Перейти к основному содержанию

Позитивный сценарий для Молдовы

Кальман МИЖЕЙ: Подходы Украины и ЕС по приднестровскому урегулированию совпадают
13 июля, 21:32

Какая перспектива возобновления процесса приднестровского урегулирования и как могут повлиять на разрешение приднестровского конфликта запланированные на 29 июля выборы до молдавского парламента и отставка председателя Верховного Совета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики? Достаточно ли внимания уделяет украинское руководство процессу приднестровского урегулирования? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью специального представителя Евросоюза в Молдове Кальмана Мижея.

— Господин Мижей, в интервью румынской газете Romania Libera вы заявили, что Молдова не может объединиться с Румынией по примеру двух Германий, как на том настаивают некоторые политические силы в обеих странах. Действительно ли существует вероятность такого сценария? Ведь это фактически означает бесполезность усилий ЕС разрешить приднестровский конфликт.

— Я думаю, что это журналистские сенсации. Все члены Евросоюза выступают за территориальную целостность Молдовы за ее хорошее европейское будущее. Поэтому я думаю, что здесь нет вопросов.

— Вы говорите, что все европейские страны выступают за территориальную целостность Молдовы. Но вопрос звучит со стороны румынских журналистов. Наверное, это неслучайно, ведь в этой стране есть силы, которые выступают за включение Молдовы в состав Румынии.

— Журналисты могут иметь свое мнение. А официальная позиция страны совпадает полностью с европейской позицией.

— А если говорить о Молдове, нет ли среди молдаван тенденции относительно присоединения к Румынии, которая является членом ЕС и богаче, чем Молдова.

— Я могу откровенно сказать, что огромное большинство граждан Молдовы и политические классы выступают за территориальную целостность и независимость страны. И мы считаем, что это здорово для Молдовы, для людей этой страны. Именно это дает хорошую долгосрочную перспективу.

— А последние выборы в Молдове, неспособность нового парламента избрать президента, как все это повлияло на процесс приднестровского урегулирования? Насколько сильно был отброшен назад этот процесс?

— Я думаю, что не сильно. Мы все в формате «пять плюс два» работаем, чтобы к 5 октября подготовить условия для возобновления официального переговорного процесса. С одной стороны, мы призываем наших партнеров начинать процесс без условий. С другой стороны — нам будет нужно стабильное правительство в Молдове, стабильные государственные органы. И как мы всегда подчеркиваем — меры доверия, регулярные встречи даже сейчас между чиновниками и политиками по обе стороны Днестра. Все это может позитивно повлиять на атмосферу, что будет иметь важный эффект на возобновления переговоров.

— А почему выбрана дата 5 октября, а не сентября?

— Потому что мы неформально собрались в Вене и решили вместе, что 5 октября реалистическая дата. Ибо до этого «три плюс два» хочет встретиться с новыми молдавскими государственными лицами, а также с руководством Тирасполя и после этого можно сформировать окончательной форме график этой встречи. Это потребует времени и поэтому эта дата хорошая для возобновления встреч.

— Господин Мижей, а как могут повлиять на разрешение приднестровского конфликта запланированные на 29 июля выборы до молдавского парламента? Можно ли сейчас делать прогнозы по этому поводу?

— Для нас важно то, чтобы выборы отвечали международным стандартам, чтобы они были свободными и справедливыми.

— Как вы считаете, будет ли ощущаться фактор России на этих выборах?

— Россия не является участником выборов. Она является важным участником двухсторонних отношений. Эти отношения развиваются в разных сферах и во время предвыборной кампании. У нас нет никаких комментарием по этому поводу.

— Поскольку вы находитесь в Киеве, то, очевидно, вы рассчитываете найти какую-то поддержку приднестровского урегулирования?

— Украина является очень важным стратегическим партнером Евросоюза, включая приднестровское урегулирование. Здесь наши подходы очень сильно совпадают. Они совпадают в том, что для урегулирования приднестровского конфликта — самое важное, чтобы в Молдове была стабильная демократия. И я считаю, что наши украинские друзья-партнеры очень сильно заинтересованы в том, чтобы демократические принципы еще больше укрепились в Молдове. В этом также заинтересован ЕС.

— Хотелось бы услышать от вас, достаточно ли внимания уделяет украинское руководство — президент и правительство, процессу приднестровского урегулирования, учитывая то, что в Приднестровье проживает много украинцев?

— Конечно, Украина имеет большой интерес к Приднестровью и по этой причине, которую вы назвали. Кроме того, не менее важным является фактор региональной угрозы и поэтому в стратегических интересах Украины разрешение этого конфликта. Как я уже упоминал, наши интересы совпадают и мы координируем наши усилия с украинскими коллегами.

— Тем не менее, возможно вы ожидали более активных действий со стороны Украины в реализации экономических проектов в Молдове. Но как объяснить то, что и европейские проекты откладываются?

— Конечно, когда в Молдове существует ситуация с повторным проведением выборов, то реализация некоторых проектов может задерживаться, как с Украиной, так и с Евросоюзом. Также приостанавливается работа по приднестровскому урегулированию. Но это цена, которую Молдове приходиться платить за то, что это молодая демократия, в которой возник внутренний конфликт. Мы надеемся и стараемся, чтобы он разрешился с укреплением демократических механизмов. В таком случае можно будет сказать, что этот трудный период был использован в пользу будущего Молдовы. И мы работаем над тем, чтобы реализовать этот позитивный сценарий.

— А вам не кажется, что ЕС мало делает, чтобы продемонстрировать свою привлекательность как Кишиневу, так и Тирасполю? По крайней мере, такое впечатление складывается со стороны.

— Интеграционные процессы Молдовы с Евросоюзом уже имеют свою историю. На душу населения Молдова получает больше других стране, не являющихся членами ЕС. И эта помощь с каждым годом растет. Это нужно учитывать. Страны Евросоюза являются самыми большими акционерами в МВФ и Мировом банке. Следует обратить внимание на «Восточное партнерство», которое при председательстве Швеции начнет работать. Мы ожидаем, что от этого партнерства Молдова получит конкретную помощь. Кроме того, осенью этого года ЕС начнет с Молдовой переговоры по новому соглашению. Поэтому мы надеемся, что осенью у нас будет сильная динамика отношений с Молдовой.

— Вы не говорите о Приднестровье. Какие проекты ЕС ведет или собирается вести с этим регионом Молдовы и существуют ли механизмы подключения Приднестровья к программе «Восточное партнерство»?

— Поскольку Приднестровье является частью Молдовы, то, конечно, все внешние отношения этой страны с Евросоюзом, с ее самым большим экономическим партнером имеют непосредственное или косвенное влияние на Приднестровье. Мы также ожидаем, что после формирования нового правительства внимание Кишинева еще больше будет сконцентрировано на всех территориях, всех сферах жизни, и, в то же время, будут укрепляться внутренние интеграционные механизмы с Приднестровьем. Я уверен, что именно в этом направлении мы будем идти.

— Видите ли вы со стороны приднестровского руководства более конструктивный подход к сотрудничеству с Кишиневым?

— У нас укрепляется сотрудничество с этим регионом. В последнее время Еврокомиссия предложила ряд проектов, которые направлены на население Приднестровья. Мы ведем интенсивный диалог с приднестровскими властями.

— А как на этот диалог может повлиять отставка председателя Верховного Совета непризнанной ПМР?

— Для нас работа с Приднестровьем не зависит от одного или другого руководителя. Очень важно, чтобы внутренние процессы в Приднестровье тоже развивались в направлении демократизации и более прозрачных процессов. Именно с этой точки зрения мы смотрим на внутренние споры и конфликты, которые происходят в Приднестровье. Но при этом мы не можем быть участниками этих споров.

— Кстати, приднестровское руководство постоянно выступает против Миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM). Не существует ли угрозы, что эта Миссия может быть закрытой?

— Нет, Миссия не будет закрыта. И Молдова, и Украина в последнее время очень сильно выражали желание, чтобы продолжать и углублять работу EUBAM. Ожидаются новые вызовы и поэтому нам надо еще много сделать, чтобы работа на границах и таможне была прозрачной и эффективной. Чтобы в работе этих органов все меньше и меньше было коррупции, и чтобы было все больше и больше сотрудничества между молдавскими и украинскими таможенниками и пограничниками. А также, чтобы стала более эффективной работа внутри страны между ведомствами. Я считаю, что EUBAM работает весьма удовлетворительно как со стороны Молдовы, так и Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать