PR — с кавычками или без?
«Незахороненное тело (Георгия Гонгадзе. — Ред. ) уже стало частью огромного PR-проекта, который до сих пор не завершен. И в нем Георгия можно хоронить или возрождать так часто, как это нужно его новым клиентам», — так звучит один из финальных аккордов фильма «PR», премьера которого состоялась на телеканале ICTV в минувшие выходные.
Один из авторов и продюсеров этого фильма, как сообщил генеральный директор ICTV Александр Богуцкий на состоявшейся накануне премьеры презентации фильма для журналистов, — Чарльз Кловер — сделал себе имя в британской газете «Financial Times». Сейчас он работает спецкором в Афганистане, а последний год серьезно занимался расследованием исчезновения Георгия Гонгадзе. По мнению Александра Богуцкого, и американские эксперты, и украинские политики в этом фильме иногда говорят вещи, которых они бы никогда не сказали украинскому журналисту... И не согласиться с этим мнением трудно. Фильм «PR» вообще поражает количеством приглашенных свидетелей и экспертов: начиная от украинского крестьянина, сын которого нашел «таращанское тело», и заканчивая Президентом Украины Леонидом Кучмой. И хотя западного журналиста нельзя назвать беспристрастным (оценочные суждения — вроде «политический поджог с целью свержения Кучмы» — звучат не только от экспертов, но и «за кадром»), тем не менее, «PR» действительно позволяет зрителю сравнить свои оценки, мнения, высказанные ранее в отечественной прессе и, возможно, несколько иначе расставить акценты в событиях, связанных с «делом Гонгадзе», и «кассетным скандалом». Нельзя не заметить, что мы до сих пор являемся в некотором роде заложниками невысказанной позиции по отношению к этому скандалу, а ведь в современной геополитике вес имеют как раз страны, у которых есть собственная позиция по тем или иным ключевым вопросам. Хотя, как показал интерактивный опрос, проведенный в «Свободе слова» (ICTV) в воскресенье, не так уж мало у нас и тех, кто придерживается мысли, что подобные фильмы нужно (пора!) делать и в Украине (поддержали эту идею около тысячи дозвонившихся).
Безусловно, звучащие в фильме оценки иногда чересчур непривычны — в частности, если говорить о довольно неоднозначной трактовке авторами или экспертами «PR» журналистской деятельности самого Георгия Гонгадзе. Запомнилось высказывание директора частного российского сыскного агентства «Совершенно секретно» Андрея Константинова, сравнившего журналиста с медиком, подпадающим под защиту Красного Креста — но лишь до той поры, пока он остается нейтральным. Как только журналист начинает заниматься черным PR, Красный Крест его уже не защищает...
Авторы «PR» попытались представить кризис, связанный с исчезновением Георгия Гонгадзе и последовавшим «кассетным скандалом», в геополитическом контексте. «Цепочка» раскручивается следующим образом: борьба за президентское кресло в Украине; вступление в битву за контроль над Украиной США и России; акцент на том, что если бы в результате «кассетного скандала» Леонид Кучма вынужден был бы сойти со сцены, в выгодной позиции оказался бы пользующийся симпатиями в США Виктор Ющенко (бывший на то время премьером и, соответственно, — законным преемником Президента в случае его отставки). Авторы фильма обращают внимание и на то, что снятие Ющенко с поста премьера привело к «затуханию» скандала. Довольно нелицеприятная оценка дана Александру Морозу, обнародовавшему пресловутые аудиозаписи, несмотря на то, что голоса на них, как оказалось, так и не смогли с уверенностью идентифицировать в результате самой первой — голландской — экспертизы. Да и другие факты, о которых уже не раз писали в украинских СМИ (как то: место захоронения «таращанского тела», хронологические несоответствия в аудиозаписях, роль в скандале «Радио «Свобода» и др.) предстают в «PR» более сфокусированно. «В фокусе» оказываются в большинстве случаев одни и те же «мишени» — Александр Мороз и Виктор Ющенко. Последний, кстати, сообщает интернет-издание «Форум» (www.for- ua.com), опроверг утверждение, которое навязывает фильм, о том, что блок финансируется американцами. «Это огромная ложь, — сказал он. — Юристы готовят соответствующий судебный иск к телеканалу». Мотивы понятны. (Хотя не понятно, почему иск адресуется телекомпании, а не авторам фильма). Для обиды вполне бы хватило и высказанной авторами «PR» версии о поддержке Виктора Андреевича миллиардером Джорджем Соросом. Как и нижеприведенного высказывания американца-мецената: «Я знаю Ющенко довольно хорошо, быть может, даже несколько лучше, чем Кучму, ведь у меня с ним больше близких тем. Хотя в современной Украине очень трудно сказать, кто собственно реформаторы и действительно ли они отстаивают чистые, честные принципы или просто борются за власть». В контексте того, что сложившаяся после исчезновения Гонгадзе политическая конъюктура была, действительно, довольно выгодной для Ющенко, который, вероятно, не случайно избегал конкретных оценок по отношению к «кассетному скандалу», высказывание Сороса может быть воспринято, опять же, неоднозначно.
А интернет-издание «Форум» (www.for-ua.com) обнародовало высказывания Виктора Андреевича, огорченного тем, «что такие материалы начали появляться на телеканале, которым руководит зять президента» (речь идет о бизнесмене Викторе Пинчуке). Понятно, что этот аргумент — один из последних, которые должны были бы приводиться. Ющенко сводит претензии не к сути, а к известным ему понятиям — «кум», «сват» и т.д. Тем не менее, показ подобного фильма незадолго до выборов (даже, не смотря на то, что многие выдвинутые в нем версии выглядят довольно обоснованными) вполне может сыграть на руку тому же Виктору Андреевичу, в очередной раз приподняв его рейтинг методом «от обратного» — «ругают, значит хороший». Впрочем, политический координатор блока «Наша Украина» Роман Бессмертный (недавний представитель Президента в парламенте) рассматривает фильм «PR» «не как критику Виктора Ющенко или блока, а как очередную попытку дискредитации украинского государства». Роман Бессмертный также расценил фильм, продемонстрированный на ICTV, как «откровенное и прямое вмешательство других государств во внутренние дела Украины». По его словам, авторы фильма, «смонтировав его в Украине, но выдавая за зарубежный», тем самым переступили черту закона (а где доказательства, что монтировалось в Украине?).
И все же, несмотря на довольно неоднозначное отношение к данному фильму (уже упомянутый опрос, проведенный «Свободой слова», показал, что не понравился он несколько большему числу зрителей из тех, кто принял участие в опросе), подобные фильмы, пожалуй, имеют право на существование — разумеется, при условии, что каждый из них представляет не единственный, а ОДИН ИЗ взглядов на проблему. Ведь, как отметил один из опрошенных создателями фильма экспертов, политолог Владимир Малинкович, «открытое общество надо делать открыто». Кстати, об открытости: во вторник телеканал ICTV планирует провести обсуждение фильма «PR».
КОММЕНТАРИИ
Вячеслав ПИХОВШЕК, телеведущий:
— Фильм «PR» на ICTV — это лишь одна из версий того, что произошло вокруг скандала с Гонгадзе. А если у зрителя или читателя есть возможность сравнить версию этих авторов с другими версиями, присуствующими на этом рынке, тогда получается хорошо.
Я надеюсь, что канал ICTV сделает публичными и другие версии скандала с Гонгадзе, дав зрителю возможность выбирать.
По поводу возможного иска блока Ющенко «Наша Украина» к ICTV, это им решать, что их оскорбляет, а что их не оскорбляет. Пусть готовят такой иск, только субъектами этого иска должны быть авторы фильма, а не канал ICTV. Это мог транслировать любой другой канал.
Оскорбление Ющенко: не знаю, мне показалось это неоправданным. Я понимаю, почему он это сделал, но то, что он отказался давать интервью для этого фильма, является неоправданным. (www.part.org.ua)
Директор Института политики Николай ТОМЕНКО считает, что демонстрация фильма американских авторов о «кассетном скандале» в Украине на телеканале ICTV «практически не повлияет» на симпатии избирателей в стране. Вчера, в интервью Интерфакс-Украина Николай Томенко назвал этот фильм «тусовочной вещью, которую посмотрит политическая элита, и будет дебатировать». «Это игра внутри политической элиты, и на общественные интересы это абсолютно не повлияет», — подчеркнул он. Он также подчеркнул, что «люди из окружения Президента, которые делали этот проект, делают медвежью услугу» Президенту Украины Леониду Кучме. «Поскольку фактически «кассетный скандал номер 2» (речь идет об обнародовании телефонных разговоров лидеров блоков «Наша Украина» и «Единство» Виктора Ющенко и Александра Омельченко. — Ред. ) не станет реальностью, они пытаются воскресить в памяти общества историю с «кассетным скандалом», и это, в первую очередь, вредит Президенту, потому что он является ключевым игроком (первого «кассетного скандала». — Ред. )», — пояснил политолог. Вместе с тем Николай Томенко подчеркнул, что проект создания этого фильма «финансово обоснован, и готовился в течение полугода». Этот фильм, по его словам, является «очередной версией того, кто заказывал» «кассетный скандал», которую он считает неубедительной.
Андрей ТЫЧИНА, «1+1»:
— Фильм, безусловно, является тем, чем и называется. Учитывая это, по моему мнению, не стоит говорить ни о его художественной, ни о публицистической ценности, ни о ценности для жанра журналистского расследования. С политической точки зрения это вполне оправданный PR- ход накануне выборов, но направленный не на широкую публику (аудитория канала, на котором он транслировался, слишком мала), а на реакцию внутри политической среды. Вполне понятно, почему под этим произведением стоят подписи исключительно западных телевизионщиков, ведь «американская» версия «кассетного скандала» из уст кого-либо из русских или украинских журналистов выглядела бы слишком тенденциозной. Поэтому вопрос, почему такой фильм не создали в Украине является риторическим (если его действительно создали не в Украине). Все «независимые» эксперты, оценки которых раздаются в кадре, подобраны просто и со вкусом, начиная с «бывшего диссидента» и завершая «русскими детективами», хотя неподготовленный зритель вряд ли заметит здесь какую-то тенденцию. Большое количество других разноплановых лиц гармонично оттеняют их оценочные утверждения. В общем за счет вала фактажа и нескольких эксклюзивных информаций фильм выглядит глубоким, профессиональным и беспристрастным. Вот только для полноты картины остро недостает других версий событий полуторагодовой давности, которых вполне хватает.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Главный редактор службы информации украинского телеканала ICTV Дмитрий Киселев считает неправильным использовать документальный фильм «PR» как предвыборную технологию, компонент политической борьбы. «Мы — за самое широкое обсуждение этого фильма», — заявил Д.Киселев в интервью Интерфакс-Украина в понедельник, сообщив, что пригласил к участию в своей авторской программе во вторник вечером лидера блока «Наша Украина» В. Ющенко и — по телефону — находящегося на больничном секретаря СНБОУ Е. Марчука. Ожидается участие сопродюсеров фильма П. Пауэла (с помощью телемоста с Америкой) и Ч. Кловера (по телефону из Афганистана), а также — сокоординатора акции «Украина без Кучмы» В. Чемериса, журналиста Л. Малазонии, депутата В. Суслова, политолога В. Маленковича.
Выпуск газеты №:
№50, (2002)Section
Панорама «Дня»