются в старую часть города с узкими улочками, на некоторых даже автомобили проезжали с трудом. Вводить туда бронетехнику равносильно самоубийству, так как она будет сожжена повстанцами, у которых теперь есть и противотанковое вооружение. По словам представителя повстанцев, несколько раз армия безуспешно пыталась штурмовать стратегически важный район города Салахуддин. «Вчера мы подбили почти 20 единиц бронетехники», — с удовлетворением отметил он. Этот район, находящийся под контролем повстанцев, обладает важным значением, так как через него проходит шоссе, связывающее Алеппо с центральными районами страны и Дамаском.
У правительственной армии остается только зачистка штурмовыми группами, а это как раз тот вид сражения, в котором повстанцы традиционно сильны. У них в авангарде — боевики из Ливии, Афганистана и российского Северного Кавказа. Они хорошо вооружены, хорошо подготовлены, имеют большой опыт боев в городах и по всем показателям превосходят правительственную армию.
Косвенным подтверждением определенных успехов вооруженной оппозиции является усиление активности в создании органов власти и переходного правительства, которое будет управлять страной после свержения Асада до проведения свободных выборов.
Как сообщает Agence France-Presse, сирийский оппозиционер Хайтам аль-Малех заявил в Каире о начале процесса формирования правительства в изгнании. По его словам, такое поручение ему дали представители оппозиции как в самой Сирии, так и за ее пределами. Оппозиционер также сказал, что согласился возглавить правительство в изгнании, поскольку опасается вакуума власти, который возникнет после демонтажа диктаторского режима. Малеху 81 год, он — мусульманин-суннит, придерживающийся консервативных взглядов. По образованию — юрист, по роду деятельности — правозащитник. Он несколько раз сидел в тюрьме — как при нынешнем президенте, так и при его отце — Хафезе Асаде.
Пока у правительственных войск остается превосходство в авиации и артиллерии. Отсюда постоянные бомбардировки и обстрелы кварталов города. Это было достаточно эффективно в провинциальных городах и даже в Дамаске. При одном условии — что города были окружены и оппозиционеры не могли получать снабжение и подкрепления. Судя по всему, в Алеппо этот фактор в значительной степени ослабел, что не способствует повышению боевого духа войск власти. Уже бои в Дамаске наглядно показали, что правительственная армия плохо воюет в условиях города, где в полной мере не может применить бронетехнику и каждый дом должна брать штурмом. В Алеппо все повторяется, причем с гораздо большими осложнениями.
Контроль над Алеппо исключительно важен для обеих сторон конфликта. Если Асад потеряет город, то, скорее всего, в него переберется временное правительство оппозиционеров и он превратится в сирийское Бенгази. Далее последует международное признание, в первую очередь — со стороны монархий Персидского залива, и нынешний сирийский режим долго не протянет. Если правительственным войскам удастся город отбить, то повстанцы уйдут в сельские районы и конфликт будет тянуться достаточно долго, пока не закончится терпение у спонсоров оппозиции.
Вот почему обе стороны стягивают войска к городу и готовятся к решительному штурму.
Выпуск газеты №:
№135, (2012)Section
Панорама «Дня»