Перейти к основному содержанию

Плата за «скорость»

30 сентября, 00:00

Завтрашний день в украинско-польских отношениях — особенный. С 1 октября граждане Украины, которые намереваются посетить Польшу, предварительно должны позаботиться о получении визы. Есть, впрочем, и хорошая новость: визы будут бесплатными. Взамен Украина обязалась не вводить визовый режим с Польшей.

ВИЗОВЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Для недолгой истории независимой Украины «визовый формат» с Польшей — прецедент. До сих пор Киев в своей консульской политике руководствовался принципом так называемой паритетности: ввела для украинцев визы Болгария, Украина приняла аналогичное решение и в отношении болгар, ввела Прага — не стали исключением для Киева и чехи... «Эксклюзивность» ситуации с Польшей объясняют по-разному. Главным, наверное, был человеческий фактор. На украинско-польской границе только за прошлый год было зафиксировано шесть миллионов пересечений. Сложно представить, каким было бы возмущение граждан двух государств, если бы правительства решили ввести традиционный визовый режим. Россиянам и белорусам, кстати, меньше повезло в визовых переговорах с Польшей. Граждане этих государств также должны будут ездить с завтрашнего дня с визами, однако за них придется еще и платить. В зависимости от вида пропускного штампика в заграничном паспорте (одноразовая или многократная виза) россияне и белорусы должны будут распрощаться с частью личного бюджета, равной от 10 до 50 евро.

Во сколько обойдется «визовый подарок» Украине польскому налогоплательщику, представители высоких кабинетов в Варшаве скромно умалчивают. «Дружбу нельзя измерить деньгами», — патетически отметил за несколько дней до введения визового режима Януш Сколимовский, директор консульского департамента МИД Польши. В Варшаве подчеркивают, что приложили максимальные усилия, чтобы желающие посетить Польшу встречали как можно меньше препятствий. Для этого, в частностив Украине, было открыто пять генеральных консульств — в Киеве, Харькове, Луцке, Одессе и Львове, — которые и занимаются выдачей виз. Очевидно, этих заведений не так и много по сравнению с количеством украинцев, едущих в Польшу. Ожидается, что за год консульствам придется выдать визы от 500 до 800 тысячам граждан Украины. Пока что, говорят в Варшаве, никаких проблем при «обвизовывании» украинцев не возникало. Однако и выдано виз было не очень много: по состоянию на 19 сентября — только пять тысяч. Предусматривается, что самые большие очереди выстроятся около польских консульств в октябре, когда граждане вплотную столкнутся с визовой реальностью. До недавнего времени ходили слухи, что поляки снова отсрочат время введения визового режима до 1 декабря, однако слухи «опровергнет» уже завтрашний день. В Польше прогнозируют, что со временем — возможно, через полгода — визовый ажиотаж спадет по объективным причинам. В подавляющем большинстве случаев украинцам будут выдавать многократные визы (на срок от трех месяцев до одного года), а потому гражданам Украины нужно будет только раз в году воспользоваться услугами консульских работников. Успокаивают в Варшаве и тех украинцев, которые въехали в Посполитую раньше, не успев получить визы: в течение 90 дней они смогут вернуться на родину.

МЯГКИЙ РЕЖИМ

Бояться визового режима, очевидно, не стоит. Его введение и существование — нормальная практика во многих государствах мира. И главная проблема, которой стоит остерегаться и не допускать, не всегда кроется в деньгах: в конечном счете люди, едущие за границу, могут выделить несколько десятков долларов на штамп в паспорте. Другой вопрос, который, действительно, не пересчитать ни в одну валюту мира — неудобства, с которыми приходится сталкиваться при получении визы. Некоторые консульства зарубежных государств, работающие в Киеве, могут в этом деле поделиться своими «достижениями». Одно дело — выстоять в очереди, второе — выстоять в ней несколько раз, третье — пообщаться с нервничающими работниками консульств... Если польским специалистам повезет удержаться от искушения повторить пример многих своих коллег, тогда они будут заслуживать уважения.

Однако получение визы может показаться цветочками, а ягодки появятся уже при непосредственном пересечении границы. Тот, кому приходилось пересекать украинско-польскую границу, наверное, мог заметить длиннейшие очереди возле пропускных пунктов. Пассажирам автобусов, наверное, знакомо явление нелегальной «мзды» таможенникам: чтобы избежать многих формальностей, водители предлагают визитерам вложить часть своих капиталов в «фонд поддержки» отечественной таможенной службы. Не будем думать, в чьих карманах потом оседают кровные (водителей или таможенников), но факт подобных реалий должен бы побудить многих государственных функционеров не только к размышлениям. С ведением аналогичного «бизнеса» не менее знакомы и отдельные предприимчивые поляки. Однако им, очевидно, меньше повезло с руководством, которое систематически проводит антикоррупционные мероприятия под названием «полицейские провокации». Работникам пограничных служб предлагается взятка: согласие взять незаконный презент угрожает арестом. Так, во время последнего рейда на границе с Россией на провокацию «купилось» и в соответствии с уголовным законодательством «расплатилось» 20 представителей пограничной службы Польши.

Частые визитеры в Польшу могут рассказать между тем еще более интересные истории. Автомобильные очереди на границе, как оказалось, не всегда вызваны медленностью работы таможенников или пограничников. Частые посетители соседней страны очень хорошо изучили смены таможенных служб на польских пропускных пунктах, а потому, бывает, часами простаивают, пока не приступит к работе более сговорчивая и не такая активная в работе группа. Особый ужас на отечественных автомобилистов навевает так называемая польская «черная сотня» — специальные инспекторы на таможне. Прозвали их «черносотенцами» из-за цвета формы.

«Граница должна быть открытой для добропорядочных граждан, но одновременно она должна быть шлагбаумом для недобропорядочных», — подчеркнул во время встречи с украинскими журналистами вице- министр иностранных дел Польши Анджей Залуцкий. Недобропорядочные — те, кто заявляет об одной цели своего визита в страну, а находится с другой. К «недобропорядочным», следуя подобной логике, можно причислить и многочисленных украинских «заробитчан». В Польше их количество измеряется сотнями тысяч. «Нас это не удивляет, потому что и поляки едут в другие страны на заработки. Россияне, украинцы, молдаване попадают на территорию Польши вполне легально, однако работают здесь нелегально», — рассказал Ян Венгжин, генеральный директор Комитета по вопросам репатриации и по делам иностранцев Польши. По его словам, проблема заключается не в том, что люди приезжают в страну работать (в конечном итоге в этом заинтересованы сами работодатели, поскольку могут платить таким рабочим вдвое меньше), а в уровне безработицы в Польше. На сегодня в Посполитой насчитывается до трех миллионов человек, которые не в состоянии найти работу. Очевидно, что с введением визового режима украинским «заробитчанам» будет тяжелее попасть в Польшу. Впрочем — не факт. Сегодня украинское «заробитчанство» «процветает» во многих странах, казалось бы, малопроходной Шенгенской зоны — в Португалии, Испании, Италии, Германии... Однако многих украинцев уже постигла депортация. Так из Польши за последние пять лет было депортировано более 11 тысяч украинцев. Причина, в основном, одна — нелегальное трудоустройство.

«ЛИНИЯ МАЖИНО»

Еще одна проблема для поляков — нелегальные мигранты, которые пытаются через Украину и Польшу попасть в страны Западной Европы. Комендант контрольно-пропускного пункта в Корчовой Роберт Рогоз рассказал, что в этом году уже было задержано 11 групп нелегалов. В основном среди них встречаются граждане Турции, Индии, Пакистана, Шри-Ланки. Их маршруты давно известны: подобного рода «туристы» прибывают в Украину (обычно с поддельными паспортами), а потом пытаются попасть на территорию Польши. Самостоятельно, разумеется, нелегалам с пересечением границы не справиться, а потому им часто помогают как украинцы, так и поляки. По словам капитана Роберта Рогоза, только в этом году в Польше были задержаны десять граждан, помогавших нелегальным пилигримам. После задержания всех нелегалов поляки передают украинским пограничникам — подобная процедура прописана в соответствующем соглашении о реадмиссии. Впрочем, польская сторона несколько недовольна выполнением этого документа Украиной. Главный комендант Пограничной службы Польши Юзеф Климович пожаловался, что украинцы создают много препятствий при реадмиссии нелегалов: «Требуют выписывания документов, говорят, чтобы мы показали следы, действительно ли мигранты попали с украинской территории». Господин Климович отмечает, что соглашения о реадмиссии должны выполняться «без излишних формальностей и волокиты».

Главный польский пограничник предостерег, что подобное положение вещей только будет содействовать росту нелегальной миграции. Юзеф Климович пообещал, что этот вопрос он поднимет во время встречи с председателем Государственного комитета по охране государственной границы Украины Николаем Литвиным. Насколько высокопоставленный чиновник был объективен в своей критике? Во всяком случае, представители польских пропускных пунктов не смогли сказать, вправду ли украинцы создают какие-то барьеры при передаче нелегалов.

В Варшаве обещают, что восточная граница будет крепкой и в чем-то даже образцовой. Своеобразная польская стена. Или — «Линия Мажино» (под таким названием вышла в польском еженедельнике «Ньюсуик» статья о восточной границе). За последние пять лет Брюссель уже предоставил Варшаве на обустройство границы более полусотни миллионов евро. Вскоре ЕС выделит очередную порцию средств — 190 млн. евро. Деньги идут на закупку современной техники — автомобилей, вертолетов, мотоциклов; специальной аппаратуры — термовизоров и ноктовизоров, позволяющих разглядеть нарушителя на границе даже ночью. Комендант Юзеф Климович отметил, что Польша планирует увеличить количество пограничников в следующие два года на пять тысяч (общее количество тогда составит 20 тысяч человек). На участке украинско-польской границы протяженностью в 236 километров будут построены новые заставы в соответствии с еэсовскими нормами — одна застава на 20 км.

