Подписка-2003: подведены итоги
Жители Украины подписали 14,7 миллиона экземпляров газет и журналов. Таковы итоги подписной компании на 2003 год. Это практически соответствует уровню подписки на 2002 год, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу предприятия «Укрпочта». При этом на 4% возросло количество выписанных общегосударственных периодических изданий (до 7,6 млн. экземпляров), однако на 3% уменьшились подписные тиражи местных изданий (до 7 млн. экземпляров). Кроме того, жители Украины подписали 90 тыс. иностранных газет и журналов. В подписной каталог на 2003 год было внесено 3,6 тысячи изданий Украины, в том числе 2,5 тысячи общегосударственных и 1,1 тысячи местных.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил ВЕЙСБЕРГ, президент Украинской ассоциации издателей периодической печати:
— Тенденция некоторого роста количества выписанных общенациональных изданий и одновременного сокращения подписки на местные начала проявляться примерно с конца 2001 года. Однако делать из нее далеко идущие выводы сложно. Поскольку непонятно, надо ли это отнести к качеству национальных или местных газет, или речь идет, например, всего лишь о состоянии почтовых ящиков. Не секрет, что во многих городах почтовое хозяйство заброшено, ящики разбиты, всем доступны. И поэтому, если у жителя региона есть возможность, проходя мимо киоска, купить местную газету, он, возможно, предпочтет именно такой вариант. Это — одно предположение. Другое предположение: возможно, ситуация такова, что более активно начинает проявляться кризис местной государственной печати. Эта гипотеза основана на том, что коммерческая пресса во многих областях и по качеству, и по тиражам явно превосходит государственные издания, которым — в силу того, что они финансируются из бюджета, — нет необходимости бороться за свое качество, за читателя и т.д. Они просто обслуживают, скажем так, какие-то потребности местных органов власти. И читатель на это тоже реагирует, тиражи этих изданий уменьшаются, соответственно — и подписка. А значительная часть коммерческих изданий подписку даже и не объявляет. Вообще-то не стоит смотреть на результаты подписки как на некий индикатор. Во-первых, само по себе знание того, сколько украинцы выписали изданий на тот или иной год через «Укрпочту», без информации по альтернативным подписным агентствам и без знания совокупных данных о продаже периодики в розницу, ничего не говорит о реальных объемах чтения. А во-вторых, подписная кампания как таковая — скорее традиция, которая, я думаю, постепенно будет отмирать. Ведь, по сути дела, подписка продолжается круглый год.
Выпуск газеты №:
№8, (2003)Section
Панорама «Дня»