«Политическая наценка» возможна
Украине угрожает дефицит газа
Газовая проблема угрожает стать одной из острейших для будущего правительства Украины. Первые три дня нового года страна прожила без туркменского газа. Это, безусловно, был обычный шантаж, к которому прибегает сторона, добивающаяся накануне заключения контракта повышения своих цен. И совсем не факт, что этому нельзя было противостоять. На стороне Украины в перетягивании ценового каната была и теплая погода, и немалые запасы газа в подземных хранилищах. Но глава «Нефтегаза Украины» и, кстати, первый заместитель министра топлива и энергетики страны Юрий Бойко оказался вдруг слабонервным переговорщиком. Напомним, без консультаций с собственным правительством он подписал с президентом Туркменистана соглашение, согласно которому цена газа для Украины (на границе Туркменистана) выросла с $44 до $58 за тысячу кубометров.
Теперь правительству предстоит это расхлебывать. «Нужно договариваться по туркменскому газу, — сказал днями экс-вице-премьер и глава парламентского комитета по ТЭК Андрей Клюев. — Если мы удержим ценовую политику — будет все нормально». Так что не исключено, что указанное соглашение может быть денонсировано как противоречащее интересам страны. А это уже международный скандал. Знал ли Бойко о такой возможности? Зачем же рисковали? Возможно, суть дела тут в экспорте туркменского газа из Украины, которым занимается небезызвестная венгерская компания Евротрансгаз, недавно успешно доказавшая в суде, что не имеет никакого отношения к некому г- ну Могилевичу. По-видимому, более жесткая позиция на переговорах могла бы привести к срыву определенных контрактов, тогда как европейские газовые цены из-за прогнозируемого дефицита этого вида топлива имеют устойчивую тенденцию роста.
Кроме того, нынешняя газовая ситуация, похоже, была запрограммирована заранее, в ходе предыдущих переговоров с Туркменистаном, когда вопрос о цене газа на 2005 и 2006 годы был оставлен «на потом». В то же время в российском «Газпроме» неоднократно подчеркивали, что в отличие от контракта Туркмении с Украиной, в контракте с «Газпромом» цена на туркменский газ зафиксирована на 2005 и 2006 год в размере $44 и меняться не может. По некоторым данным, «Газпром» сумел отстоять свою позицию и уже получает газ для России из Туркменистана по старой, зафиксированной ранее цене. Туркменская делегация прибыла вечером в среду в Москву и, похоже, уступила, хотя накануне в Ашхабаде говорили, что Россия будет получать газ по той же цене, что и Украина.
Еще большие неприятности могут начаться у Украины с газовым балансом и газовыми ценами на российском «фронте». Приходит время расплачиваться за проведенную «Нефтегазом Украины» сделку по единоразовому погашению украинских газовых облигаций. Напомним, что в 2001 году главы правительств России и Украины Михаил Касьянов и Анатолий Кинах подписали соглашение о реструктуризации $1,43 млрд. украинского газового долга на 12 лет. В обеспечение этой сделки компания «Нефтегаз Украины» выпустила облигации. Однако «Газпром» не брал их на баланс, поскольку в этом случае ему пришлось бы отдать в российский бюджет около $500 млн. налогов. Летом прошлого года Бойко «пробил» в правительстве Украины распоряжение о механизме расчетов с «Газпромом». Сначала «Газпром» заплатил «Нефтегазу» $1,25 млрд. в качестве предоплаты за транзит газа в Европу в 2005—2009 гг. Полученные деньги были перечислены Внешэкономбанку России, которому «Газпром» передал права требования долга по облигациям украинской компании, а ВЭБ расплатился с «Газпромом». «Мы избегаем таким образом убытков от налогообложения, урегулируем задолженность, фиксируем до 2009 г. условия транзита и высвобождаем от двух до шести миллиардов кубометров газа в год из схемы натуральных поставок», — перечислял достоинства соглашения пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов. «Газпром» сразу получил сумму, которую при обслуживании облигаций «Нафтогазом» получал бы частями до 2013 года.
В России называли эту сделку «хорошим выходом». Но Украина ежегодно недополучит за транзит по своей территории конкретные пять миллиардов кубометров российского газа на протяжении 2005—2009 годов. Компенсировать эту потерю предусматривалось наращиванием закупок туркменского газа. Теперь, как мы знаем, это намерение становится весьма проблематичным. Соответствующие объемы придется покупать у России. При этом цену, как это принято сейчас на дефицитном газовом рынке, будет диктовать продавец. Не исключено, что некоторую ее часть сформирует политическая «наценка».
Выпуск газеты №:
№5, (2005)Section
Панорама «Дня»