Порядок против истерики
Беларусь — Украина — 0:2
ДО ИГРЫ
Несмотря на большое турнирное значение игры с украинцами, психоза, замешанного на политике, наподобие того, который был два года назад в Москве, в Минске не наблюдалось. И не то, чтобы беларусы не болеют за своих, не любят футбола или не желают набрать на футболе политических очков. Просто все у наших северных братьев происходит в отличающемся от других стран измерении. Международный аэропорт Минска встречал два самолета с украинцами чуть не как инопланетян. После Борисполя воздушные ворота столицы Беларуси выглядели оставленной хозяевами усадьбой, в которую забрел случайный гость. Такой же неспешный провинциальный ритм господствовал и в столице. Говорить о том, что народ бойко обсуждал будущий футбол было бы преувеличением. И о выборах Лукашенко также никто не говорил. Минск в основном молчал, радуя глаз отремонтированными фасадами, вымытыми улицами и идеально подстриженными газонами. Искать в беларусской столице признаки футбольной активности было делом напрасным. Когда мы недовольны низкой посещаемостью стадиона «Динамо» или центральной арены нашей страны — «Олимпийского», мы и не подозреваем, какие мы счастливые. В Минске футбольной жизни практически нет. Национальное первенство выбарывают провинциальные клубы, которые не очень дорого обходятся предприятиям, которые опекаются ими, и не очень волнуют местных болельщиков. Поэтому о том, как воспринимать большой футбол и каким образом при этом вести себя, большинство беларусов просто забыло, или никогда не знало.
Местная пресса в достаточно банальной форме восхваляла Эдуарда Малофеева, объявляя его возродителем беларусского футбола, а также повторяя обещания названного специалиста всех обыграть, что очень напоминало стиль поручика Ржевского, традиции которого живут в этих краях еще со времен нашествия Наполеона.
Скромнее всего выглядела лукашенковская «Советская Беларусь», которая назвала игру с Украиной «футболом надежды нашей». Несмотря на все эти внешние атрибуты, вокруг стадиона «Динамо» в день игры не наблюдалось той атмосферы, господствующей вокруг наших стадионов перед решающими играми. Белые футболки с наскоро сделанными надписями «Belkevich» и «Hatckevich» ценой в 16 тысяч беларусских рублей (приблизительно 65 гривен) практически никто не покупал. Местный народ ограничивался копеечными красно-зелеными флажками и выглядел так, как будто впервые пришел на футбол.
Нет сомнения, что в Минске хотели положительного результата игры, однако той энергетики, того запала, который передается от одного зрителя к другому, когда в Киеве играет Украина, не чувствовалось и близко. Безусловно, среди белорусов есть, были и будут талантливые мастера футбола, так же, как среди финнов или норвежцев. Однако футбольной нацией белорусы никогда не будут, даже если выиграют кубок мира. Делало ли все это задание нашей команды более легким?
Вспомните, что с первой же игры отборочного турнира над командой Украины висело бремя широко объявленной «Цели- 2002», что вряд ли содействовало нормальному настроению на матче. Когда тебе втемяшивают, что ты обязан побеждать поляков, норвежцев, валлийцев, белорусов, мяч почему-то просто не лезет в ворота в простейших ситуациях. Белорусам же никто никаких задач не ставил, и если бы они были до 1 сентября не вторыми, а пятыми в группе, страна бы этого и не заметила. За год все изменилось. Теперь белорусские руководители почувствовали реальность поездки на мировой финал, и в результате начали повторять наших, провозглашая громкие лозунги. Наши также не отказывались от «Цели», заявляя, что шансы еще есть, но с нашей стороны это выглядело как подбадривание тяжело больного, что держись, мол, мы с тобой еще на свадьбе погуляем! Говорили, но почти не верили в Украине в возможность зацепиться за место в поезде в Корею-Японию.
Тем временем тренерский штаб сборной Украины продолжал работать. Возвращаясь к аналогии с почти безнадежно больным, заметим, что шанс выжить такой больной получает только, следуя всем рецептам и рекомендациям опытных врачей. Те же, кто верит сказкам о быстром исцелении, — обречены. Что мы слышали от Буряка и Веремеева, публично озвучивших мысли сурово-молчаливого Лобановского? Что наша команда, несмотря на очередную неудачу, продолжает готовиться, что тренеры и игроки идут верным путем, просто пока что нам не очень везет забивать голы в удобные моменты. Со стороны белорусов наоборот слышались громкие призывы и стихотворные заявления о том, что к успеху приведут… духовность и вера в Бога. Дополняло этот оригинальный метод подготовки футбольной сборной официальное присутствие на скамье запасных команды Беларуси бородатого вещуна, а на трибунах еще нескольких дополнительных экстрасенсов. С нашей стороны этим всем болотным чарам противостояла почти тысяча болельщиков, которые прибыли в Минск специальным поездом, украсив сектор стадиона украинскими знаменами и поддерживая нашу сборную. С беларусских секторов, которых было в сорок раз больше, народ пару раз попробовал скандировать «Беларусь!», а также затянул несколько раз давно забытое нами «Шайбу! Шайбу!». Сказать, что появление Александра Лукашенко на стадионе сопровождалось овацией нельзя — свиста было больше.
ИГРА
О том, какие трудности пришлись на наш футбол накануне игры с белорусами, было написано более чем достаточно. Невзирая на это, состав команды, вышедший на поле минского стадиона, был почти таким же, как в игре наших соперников в Киеве. Из одиннадцати игроков, которые «недодушили» на последних минутах команду Малофеева в марте, восемь опять появились на поле. Из новичков были только Вирт в воротах, Парфенов и Зубов в полузащите. Но это — по сравнению с мартом. Мы же знаем, что и донетчанин Зубов, и москвич Парфенов уже успели вписаться в модель игры Лобановского. Защитную линию у наших составили киевляне Ващук, Головко и Несмачный вместе с бывшим киевлянином — Лужным из Лондона. В полузащите играл также «шахтер» Тимощук, а в нападении его земляк Воробей вместе с Ребровым из вышеупомянутого Лондона. Кроме того, в нашей команде еще был Шевченко, участие которого в игре тревожило и внушало надежду одновременно.
Беларусы, несмотря на бодрые заявления своего тренера, вышли на поле только с одним нападающим Качуро, а все имеющиеся в наличии звезды в лице Гуренко, Яхимовича, Хацкевича и Белькевича были сориентированы на защиту. Все хорошо знали, что ничья хозяев целиком устраивала, а поэтому, как и весной в Киеве, «искренний» футбол Малофеева оказался глухой защитой.
Украинцы встретили желание белорусов не пропустить голы с пониманием. Наши не бросились вперед забивать, а начали понемногу «ощупывать» защиту хозяев, одновременно с ними преодолевая стартовый «мандраж». Когда все успокоилось, стало ясно, что гол в украинские ворота возможен только в том случае, когда наши сами себе его организуют. Такая попытка имела место во втором тайме, когда только чудо спасло наши ворота после грубой ошибки защиты и вратаря. Но это было уже потом. А сначала наши уверенно взяли контроль над центром поля, где видны были только тени Белькевича и Хацкевича. Звездные полузащитники белорусов не сумели «связать» игру своей команды, и вскоре хозяева думали только о том, чтобы не пропустить гол. Так бы оно и было. Созданные в результате давления на защиту белорусов голевые моменты по очереди «запороли» Парфенов и Шевченко. Последний вообще играл неизвестно где, появляясь в наиболее неожиданных местах поля. Лишним будет говорить, что мяч в ногах у Шевченко вызвал панику среди белорусов, но результата не было. Только после очередного неудачного прострела Зубова нашему супербомбардиру наконец посчастливилось: удар под перекладину вывел на последней минуте первого тайма Украину вперед, зажегши угасшие было надежды на первую в этом году победу в отборочных играх.
Во второй половине игры белорусы не то чтобы не бросились в атаку, а продолжали отбиваться. И здесь посчастливилось тому же Шевченко — рикошет после его удара сделал счет 2:0 в нашу пользу и снял чуть ли не все вопросы. Последние двадцать минут игры были похожи на урок футбола, который по случаю первого сентября украинские мастера решили дать белорусским первоклассникам.
Появились мысли о том, почему наши не делали этого раньше — весной, когда терялись такие нужные очки в как будто уже выигранных матчах. Ведь мы на самом деле сильнее!
Здесь лучше всего отослать себя к тем же тренерам сборной Украины, которые всегда говорили все хорошо, только немножко не везет. Теперь повезло, не могло не повезти, потому что Украина во всех восьми играх отборочного цикла таки играла в свою игру, невзирая на результат. Если не принимать во внимание последние минуты игры с Польшей, все время наш футбольный организм работал слажено, однако мяч в ворота влетал не всегда. Но о тренерах разговор особый. ПОСЛЕ ИГРЫ
Выжатые морально, как лимоны, Веремеев и Буряк, которые теперь ходят к журналистам вдвоем, были удовлетворены. А поскольку, если верить Льву Толстому, все счастливы одинаково, то и говорить с нашими тренерами не было особенно о чем, разве что поздравить с возвращением надежды на выход в мировой финал. Зато Эдуард Малофеев сразу же шокировал всех. Находясь в явно истерическом состоянии, тренер беларусов обвинил в поражении Белькевича с Хацкевичем, говорил о духовности, звал в свидетели Всевышнего, успев одновременно назвать себя животным и тихо обматерить нескольких журналистов. Малофеев сообщил, что в перерыве поссорился с Хацкевичем и заменил его, а Белькевич, хотя и не ссорился, тоже его, т.е. Малофеева, подвел. Что здесь сказать? Еще за два часа до этого тренер сборной Беларуси обещал всех обыграть и выйти на первое место, чуть ли не пел вслух, а теперь такой пассаж! Огорчительно проигрывать, огорчительно терять, возможно, последний в жизни тренерский шанс. Но ведь есть не писанные, но хорошо известные футбольные законы, по которым за результат отвечает тренер. А когда он сразу после игры перекладывает вину на игроков — очень жалко возглавляемую им команду.
Нескоро теперь будет в Минске большой футбол с полными трибунами. Полусонная страна недозавершенного социализма и непочатого капитализма вернется к предыдущему состоянию, где футбол существует только по телевизору, т.е. в Европе или в России. Мы же остаемся с нашим футболом, который еще ничего пока не добыл. Мы обыграли всего лишь Беларусь, и за путевку на мировое первенство нам еще бороться и бороться. Наши игроки пока что не являются суперзвездами, а сборная Украины чемпионом хотя бы чего-нибудь. Но у нас есть национальная команда, последовательно работающая по одному плану, строя игру, которая, возможно, принесет впоследствии более серьезные успехи. В нашей сборной при любых игровых и жизненных неурядицах сохраняется порядок. И это дает надежду. Ибо в конечном итоге выиграет всегда порядок. Другое дело, что он есть не только у нас.
Выпуск газеты №:
№157, (2001)Section
Панорама «Дня»