Перерегистрация безответственности
Итоги парламентской политической недели не однозначны. Во-первых, Верховная Рада Украины приняла ряд принципиальных законов — в частности, новый Уголовный кодекс. Принят во втором чтении законопроект «О Президенте Украины», в котором статус главы государства приводится в соответствие с Конституцией. В законопроекте содержится положение о вступлении Президента в полномочия, осуществление им своих полномочий в отношениях с Верховной Радой в сфере внешней политики, национальной безопасности и обороны. В документе также содержится положение о досрочном прекращении полномочий Президента в случае его отставки, невозможности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента или в случае смерти. Ряд положений законопроекта перенесено на третье чтение.
Принят в новой редакции Закон «О политических партиях в Украине» с учетом предложений главы государства. Из 18 предложений Президента учтены 5, частично учтены 6 и отклонены 7. Закон уже принимался в декабре 1999 года, после чего Леонид Кучма вернул его в парламент. В марте 2000 года вето Президента было преодолено 351 голосом — то есть при активном участии того самого большинства, о котором речь пойдет позже. Президент вновь наложил вето, и закон дорабатывала уже специально созданная совместная комиссия. В конце концов, Украина много лет обязывалась принять Закон о партиях перед Советом Европы, и наконец обещание выполнила. Принят Закон «О специальном прокуроре и специальных следователях». Специальный прокурор назначается на пост Генеральным прокурором исключительно на основании рекомендаций Верховной Рады сроком на 5 лет. Специальные следователи назначаются на посты специальным прокурором.
И, во-вторых, не принят в первом чтении проект закона о парламентском большинстве и парламентской оппозиции. За принятие законопроекта проголосовали 172 депутата, против — 128 из 394 зарегистрировавшихся. Таким образом, понятия «большинство» и «оппозиция» остаются размытыми, возможность четкой их трактовки утрачена, соответственно, неопределенными остаются их статус, права, обязанности и ответственность. Законопроект определял парламентское большинство как добровольное объединение народных депутатов в количестве, составляющем большинство от конституционного состава Верховной Рады (226 человек). Его лидером является председатель парламента. Документ предусматривал консультации Президента с председателем Верховной Рады и его заместителями для согласования кандидатуры на пост премьер-министра, консультации премьер-министра с руководителями парламента относительно кандидатур на посты руководителей центральных органов исполнительной власти. В случае несоздания большинства, уменьшения его состава до менее, чем половины конституционного состава парламента, оглашения о прекращении его деятельности и невозобновления в течение месяца его деятельности, Президент может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады.
За принятие законопроекта не голосовали фракции Компартии, «Батькiвщины», Украинского Народного Руха, «Реформы-Конгресс» и частично социалисты. И в то же время неузаконенное большинство переживает перерегистрацию. Свои подписи спокойно ставят УНР и «Реформы-Конгресс». Абсурдность — в том, что перерегистрация проходит на той же основе, что и год назад, а именно — декларации поддержки программы Президента, об оппозиции которому публично заявляли некоторые из уже перерегистрированных. О неприсоединении к большинству из бывших «большевиков» внятно заявила только «Батькiвщина» — и на этом, похоже, все. По мнению лидера УНР Юрия Костенко, которое он высказал в интервью «Форуму» (www.for-ua.com), деятельность в Форуме нацспасения и в парламентском большинстве не входит в прямое противоречие друг с другом. Член фракции «Реформы-Конгресс» и одновременно член совета ФНС Владимир Филенко одними из первых поставил свою подпись под документом о перерегистрации. А на вопрос, как соотносится деятельность в составе большинства и ФНС, ответил: «Нормально. Как работали, так и будем работать». Диалектико-материалистический метод, похоже, пустил прочные корни в сознании украинского политикума.
Вопрос риторический: что за большинство возникло в Верховной Раде в результате всех последних событий, включая и перерегистрацию? Проблема ответственности (или безответственности)— актуальна как никогда. Образование, к которому применяется название «большинство», в данном случае неизбежно будет и далее раздираться внутренними противоречиями прежде всего на базе разных политических интересов. Что неизбежно ставит в непонятное положение правительство. Лидер фракции СДПУ (о) Александр Зинченко по этому поводу заявил, что его фракция вследствие блокирования принятия закона о большинстве фракциями УНР и «Реформы-Конгресс» не подпишет соглашение между парламентом и правительством. Правительство, таким образом, в который раз оказывается заложником непоследовательности (а скорее — сознательной игры) своих наиболее преданных сторонников.
Выпуск газеты №:
№64, (2001)Section
Панорама «Дня»