Перейти к основному содержанию

ПОЧЕМУ Я ЧИТАЮ «День»?

Существуют ли в нашем обществе моральные ценности?
02 августа, 00:00

Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук:

— По мнению известного философа истории Тойнби, за всю историю была 21 цивилизация, из которых дошли до нашего времени только 5. То есть те, которые создали великие моральные ценности, имеется в виду Буддистская, Средневосточная, Христианская, Мусульманская цивилизации. Таким образом, мораль — это не просто правило поведения, а это способ выживания людей. Всемирная история свидетельствует, государства, которые игнорировали или нарушали правила нравственности больше нескольких десятков лет не существовали. Так что тут не может быть вопроса, есть или нет моральных ценностей сегодня в обществе, ведь даже отрицание моральных ценностей — это тоже своего рода мораль. Человек — существо вертикальное, у него есть некоторый ориентир, понимает он это или нет, на проблему вечности, на проблему бессмертия, он один на один борется с конечностью своего бытия, и здесь моральные принципы являются способом выживания. Если говорить про советское общество, то оно в этом плане было мифологизированное. Там существовала идеология, что мы завоевываем будущее человечества. В этом обществе были двойные стандарты: с одной стороны предлагались крупнейшие общечеловеческие мировые идеалы, с другой — была циничная практика, нарушавшая все нормы морали. То есть одно дело было в публичном изложении, а другое — в вульгарной практике. И это было одной из причин гибели этой самой мощной империи в истории человечества. Маркс, исходя из Гегеля, свел мораль к праву, а Ленин мораль свел к классовой борьбе. В результате этого возник нравственный нигилизм, который погубил крупное философское учение Марксизм и советскую державу. О морали нельзя говорить как о новой, она вечная. Ведь есть 10 заповедей, которые представляют собой складные моральные ценности, проходящие сквозь всю историю человечества. Мораль обладает силой травы, которая весной покрывает асфальт, с первого взгляда она выглядит слабосильной, а на самом деле, это мощная, взрывного порядка сила. Иногда о ней говорят, а иногда нет. Но человек не может без нее существовать, человек обязательно пользуется какой-то своей моралью. Мораль — это один из атрибутов человека. Следует отметить, что человек обладает сознанием, в том числе и самооценкой, которая сама по себе тоже мораль.

Олег СКРИПКА, вокалист группы «Воплі Відоплясова»:

— Моральные ценности в сегодняшнем обществе не существуют, но существует славянский архетип. Встречаясь с молодежью, я могу с уверенностью сказать, что такие моральные ценности, как порядочность и честность, у молодежи есть, хотя они никак не культивируются современным обществом. Происходит видоизменение таких ценностей. Например, лет 5 назад существовал культ бицепсов, чуть позже — культ хамства, сейчас актуален культ кошелька. Это обычные архетипы примитивного капиталистического общества. Что касается изменений после распада СССР, то позитивное заключается в том, что исчезло ханжество советской морали, а негативное — исчезла работа государства, преследующая своей целью привить общепринятые моральные устои такие как, доброта, щедрость, взаимопонимание, отзывчивость. Этого на сегодняшний день нет, это не культивируется ничем. Вместе с тем Украина в разряде страны пассивного восприятия иностранной культурной продукции, а также находится под влиянием иностранной информационной войны, в которой ей приписывается роль проигравшего. Американская кинопродукция, которая показывается у нас и которая в то же время запрещена в США, плохо влияет на формирование моральных идеалов нашего общества, отсюда, следовательно, возникает культ денег, насилия и. т. п. Определенное влияние происходит и со стороны России, где россиянин культивируется как сильный, агрессивный гражданин, защищающий интересы своего государства, а украинец интерпретируется как беспомощный человек, не имеющий за собой ни истории, ни гордости. На самом деле у нас есть чем гордится, но на этом не делается акцент и мы сейчас находимся в стадии самобичевания, самонеуважения. В плане идеологической работы сдвигов в лучшую сторону не наблюдается. Такая деятельность не осуществляется вообще, а если и осуществляется, то очень грубо и неграмотно.

Лесь ПОДЕРВЯНСКИЙ, художник, драматург:

— Я думаю, что они существуют, если мы является обществом. Поскольку мы приближаемся к буржуазному обществу, то у нас, так сказать, есть порыв к буржуазным ценностям: деньгам, семьи, благосостоянию и тривиальной жизни. Может, они еще не окончательно сложились, но у нас есть тенденции для их дальнейшего развития. Если говорить о моральных ценностях советского общества, то лично я считаю, что никаких ценностей там не было. А если считать, что определенные ценности все же были в СССР, то неплохо бы заметить, что состоялось перераспределение одних ценностей на другие, состоялась их определенная переоценка. В том обществе доминировало другое общественное мнение, другая общественная мораль. Мораль — в любом случае это относительное понятие, ибо у каждого общества мораль своя. Не надо думать, что у одних она лучше, у других — хуже, она просто иная. Мораль — общественно индивидуальное явление, потому что она присуща не отдельному человеку, а определенному обществу, и именно оно диктует личности свою мораль, которая, в свою очередь, закладывается в нашем сознании. То, что, например, плохо в одном обществе, хорошо в другом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать