Постреволюционные торги
Возможно ли в Кыргызстане двоевластие?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050331/457-3-1.jpg)
Исполняющий обязанности президента Кыргызстана Курманбек Бакиев призвал бежавшего из страны кыргызского лидера Аскара Акаева не возвращаться, так как это может привести к новым вспышкам насилия. «Я бы посоветовал ему не приезжать, потому что его возращение в настоящий момент нецелесообразно. Страсти еще не улеглись. Если он решит вернуться в ближайшее время, это может привести к беспорядкам не только в Бишкеке, но по всей республике», — сказал Бакиев в телеобращении, транслировавшемся по национальному телевидению. Акаев прибыл в Россию 24 марта после переворота в Кыргызстане, однако заявил, что готов вернуться в том случае, если новые власти гарантируют ему безопасность. О том, как могут дальше развиваться события, — в интервью с кыргызским экспертом.
Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Кубан МАМБЕТАЛИЕВ , аналитик, руководитель общественной организации «Журналисты», Бишкек:
— Какими вы видите сценарии дальнейшего развития событий в Кыргызстане?
— Эпоха Аскара Акаева завершилась бесповоротно и окончательно. И все его выступления в российских масс- медиа о том, что он готов вернуться в случае предоставления гарантий безопасности, — это уже прошлое. Он поступил как дезертир, бросив страну, свою команду. Вспомните, как Александр Керенский всю жизнь оправдывался, что он не одевал женского платья и не убегал из Зимнего дворца. Теперь Акаев будет всю жизнь оправдываться, что его не заворачивали в ковер и не выносили из Дома правительства. Его главная ошибка, что он, выбирая между страной и семьей, отдал предпочтение семье. Сейчас началась новая эпоха, и самое важное, чтобы она была не эпохой второго культа личности, а эпохой демократического развития. Основа для этого есть — воля кыргызского народа, который не смирился с существующим до сих порядком вещей. Понадобилось 14 лет, чтобы завершить эпоху культа личности Акаева. Если бы он достойно ушел с поста пять лет назад, то остался бы в истории СНГ образцом выполнения конституции страны, которая предусматривает только два президентских срока. Вопреки этому, он пошел на третий срок. Начиная с 2000 года накапливались протестные настроения среди граждан, что вылилось в революцию. Аскар Акаев сполна расплатился за созданный культ личности. Теперь он рассказывает о гарантиях. Но сегодня его уже никто не ждет в стране.
— Эксперты обращают внимание на своего рода революционную волну на постсоветском пространстве — вначале Грузия, потом Украина и теперь — Кыргызстан. Что общего между этими революциями, а что их отличает?
— Общее — воля электората. Все революции начались из-за несправедливого выборного процесса. А детали — разные. В Кыргызстане, к сожалению, не удалось избежать погибших и раненных. А все разговоры о средствах, выделяемых на проведение революции — полнейший абсурд. Да, Запад помогает, но эти деньги шли на установление демократического общества. И эти грантовые суммы абсолютно не сравнимы с многомиллионной помощью, выделяемой правительствам на различные программы по развитию. Все разговоры об экспорте революции не имеют никаких оснований.
— Тем не менее Кыргызстан называли островком демократии в Центральной Азии. Вы считаете это преувеличением?
— Так Кыргызстан назвали иностранные политики, когда в середине 90-х годов в стране можно было наблюдать расцвет демократических принципов, когда, к примеру, выходила масса независимых изданий. Когда же власть начала «душить» все проявления свободы, то заговорили уже не об островке демократии, а о материке авторитаризма.
— Вчера Бишкек посетили министры иностранных дел Украины и Грузии. Какой вы видите роль Киева и Тбилиси в урегулировании постреволюционной ситуации в Кыргызстане?
— Роль может быть очень значительной. Мы уже сейчас можем наблюдать поддержку на уровне межгосударственных отношений. Нынешний министр иностранных дел Кыргызстана Роза Отунбаева — очень опытный дипломат, раньше она уже занимала должность главы внешнеполитического ведомства. Поэтому, думаю, дипломатический диалог между нашими странами будет очень плодотворным и активным. Визит министров подтверждение того, что в страну вернулась стабильность.
— Существует мнение, что следствием кыргызской революции станет двоевластие, когда будет избран новый президент, но старый не сложит своих полномочий. Как в Бишкеке рассматривают подобный вариант? Какие еще существуют риски?
— Ничего подобного не произойдет. Если он и президент, то — в бегах. Что он может сделать? Государственный переворот? Нет. Подобные заявления существуют, но они носят характер примитивного торга, фарса. Риски существуют другого рода. Опасность может исходить от непримиримости нынешних политиков в их борьбе за портфели. Тогда может возникнуть риск столкновения южного и северного электората страны. Но сейчас, думаю, этот вопрос не острый, как это было во времена Акаева.
Выпуск газеты №:
№57, (2005)Section
Панорама «Дня»