Почему мы не спешим в ВТО?
Президент Украины Виктор Ющенко внес на рассмотрение Верховной Рады пакет из 16 законопроектов, необходимых для вступления в Всемирную организацию торговли. По мнению Президента, их стоит рассмотреть в первоочередном порядке. Но Верховная Рада приступит к этому только после 1 ноября, когда в парламенте пройдут слушания по этому вопросу. Заместитель председателя фракции Партии регионов Евгений Кушнарев уверен, что дополнительных заседаний парламент по этому вопросу назначать не будет. Он считает, что «выносить в зал неподготовленные законы — это переносить вопрос из законодательной плоскости, из поля экономических интересов в поле политической борьбы. Это бессмысленно». Но все ли в стране так думают?
Как скажется перенесение слушаний по вступлению Украины в ВТО на принятии соответствующих законов и непосредственно на сроках вступления в эту организацию?
Какие последствия — позитивные или негативные — будут иметь такие действия правящей коалиции?
Николай ПРИСЯЖНЮК , народный депутат (фракция Партии регионов):
— Да, слушания откладываются, но не настолько долго, как все об этом говорят. Я считаю такие действия правильными, потому что вступление в ВТО — очень важный вопрос для нашей страны и сегодня мы должны сбалансировать все позиции при вступлении в эту организацию. Особенно в отношении сельского хозяйства. Сегодня правительство ведет активные переговоры в этом направлении. Если мы сейчас возьмем сельское хозяйство и, не проведя переговоров, резко вступим в ВТО на тех условиях, которые нам предлагают, то мы из потребителя собственной сельскохозяйственной продукции будем превращаться в потребителя сельскохозяйственного импорта, и таким образом можем и совсем его (сельское хозяйство) потерять. По моему мнению, сегодня на развитие сельского хозяйства выделяются большие дотации, а в предложенных нам условиях для вступления в ВТО предусматривается практически ликвидация этого дотирования. Поэтому сейчас правительство отстаивает позицию, чтобы снижение дотаций происходило в течение 8—10 лет. При вступлении в ВТО мы должны четко заявить, что наша страна с точки зрения сельскохозяйственной отрасли должна быть страной-экспортером.
Что касается тяжелой промышленности, то, с одной стороны, хорошо, что у нас появится больше возможностей доступа на рынки стран ВТО. Но здесь также, как и в сельском хозяйстве, мы должны понимать необходимость реконструкции, модернизации оборудования. Именно эта необходимость сбалансировать все вопросы и вызвала то, что рассмотрение законов немножко отложили. Это решение не стихийное, а плановое и обоснованное, и поэтому будет иметь только позитивные последствия.
Владимир ТКАЧЕНКО , руководитель отдела по связям с органами власти и общественностью компании Kraft Foods:
— Это две различные вещи: парламентские слушания — это одно, а реальное принятие законов — это другое. Слушания могут быть и раньше, и позже — они скорее для общественности, это определенная информация для общества о проблемах и ходе действий. А принятие законов — это уже непосредственно тот шаг, который ждут со стороны правительства. Моя личная точка зрения и как представителя бизнеса в Украине, и как народного депутата второго созыва такая — Президент хочет ускорить этот процесс и хочет, чтобы парламент быстрее рассмотрел соответствующие законопроекты. Что касается перенесения слушаний, то, по-видимому, на это есть причины, ведь законопроекты уже есть в ВР. Следовательно, я думаю, если брать общий элемент процесса вступления в ВТО, то слушания, конечно, нужны, но если говорить о реальных шагах, то главное, конечно, это принятие законов.
