Политический успех
или экономический провал?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060118/44-2-3.jpg)
Украина понемногу привыкает к мысли о том, что в дальнейшем ей придется жить с новыми газовыми ценами — все больше разговоров и статей в прессе об энергосбережении. И даже скандал с отставкой правительства не увеличил ряды оптимистов, которые еще на что-то надеются. «Ни одна из сторон не имеет права пересмотреть цену», — заявил Президент Украины в интервью The Financial Times. «Самое важное, что у нас есть газ по 95 (долларов) на украинской границе», — уверен Виктор Ющенко. По его мнению, «то, что Украина имеет самый дешевый газ в Европе после Беларуси — это большой политический успех».
Истинность этого оценочного суждения может подтвердить или опровергнуть только время. Правда, у Президента уже и сейчас находится немало оппонентов. В частности, в своем комментарии «Дню» эксперт Александр Нарбут отметил, что Президент должен бы занять иную позицию, «и во всяком случае не говорить, что он отвечает за каждый пункт этого соглашения, если посаженные за круглый стол ведущие специалисты страны по этому вопросу уже через три часа придут к заключению, убийственному для такой позиции Президента. Ведь по каждому пункту этого соглашения можно приводить конкретные цифры проигрыша для нашей страны».
Пока же украинское правительство, которому необходимо имплементировать январские газовые соглашения, встречается с первыми практическими трудностями. Вчера ему предстояло решить вопрос о создании совместного предприятия НАК «Нефтегаз Украины» с компанией «Росукрэнерго» (в эксклюзивном интервью «Дню», которое будет опубликовано в ближайших номерах, экс-глава «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко назвал эту компанию «инвестором, который под обязательство вложить деньги протаскивал газ»). Эта структура будет теперь поставлять весь российский и среднеазиатский газ в Украину. А новое СП, по словам премьер-министра Юрия Еханурова, будет именоваться «Газэнерго». Впрочем, дальше названия дело пока что не пошло. Как пояснил журналистам пресс-секретарь украинского премьера Валентин Мондриевский, Кабмин примет решение о создании украинско-российского СП по реализации газа только после выводов Антимонопольного комитета относительно основателей предприятия. Так что реализация соглашения тормозится.
Не о том ли свидетельствует также и заявление главы «Нефтегаза Украины» Алексея Ивченко о том, что баланс природного газа Украины пока обеспечивается за счет топлива украинского и туркменского происхождения. «На сегодняшний день мы не потребляем российский газ, он нам не нужен для покрытия баланса», — заявил Ивченко во вторник. Возможно, правительство, встретившееся с валом критики в свой адрес за содержание газового соглашения, ищет какие-то пути для «отступления»?
Вчера их ему подсказывали на пресс-конференции экс-министр топлива и энергетики и нынешний директор Института энергосбережения и экологии Сергей Ермилов и бывший вице- премьер, а ныне директор Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского и член наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины» Олег Дубина. По мнению Ермилова, поскольку на сегодня продолжают действовать все ранее подписанные с Россией документы в области поставок газа и его транзита через территорию Украины, в том числе и соглашения, ратифицированные парламентом Украины, а следовательно, имеющие силу закона, то январское газовое соглашение, говорит эксперт, «можно просто отложить в сторону и забыть». По его мнению, те, кто подписал этот документ, просто исполнители. Но есть еще и идеологи, имена которых страна узнает только в том случае, если исполнители будут освобождены от своих должностей. В противном случае она их, как считает Ермилов, не узнает никогда.
Главную опасность нынешней ситуации экс-министр видит в том, что в результате Украина может поступиться своей газотранспортной системой в пользу компании «Росукрэнерго». Схема этой незаконной приватизации, по его мнению, уже начинает осуществляться. Российский «Газпром», как известно, уже вернул себе от «Газпромбанка» долю в этой компании. Кроме того, сейчас, после заключения соглашения с Украиной, называют ее рыночную оценку в $5—7 миллиардов (при уставном фонде $34 тысячи) и подталкивают «Нефтегаз Украины» к покупке у «Райфайзенбанка» его части.
По оценке Ермилова, это будет стоить «Нефтегазу» $2— 2,5 миллиарда. Риск потерять их, а следовательно и часть украинской ГТС, в отношениях с компанией, уставный фонд которой всего-то $34 тысячи, как уверен эксперт, очень велик.
Бывший вице-премьер, а ныне металлург, в разговоре с журналистами основное внимание уделил экономическим последствиям газового соглашения, по которому украинские предприятия, по его словам, будут получать газ по $130—150 за тысячу кубометров. По его мнению, это еще не все, поскольку Национальная комиссия по регулированию энергетики, которая до сих пор устанавливала газовые цены для различных категорий предприятий и населения, после создания СП с иностранным капиталом «Газтранзит» уже не сможет это делать. Дубина рассказал, что его предприятие проводит сейчас модернизацию производства (монтируется уже третья машина непрерывного литья стали), направленную на экономию энергоресурсов, но с новыми ценами рентабельность производства, составлявшая 7—8%, станет отрицательной и о модернизации, равно как и о социальных проектах, можно будет забыть. «Мы останавливаемся?» — спрашивает металлург, обращаясь, по-видимому, к правительству. Аналогичное мнение высказал в интервью «Украинской правде» и шеф Дубины по ИСД Сергей Тарута, ратующий за денонсацию газового соглашения: «Сейчас Украине нужно думать не о том, как отреагирует на разрыв соглашения Россия. В данном случае нужно думать об интересах нашей страны! Трудно ожидать, что мы получим одобрение «Газпрома, поэтому мы и стали свидетелями того, как Россия расхваливает достигнутые договоренности».
Выпуск газеты №:
№4, (2006)Section
Панорама «Дня»