Перейти к основному содержанию

Поминальный звон Бабьего Яра

26 сентября, 18:43
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Трагедия Бабьего Яра короткая и страшная: 65 лет назад за два дня — 29 и 30 сентября 1941 года — фашисты замучили здесь почти 32 тысячи безвинных жертв. Через полторы недели сюда были согнаны следующие тысячи мужчин, женщин, стариков и детей, — и все повторилось опять.

Гитлеровская машина геноцида пожинала свои страшные плоды не только в Украине. В десятки концлагерей на территории всей Европы друг за другом шли эшелоны с обреченными на мученическую смерть. Но именно в Киеве нацизм решился на преступление, которое заставило человечество вздрогнуть.

Я знаю многих ветеранов- фронтовиков, которые не один раз видели зверства фашистов. Некоторые из них прошли через Дарницкий концентрационный лагерь, где погибло около 68 тысяч советских граждан. Но даже они признают, что история Бабьего Яра — это история ада на земле.

Бабий Яр — это наша общая боль. Здесь расстреливали и матросов Днепровской флотилии, и коммунистов-подпольщиков, и просто случайных прохожих, которые попадали в облаву. Здесь погибла прекрасная поэтесса, верная дочь украинского народа — Елена Телига.

И все же — самая большая боль Бабьего Яра — это боль еврейского народа. Бабий Яр и Холокост — это составляющие одного ряда, одного измерения и одной величины. Это один похоронный звон — трагический и величественный в то же время. О чем он напоминает, как не о миллионных жертвах расовой теории гитлеризма, согласно которой целому народу было предназначено исчезнуть с лица земли?

Бабий Яр напоминает и предупреждает о том, что, на первый взгляд, маловероятное может очень быстро приобрести реальные зловещие формы и что пренебрегать уроками истории недопустимо.

Находясь за пределами Украины, я всегда подчеркиваю: наше государство — пример того, что так называемый национальный вопрос может существовать в чисто теоретическом определении. В течение всей новейшей истории Украины со дня провозглашения ее независимости мы абсолютно сознательно работали над сохранением межнационального мира. Именно поэтому в Украине не было серьезных проявлений расовой дискриминации или межнациональных конфликтов.

Толерантность и уважение украинцев к традициям и культуре других наций, другого вероисповедания, другого мировоззренческого восприятия — это колоссальное достояние, данное нам Богом и пронесенное народом через века.

Другое дело, что сыграть на национальных чувствах пытаются некоторые политики, которые считают, что эта тема идеально годится для публичных размышлений о направляющей роли «генетических» украинцев в становлении нашей государственности. Время от времени такие пассажи можно услышать даже с экранов телевизоров.

Украинское правительство придает важное значение обеспечению прав национальных меньшинств, в том числе и еврейской общине. Часть мероприятий, направленных на сохранение ее традиций и культурных достижений, финансируется из государственного бюджета. Такие же подходы применяются и к другим общинам — татарской, гагаузской, польской... В основе нашей политики в этих вопросах лежит твердое убеждение в том, что несмотря на отсутствие каких-то серьезных проблем в сфере национальных отношений, их нельзя выпускать из поля зрения.

Национальные отношения, ровно же как и вопрос языка и культурного наследия — проблема очень деликатная и чувствительная. Используемые как инструменты в политической борьбе, они могут иметь абсолютно неожиданный резонанс, приобрести характер неуправляемой цепной реакции, высвобождая массу энергии, которую уже нечем будет остановить.

Правительство рассматривает вопрос межнационального согласия как неотъемлемую составляющую национальной безопасности, не менее важную, чем энергетическая, или скажем, экологическая составляющие.

В основе нашей политики лежит глубокое убеждение в том, что ни одно из национальных меньшинств, независимо от его численности, не должно ощущать себя на украинской земле нежелательной гостьей. Лозунги наподобие «свой к своему за своим» — это не из нашей программы и не из нашей идеологии.

Безусловно, существует проблема недофинансирования программ правительства на этом направлении. Избрав путь в объединенную Европу, где национальные меньшинства на территории государств-членов ЕС находятся на особом попечении власти, мы пока что не можем похвастаться тем, что в бюджете эти вопросы предусмотрены в полной мере. Тем не менее мы пытаемся находить средства на поддержку соответствующих образовательных программ, выпуск печатных изданий национальных обществ, организацию фестивалей культуры, содействие в поддержке контактов с исторической родиной.

Учитывая, что наше правительство видит своей первоочередной задачей обеспечение ускоренного развития экономики, мы ожидаем, что формируя государственный бюджет на 2007 год, мы сможем выделять на указанные потребности уже значительно большие средства, приближаясь таким образом к нормам и стандартам ЕС.

В этом контексте очень важным остается и языковой вопрос. К сожалению, будучи исторически разделенным на две части, украинское общество все еще не может преодолеть раскол, который возник в результате непонимания или нежелания отдельных политиков, понять объективность существования этого явления. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация, когда реально пользуясь при общении двумя языками, часть политикума отказывается признать право русского языка функционировать на уровне, который удовлетворил бы миллионы жителей юго-восточных регионов. Однако и в этом вопросе наблюдается определенный прогресс. Будучи политиками ответственными, мы идем на довольно продвинутые компромиссы, которые снимают остроту противостояния, превращая отмеченную проблему в предмет широкой общественной дискуссии. Именно на этом пути мы ожидаем достичь окончательного понимания, так же как достигли его, подписывая Универсал национального единства.

Мы говорим об этом накануне 65-й годовщины Бабьего Яра не случайно. История учит, что большие трагедии начинались с вещей, на первый взгляд, мелких и малозначительных — привлекательных утопий, политических спекуляций, популистских заигрываний с националистами. Появлялись вожди, указывающие на врага, который стоял на пути продвижения к общему благоденствию и благосостоянию.

Бабий Яр возник не на пустом месте. Его предтечей были первые митинги национал-социалистов, первые случаи попустительства темным силам, которые дремали в немецком обществе, ожидая день и час, когда им будет разрешено выползти из небытия.

Мы должны рассказывать о Бабьем Яре молодому поколению, которое, к счастью, не знает лихолетья войны. Следует шире знакомить молодежь с материалами Дармштадского процесса, на котором судили участников расстрелов в Бабьем Яру. Мы должны находить слова, которые будут вызывать у молодежи не только интерес, но и ужас, и стыд, будут укреплять веру в свои силы и любовь к ближнему, будут усиливать чувство патриотизма и уважения к другим народам.

Правда о Бабьем Яре звучит, как вызов самой жизни. Она страшна не только количеством крови невиновно убиенных, но и попытками замолчать эту трагедию. Но это наша история, мы не имеем права ее редактировать, а поэтому о Бабьем Яре следует знать. Чтобы еще через 65 лет наши потомки стояли у монумента жертвам этой трагедии с такой же задумчивостью, с которой стоим на этом месте мы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать