Перейти к основному содержанию

Политарифметика бюджета-03

21 сентября, 00:00
Дискуссия министра финансов Игоря Юшко и главы бюджетного комитета Верховной Рады Петра Порошенко идет в процессе сложной политической игры: в парламенте прилагаются усилия по формированию сразу двух большинств. Одного — с участием «Нашей Украины», второго — без нее. На кон поставлены — проект бюджета на следующий год, бюджетные приоритеты текущего и главное — кадровые вопросы по Кабинету Министров. По ее результатам будут получены ответы на принципиальные вопросы: способны ли парламентарии объединиться в стабильное и ответственное большинство? Кто окажется во главе коалиции? И к чему приведут ее законодательные инициативы?

Запланированные на этот год расходы государства — невыполнимы. Такое предложение, по информации председателя бюджетного комитета Верховной Рады Петра Порошенко, внес вчера на рассмотрение правительства министр финансов Игорь Юшко. А вместе с этим появились дополнительные основания говорить, что накал страстей вокруг принятия бюджета на следующий год достиг критической отметки. Агентство Интерфакс-Украина передало, пожалуй, более неожиданную, чем секвестирование бюджета-02, топ-новость: Петр Порошенко заявил, что его комитет не намерен отправлять проект бюджета на следующий год на доработку в Кабинет министров. Это «искусственно затянуло бы бюджетный процесс», отметил П. Порошенко, пообещав, что парламент исправит недостатки проекта госбюджета в ходе первого чтения.

Синхронность этих двух принципиальных событий впечатляет. Еще совсем недавно Игорь Юшко старательно избегал вопросов об официальном секвестре бюджета-02. А Петр Порошенко, в свою очередь, и слышать не хотел о реальности бюджета-03, называя «своевременное внесение в Верховную Раду» единственным его достоинством. Теперь же самое время задуматься: что произойдет, когда эти два документа (предложения по секвестру и проект бюджета на следующий год), будут вынесены на рассмотрение парламента одновременно?

Второе заявление Петра Порошенко с высокой долей вероятности свидетельствует, что в парламенте уже есть бюджетное большинство, способное по своему усмотрению корректировать смету, по которой будет жить страна весь следующий год. А в случае с секвестром полной ясности нет. «День» еще весной обращал внимание на возможное сближение «наших» и «регионалов». Исключать наличие согласованных действий сейчас, равно как и с уверенностью говорить о них — нет достаточных оснований. В любом случае — возникает масса вопросов, интересующих рядовых украинских граждан несопоставимо больше. «Бюджет должен опираться на общегосударственные интересы и не должен быть заложником узкополитических и узкогрупповых интересов». Будь Анатолий Кинах экстрасенсом, а не только премьер-министром Украины, в нынешней ситуации его слова вряд ли возымели бы действие на министров, парламентариев, глав областных администраций, присутствующих позавчера на совещании-семинаре «О формировании государственного и местных бюджетов на 2003 год. Развитие межбюджетных отношений». Так оценивать процесс могут разве что неисправимые оптимисты. Сродни тем, которые, следуя информации из источников близких к руководству бюджетного комитета, верят в возможность принятия «финансовой Конституции» (особенно в преддверии предстоящих президентских выборов) без учета, скажем мягко, «корпоративных интересов».

По большому счету — проблема заключается не столько в наличии этих самых «интересов» (хотя приоритетность бюджетных трансфертов рядовых, исправно платящих налоги предпринимателей смущала всегда), сколько в отсутствии политической ответственности за принятие государственной сметы. И тут тысячу раз прав Анатолий Кинах, настаивающий на «реальности и сбалансированности» бюджета. Вот только дело, по-видимому, идет не к этому.

Очевидно, что прочность фундамента «реального и сбалансированного» измеряется двумя показателями: трезвый расчет правительства и добрая воля 226 народных избранников. И со вторым, судя по всему, проблем у Кабинета Министров возникает не меньше, чем с первым. Чтобы уяснить это, можно даже не обращаться к тщательно скрываемому от общественности тексту «экономической Конституции». Достаточно посмотреть на поведение политических сил, представленных в парламенте.

Симптоматично, что на данный момент в стенах Верховной Рады организовываются сразу два большинства, готовых взять на себя политическую ответственность. При том, что три фракции оппозиционеров (плюс, не корысти ради, примкнувшая к ним «Наша Украина», которую в данном контексте не стоит брать во внимание), по логике вещей оказываются вне бюджетной дискуссии.

Что касается остальных, то тут, признаться, ясности гораздо меньше. Точнее — последовательной можно считать позицию СДПУ(О) и — до вчерашнего дня — главного «бюджетника» «Нашей Украины» Петра Порошенко. Последний, от которого министр экономики Александр Шлапак ожидал в процессе обсуждения бюджета- 03 конструктивной точки зрения финансиста, жестко критиковал проект документа (теперь берется его корректировать). А лидер его, Порошенко, фракции — одной ногой в оппозиции, а другой и двумя руками ратовал за создание большинства в Верховной Раде на базе «Нашей Украины». Насколько ответственным будет (если все- таки будет) это образование (при том, что тот же Порошенко считает «оппозиционную волну» угрожающей для бюджетного процесса) в дискуссии с правительством? Лидер УНР Юрий Костенко вчера сообщил, что проект о создании парламентской коалиции с претензией на пост премьера уже «на мази». Если это правда и она подлежит осуществлению, то получается, что проект бюджета-03 будут переписывать? Но в составе большинства, в таком случае, оказываются силы, позиции которых принято связывать с правительством Кинаха (к примеру, «трудовики» и «промышленники»). Или портфели портфелями, а бюджет — бюджетом? Но где же, в таком случае, политическая ответственность?

Так что процедура прохождения бюджета в парламенте в этом году обещает быть интересной. Опыт показывает, что когда все стремятся взять на себя ответственность, ставя при этом на идентичные приоритеты, но не объединяя усилия для их осуществления, найти потом «ответственных» сложнее, чем ветра в поле. Как правило — они становятся стрелочниками. Министр финансов Игорь Юшко уже сейчас называет бюджет-03 «напряженным по доходам и жестким по расходам», указывая, что при формировании госбюджета правительство максимально учло предложения и замечания комитетов Верховной Рады, а также позиции регионов. Петр Порошенко говорит об обеспокоенности депутатов-мажоритарщиков некоторыми статьями расходной части. И оба они признают, что налоговой администрации нужно будет в следующем году хорошо поработать. «Кто не спрятался — я не виноват?..»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать