Политический бюджет?
Уровень государственного потребления превысит в нем десятилетний максимум
По словам главного представителя Секретариата Президента Александра Шлапака, Президент Украины обеспокоен тем, что уровень социальных ассигнований, предусмотренных бюджетом-2007, не будет увеличиваться так быстро, как это имело место в предыдущие годы. Такая оценка связывается с возможностями ветирования бюджета. Другой руководитель Секретариата Арсений Яценюк был более откровенен в этом вопросе. В эфире одного из телеканалов он отметил, что решение о ветировании основной финансовой сметы страны является политическим вопросом. Такая позиция не может не вызывать принципиальных предостережений. Ведь речь идет об откровенной реанимации известного принципа «первенства политики над экономикой», который во времена тоталитарного режима был основой обанкротившейся стратегии.
Однако дело не только в акцентах. Главное — их макроэкономические противоречия. В 2005 году доходы государственного бюджета, который представляется как эталонный, действительно выросли на 35,1 миллиарда гривен (51,1%). Однако уже сам по себе факт такого роста доходов бюджета — аномальное явление. Речь идет об искусственном (шоковом) нарушении макроэкономических пропорций, которое могло иметь только деструктивные последствия. Политики, не понимающие этого, проявляют полную экономическую безграмотность. Это подтверждается экономическими результатами. Как известно, доходы населения за 2005 год выросли на 35,2% и в то же время темпы роста инвестиций в основной капитал уменьшились с 28% (2004 г.) до 1,9%, а темпы роста ВВП — соответственно с 12,1% до 2,6%. Есть в этой статистике и другой сугубо финансовый аспект: когда речь идет о росте в 2005 году доходов бюджета на 35,1 миллиарда гривен, то при этом замалчивается, что львиную долю этих поступлений составили доходы от продажи «Криворожстали», искусственная конфискация прибылей государственных предприятий, ощутимое превышение темпов роста импортных операций (а следовательно и соответствующих таможенных поступлений) над экспортом товаров и услуг, результатом чего стала принципиальная разбалансированность внешнеторгового баланса государства и др. В общем, с учетом этих факторов, а также процессов, связанных с искусственной разбалансированностью механизмов частной собственности, реанимацией опасных патерналистских настроений, экономическая политика 2005 года была едва ли не самой противоречивой за последнее десятилетие. Это подтверждается авторитетными международными оценками. Вряд ли нынешним чиновникам Банковой стоит пренебрегать этими хорошо известными реалиями.
Вместо этого в одобренном парламентом бюджете-2007 есть принципиальные недостатки иного толка, к которым (если руководствоваться принципами не сугубо политической, а экономической логики) важно привлечь внимание. Речь идет о недостаточной экономической обоснованности одного из чуть ли не основных тезисов правительства об инновационно-инвестиционной направленности бюджета-2007. Не стоит преувеличивать роль той части бюджетных ассигнований, направляемых на инвестиционные программы. Инновационное развитие (как это доказано мировым опытом) не реализуется на административной основе. Инновации — это специфическая функция частного капитала, функция предпринимательства. Логика инновационной политики должна быть другой, нежели это предлагается. Ее основой должно стать не увеличение государственных расходов, а наоборот — ощутимое уменьшение уровня государственного потребления и упрочения на этом основании финансов основных субъектов рынка. Следует заботиться о росте уровня накопления капитала, институционными инструментами стимулировать становление в украинской экономике эффективной конкурентно-рыночной среды. Только при таких условиях государственные инвестиции, значение которых ни в коей мере не отрицают, могут дополнять инновационные усилия частного капитала. Инновационная политика государства может быть эффективной только на такой основе. В другом случае бюджетные инвестиции не стимулируют, а сдерживают инновационные процессы. Именно такая ситуация, как показывает анализ, формируется в украинской экономике. Несмотря на предыдущие прогнозы, бюджетом 2007 предусматривается не уменьшение, анаоборот, увеличение доли государственного потребления. Эта позиция не афишируется на официальном уровне. Вот конкретные расчеты.
По данным официальной статистики, расходы сведенного бюджета выросли с 29,4% ВВП в 2004 г. (2003 г. — 28,4%) до 33,4% в 2005 г. В 2007 г. соответствующий показатель должен увеличиться до 34,4% ВВП (ВВП увеличивается до 594,1 млрд. грн., а сведенные бюджетные расходы — до 204,5 млрд. грн.). С макроэкономической точки зрения, это самая уязвимая сторона бюджета следующего года. Нас должно волновать в первую очередь это. Ведь фактически — это максимум за последние десять лет. В 1999 г., когда утверждались основные составляющие политики экономического роста, уровень государственных расходов ценой невероятных усилий был снижен с 36,8% до 26,7% ВВП. Ныне предусматривается 34,4%. Если же к тому же учесть почти 16 — 17% ВВП, которые направляются в Пенсионный фонд, то оказывается, что уже в следующем году уровень государственного потребления в Украине превысит 50% ВВП. Специалисты знают, что 50% — это уровень государственного потребления высокоразвитых стран, стран с постиндустриальной экономикой, стран, где оптимальные темпы экономического роста — 2 — 3%, где основная часть бюджетных ассигнований используется не как социальная помощь, а как прямые социальные инвестиции в первую очередь в развитие образования и медицины. Бюджет-2007 должен бы оцениваться Банковой прежде всего с этих позиций. Однако именно под давлением Банковой, а также левых сил парламента, в т.ч. и представленных в парламентском большинстве, правительство вынуждено было пойти на существенное увеличение (на 8 млрд. грн.) бюджетных ассигнований. Это прямые отчисления из реальной экономики. Как результат — окончательный вариант бюджета-2007 с позиций его инвестиционно-инновационной логики стал более уязвимым по сравнению с его предыдущим вариантом, который был принят в первом чтении.
Сложности в принятии бюджета 2007 раскрывают и принципиальную коллизию в плане правомерности подписания основной сметы государства Президентом Украины. Бюджетная политика — это основа макроэкономической политики правительства. В условиях парламентско-президентской формы правления соответствующая политика не должна зависеть от политических симпатий главы государства и его окружения, следовательно — бюджет должен вступать в силу с момента принятия его Верховной Радой. Полная ответственность правительства и парламентской коалиции за последствия осуществляемой ими экономической политики возможна только на соответствующей институциональной основе.
Выпуск газеты №:
№217, (2006)Section
Панорама «Дня»