Александр КОВТУНЕНКО , народный депутат (фракция БЮТ):
— На сегодняшний день все зависло в Кабинете Министров, возглавляемом господином Януковичем. Очевидно, что ВР, а именно БЮТ, готов поддержать все законопроекты, которые касаются ВТО, потому что мы понимаем, что украинцы — самые умные и ловкие и поэтому, по возможности, должны быть раньше других стран в этой организации. Для того, чтобы потом, возможно, диктовать условия другим или защищать собственные национальные интересы. Если же этого не произойдет, а Кабинет Министров во главе с Виктором Януковичем и председателем Верховной Рады делают все для того, чтобы мы вступили позже, то это будет огромный удар по нашей экономике и национальным интересам. То, что они уже на неделю затягивают слушания, и то, что документы не готовы и вовремя не представлены в ВР, — это, по-видимому, такая стратегия — максимально затянуть процесс, чтобы в этом году Украина не смогла утвердить эти законопроекты и соответственно не вступила в ВТО. Не нужно забывать и о том, что в данном случае существует ситуация конкурентного поля: пока мы будем думать, то вступит такая страна, как РФ, а поскольку у нас с ней есть некоторые конкурирующие моменты в торговле с другими странами и в транзитных вопросах, ведь мы транзитная страна, то у нас будет ряд противоречий. Это значит, что потом Россия будет выкручивать нам руки, ноги и даже, хочу сказать, головы снимать в своих интересах. И мы видим, что руководство нынешней Украины, председатель ВР Мороз, фактически работают на стороне России, а не национальных интересов. Могу сказать, что наша доходная часть бюджета базируется на экономических противоречиях с российскими интересами, поэтому если мы будем стоять на позициях России, бюджет Украины проиграет. Следовательно, мы должны быть первыми, первыми вступить в ВТО и защищать там свои интересы. Если же Россия вступит туда первой, то руки она нам скрутит хорошо: очевидно, в этом случае будет тарифная война за газовый транзит и тому подобное. Следовательно, наш основной экономический конкурент Россия поставит нам такие преграды, что мы будем долго и болезненно отхаркиваться, а наши заводы и предприятия будут вынуждены продать себя российским. Самое интересное то, что ответственности за подобные масштабные антигосударственные действия в нашей стране никто не несет. Мое мнение такое — все эти затягивания, откладывания, перенесения будут иметь негативные последствия в плане вступления в эту организацию, поэтому мы должны вступать туда немедленно.
Юрий БОЙКО, председатель правления Всеукраинского общественного объединения «Успешная Украина»:
— Я считаю, что такие действия являются негативными, потому что это определенным образом тормозит вступление Украины в ВТО. Проблема состоит еще и в том, что вопрос вступления в ВТО не был надлежащим образом обсужден в обществе. Всю ответственность на себя должна брать власть. А я так думаю, что она боится этой ответственности перед украинским обществом. То есть мое мнение такое, что вступление нужно проводить скорее, однако для власти это значительный риск, поэтому она таким образом оттягивает этот процесс.
Александр ТКАЧЕНКО , народный депутат (фракция Компартии):
— То, что слушания перенесли, это определенная необходимая закономерность для того, чтобы качественно подготовить документы. Качественно, по моему мнению, это так, чтобы мы внимательно разобрались, по каким позициям, по каким отраслям защитить собственного товаропроизводителя. Ведь ВТО — это всемирная торговая организация, которая ищет рынки и ее не интересуют производители, ее интересует, куда бы сбыть товар, а мы как производители должны найти такие вопросы и такие отрасли, которые будут эквивалентно выходить и на их рынки. Поэтому наша задача — качественно подготовить все нужные документы и, я думаю, это и стало тем решающим вопросом, почему перенесли слушания, — чтобы доработать. А то, что все законопроекты примем, я в этом даже не сомневаюсь, потому что Украине нужно идти в ВТО. Однако идти туда нужно не бедными, а равноправными партнерами тех, кто там уже работает. И это закономерный процесс. Следовательно, перенесение будет иметь позитивные последствия, потому что документы подготовят качественнее, мы доработаем те позиции, которые будут защищать нашего внутреннего товаропроизводителя.
Ксения ЛЯПИНА , народный депутат («Наша Украина»), председатель Совета предпринимателей при Кабмине:
Слушания — это не есть какая-то необходимая форма, это скорее дополнительная форма, поэтому перенесение — это не причина для затягивания, это является следствием затягивания. Просто затягивание слушаний позволяют сделать нам определенные выводы относительно настоящих намерений правительства по вступлению в ВТО. Это не потому, что слушания переносятся, затягивается принятие законов, а потому, что кому-то очень хочется затягивать, переносят и слушания. Перенесение слушаний — это не плохо и не хорошо, это только следствие, а плохо то, что откладываются законы, что несвоевременно они представлены правительством, что это фактически определенный саботаж со стороны правительства. Они, вероятно, не хотели своевременно их представить для того, чтобы мы не успели своевременно их принять, чтобы в конце этого года состоялось соответствующее совещание, которое предшествует заседанию ВТО. Если бы это совещание состоялось и мы приняли все законы, то у нас были бы реальные шансы вступить в эту организацию. Однако с каждым днем мы теряем этот шанс, и это плохо.
Выпуск газеты №:
№181, (2006)Section
Панорама «Дня»