Перспективы украинского участия в Ираке
Прохождение всех политико-правовых процедур отправки украинского контингента для участия в стабилизационных силах в польском секторе ответственности в Ираке, несомненно, стало важным событием внешнеполитического характера.
Какие обстоятельства важно учитывать в контексте политической ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока и теперь уже определенного участия Украины в международном военном контингенте в Ираке?
В первую очередь — целесообразно избегать иллюзий и эйфории, и рассматривать участие Украины в послевоенном Ираке как предпосылку для прагматичного и твердого диалога с союзниками и партнерами. Необходимо признать, что наблюдающееся обострение отношений между США и арабскими странами создает в этом регионе довольно сложную обстановку. В этом плане важно отметить фактический провал американо-арабского саммита в Египте 4 июня 2003 г., принципиальную нерешенность палестинской проблемы и весь комплекс сопутствующих негативных факторов. Эти обстоятельства вынуждают США привлекать к участию в стабилизационных силах в Ираке государства, не имеющие репутации заангажированных союзников Израиля.
В данном контексте интересы Украины предполагают более активную дипломатическую позицию в отношении достижения долговременного арабо-израильского урегулирования (в частности, на основе признания независимости Палестинского государства и условиях последнего плана урегулирования «Дорожная карта»).
Ситуация в Ираке свидетельствует о возможности активизации партизанских выступлений против военной администрации США и Великобритании. Следует отметить, что акции протеста со стороны иракского населения проходят на фоне практически полного безвластия в стране и усиливающейся гуманитарной катастрофы мирного населения. В этом плане, несомненно, представляется целесообразной поддержка инициатив, направленных на усиление роли ООН в формировании новых иракских структур власти.
Важнейшим аспектом, от решения которого во многом будут зависеть имиджевые аспекты и акценты участия украинского контингента в послевоенном Ираке, является обеспечение безопасности украинских военнослужащих в составе стабилизационных сил. С этой точки зрения представляется необходимой выработка совместно с польской стороной параметров политической линии в отношении местного населения, которая будет проводиться в рамках миссии в польском секторе ответственности в Ираке.
Что касается доступа украинских компаний к работам по восстановлению иракской экономики, то присутствие украинских военных в многонациональных стабилизационных силах создает лишь рамочные условия для их допуска к всевозможным тендерам и конкурсам, которые будут проводиться американской оккупационной администрацией. Предсказывать достижение практических результатов в этом плане пока что не представляется возможным. При этом нельзя упускать из виду острую конкуренцию, которая будет сопровождать распределение контрактов. На эти контракты будут претендовать не только украинские фирмы, но также предприятия из стран Центральной Европы и России, которой США также обещали присутствие на иракском рынке. Разумеется, если украинские предприятия действительно стремятся получить в Ираке прибыльные контракты, они должны быть готовы активно участвовать в таких конкурсах и предоставлять адекватные и конкурентоспособные бизнес-планы, что для украинских предприятий всегда было «слабым местом».
Если до решения об участии Украины в многонациональных стабилизационных силах иракский вопрос имел для официального Киева главным образом имиджевый характер, то сейчас этот фактор приобрел сугубо практическое измерение. Речь идет не только об изменениях в расстановке сил и договоренностях, достигнутых в ходе петербургских саммитов и встречи «восьмерки» в Эвиане, хотя этот аспект также должен приниматься во внимание. Новая ситуация открывает перед структурами власти Украины дополнительные возможности для трансформации декларируемых союзнических отношений с Западом в практическую плоскость.
В новых условиях, как представляется, уместно максимально использовать момент и сосредоточить внимание правительства на достижении ряда договорённостей с США, странами Западной Европы и международными финансовыми организациями. Предметом таких переговоров могли бы стать реструктуризация или частичное списание государственного долга Украины перед международными финансовыми институциями, а также сообществами государств-кредиторов. Наконец, необходимо более твердо ставить вопрос и о признании Украины государством со статусом рыночной экономики, о содействии при вступлении в ВТО и отказе от прочих наболевших условностей полудискриминационного свойства. По крайней мере такие уступки Украине как реальному союзнику могли бы хотя бы частично компенсировать возможные риски и трудности, связанные с участием украинского контингента в составе миссии международных стабилизационных сил в Ираке.
Выпуск газеты №:
№100, (2003)Section
Панорама «Дня»