ВИЗЫ И БИЗНЕС

На политических отношениях Украины и Польши введение визового режима наверняка не скажется. Однако экономическое измерение двухстороннего сотрудничества на первых порах может подвергнуться некоторым неприятным изменениям. Вице-министр министерства иностранных дел Польши Кристина Гурбель признала, что «введение виз может стать в определенной мере препятствием для предпринимателей».

Однако Польша считает, что после вступления в ЕС сможет активизировать пограничное экономическое сотрудничество в рамках соответствующих программ. Из структурных фондов Брюсселя Варшава получит в следующие два года серьезные средства — 12,5 млрд. евро. Это — половина всей суммы, выделяемой ЕС десяти новым членам. Часть этих денег пойдет на развитие разнообразных программ двухсторонней кооперации. «Эти средства будут использоваться на развитие Польши. В какой-то мере они могут служить росту товарообмена между Польшей и Украиной», — заметила Кристина Гурбель.

В Варшаве обещают не забывать о Киеве после своего вступления в ЕС. Причем не в очень приятной для многих в Украине тональности. Вице-министр Комитета Европейской интеграции Ярослав Петрас отметил, что как Швеция занимается северным измерением (странами Балтии), а Испания и Италия — южным (средиземноморским регионом), так же Варшава хотела бы быть протекционистом восточного измерения (по словам поляков, Украина в нем будет занимать приоритетное место). Отвечая на вопрос «Дня», господин Петрас подчеркнул: «Мы должны быть прагматиками. Неужели хорошо, если в ЕС будут безразличны к Восточной Европе и Украине? Ведь очевидно, что намного лучше, когда в Брюсселе будут присутствовать страны, которые будут стараться, чтобы Украине отводилось большее значение».

Статус «подопечного» и «подзащитного» — это цена темпов и скорости евроинтеграции. Пока что ситуация складывается не так, как, возможно, хотелось бы Киеву. Например, в то время как ЕС предоставит Польше средства в соответствии с программой ИНТЕРРЕГ (проект для членов Евросоюза), то Украина вынуждена и в дальнейшем довольствоваться незначительными суммами технической помощи в рамках программы ТАСIС. Осторожные попытки Киева «выменять» ТАСIС на программу ФАРЕ, по которой предоставлялись средства странам-кандидатам, в Брюсселе не нашли понимания. Поэтому украинцам и полякам придется использовать имеющиеся финансовые ресурсы для дальнейшей «раскрутки» экономического сотрудничества.

Впрочем, если от виз украинско-польский бизнес может ожидать неурядиц, то совсем по-другому рассматривается вступление Польши в ЕС. Некоторые аналитики прогнозируют, что западный капитал может — при соответствующем содействии в Украине — хлынуть в нашу страну. Строгие еэсовские нормы ведения предпринимательской деятельности в Польше потребуют дополнительных расходов. Кроме того, за работу поляков большая оплата — во всяком случае не меньшая, чем у их коллег в других государствах ЕС. А потому западным бизнесменам якобы будет куда проще работать в Украине. Кстати, официальная статистика свидетельствует, что количество украинцев, посетивших Польшу в этом году, уменьшилось по сравнению с прошлым годом. Не в последнюю очередь такое изменение объясняют пока что слабым, но ренессансом бизнеса в западных областях Украины: украинцы, ехавшие работать за небольшую плату в соседнюю Посполитую, теперь предпочитают зарабатывание денег на родине.

С введением виз Варшавой в мире остается все меньше стран, в которые граждане Украины могут беспрепятственно въехать. Среди таковых — бывшие республики Советского Союза, кроме Эстонии, Литвы, Латвии и Туркменистана. А в западном направлении — только Румыния и пока что Венгрия (Будапешт вводит визовый режим с 1 ноября нынешнего года). Правда, варшавский пример побудил отдельные страны пересмотреть свою визовую политику в отношении Украины. Так, Венгрия решила взять на «вооружение» польский пример — в эту страну украинцы также будут въезжать по бесплатным визам. Изучают польский опыт визового режима с Украиной в Болгарии, странах Балтии. Впрочем, пользоваться преимуществами нынешнего режима придется максимум два-три ближайших года, пока Польша не войдет в Шенгенскую зону. Тогда украинцам придется получать визы на тех же основаниях, что и в большинство стран Европейского Союза (со всеми бюрократическими и финансовыми нюансами). Впрочем, это опять-таки вопрос темпов и скорости. Степень «визовой» дискриминации украинцев будет зависеть от успешности шагов страны в направлении евроинтеграции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать