Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прага: ехать или не ехать?

14 ноября, 00:00

Владимир ГОРБУЛИН, председатель государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса:

— Я бы с самого начала вел себя иначе. И во всей этой ситуации я не вижу никаких юридических аспектов, никаких юридических проблем. Это — искусственно сконструированная ситуация. Если бы она была препарирована через прогнозируемые показатели, то ее бы не было.

Обе стороны должны были вести себя по-другому. Я же сейчас могу отвечать лишь за то, что до декабря 1999-го поставок «Кольчуг» Ираку не было. Что же касается последующего времени — то я лишь уверен, что этого не было. И я бы никогда не выносил в плоскость экспертной комиссии обсуждение этого разговора, который сейчас будоражит всех, который выносится на обсуждение в ООН. Как будто у ООН нет других проблем, которыми нужно заниматься. Мы сами немало способствовали тому, что произошел уход этой ситуации в совершенно иную систему координат.

Самое же печальное в этой ситуации — что резко ухудшились украинско-американские отношения. Это — самый серьезный аспект, который обязательно нужно учитывать.

Александр СУШКО, Центр мира, конверсии и внешней политики Украины:

— Уроки «кольчужного» скандала свидетельствуют, что «игры в открытость» могут быть опасными и неуместными, если за ними не стоит искреннее стремление установить истину. Из действий украинской стороны создается впечатление, что ей есть что скрывать. Печально, однако, что такие действия не оставляют шансов на нормализацию отношений со США и НАТО — а именно это является наибольшей проблемой внешней политики Украины на нынешнем этапе. В первую очередь, речь идет о нежелании предоставить публичные разъяснения относительно разговора Кучма- Малев, являющегося предлогом для развертывания скандала. Сначала украинская сторона попробовала занять позицию «разговор был, однако продажа не состоялась», потом, под воздействием сторонников жесткой линии, факт разговора стал опровергаться, что, при наличии данных экспертизы ФБР, неминуемо завело двусторонние отношения со США и отношения с НАТО в тупик. Исчерпанное ныне доверие должно восстанавливаться в первую очередь честностью и открытостью поведения, а не хитростями. К таким хитростям вынуждены отнести и попытку перенести вопрос на уровень ООН. Американская сторона будет рассматривать ее исключительно как попытку тянуть время. Если Украине нужна нормализация отношений, а не их окончательное свертывание, следует отказаться от неестественной и неадекватной позы «маленьких, но гордых» и вести себя по-союзнически.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА, член рабочей группы по исследованию России и стран СНГ при Фонде «Наука и Политика», Берлин:

— Подозрение, что Украина продала радиолокаторы типа «Кольчуга» в Ирак, в основном не изменило отношение Германии и других стран Запада к сегодняшнему украинскому правительству. Дело в том, что проблемы начались давно. Начался этот процесс с сентября 2000 года, с «дела Гонгадзе».

Скандал вокруг «Кольчуг» — это только последняя часть длинного ряда. Правда, реакция Вашингтона и Лондона более ясная, чем реакция других европейских столиц. Скандал безусловно повредит репутации Украины в НАТО и ЕС. Знаком этого является то, что у президента Кучмы, похоже, не будет возможности участвовать в саммите НАТО в Праге. Участие на президентском уровне было бы очень важно для подтверждения европейского курса страны узкого сотрудничества с НАТО и Европейском Союзом. Отказ от приглашения Кучмы является сильным ударом против проевропейских и прозападных сил в Украине. Возможно, в дальнейшем следует ожидать политической ориентации украинского правительства в направлении Москвы. Возможно также, будут возбуждаться антизападные настроения среди украинского населения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать