Перейти к основному содержанию

Премьерский лот

Экономика против интересов
08 июня, 00:00

В тот же день А.Кинах в качестве президента УСПП сделал доклад на заседании правления этой ведущей бизнес-организации страны, обращенный не столько к ее членам, сколько к парламентариям. Народный депутат Виталий Майко, отвечая в кулуарах на вопрос «Дня», заявил от имени группы коллег о том, что они готовы поддерживать премьера, поскольку «знают результаты его работы», а также уверены, что никакой премьер не сможет нормально управлять страной, если не знает, какой срок ему для этого отведен. «Игры вокруг украинских премьеров показали, — сказал В.Майко, — что именно из-за этого мы очень слабо двигаемся вперед». По мнению депутата, Кинаху нужно дать поработать хотя бы пару лет, чтобы закрепить достигнутые результаты. А если мы возьмем за п равило без особых причин, только из-за чьих-то амбиций менять премьеров, считает В.Майко, то каждый из них будет решать только сиюминутные проблемы. На долгосрочные программы, определяющие будущее страны, такой премьер не сможет ориентироваться.

Кстати, выступая перед промышленниками и предпринимателями, премьер не только подвел итог сделанному, выделив при этом существенный рост реальной зарплаты и определенную этим активизацию внутреннего рынка (рост розничного товарооборота в стране за четыре месяца превысил 18%), но и очень уверенно строил прогнозы и планы. В частности, правительство намерено и дальше наращивать внутренний рынок, в первую очередь, путем повышения его платежеспособного спроса. Это, по словам премьера, будет обеспечиваться снижением налогов на доходы населения, а также путем повышения пенсий. Отметив, что в нынешней обстановке нечего рассчитывать на принятие нового Налогового кодекса, А.Кинах настаивал на том, чтобы внести необходимые изменения в законы с тем, чтобы бюджет следующего года был принят на измененной налоговой базе с учетом ликвидации необоснованных налоговых льгот. При этом премьер отметил, что возможности дополнительной «пенсионной» нагрузки на зарплату работающих уже исчерпаны, и без полномасштабной пенсионной реформы эту проблему не решить. Правда, среди направлений развития внутреннего рынка премьер почему-то особо выделил курс на развитие украинского автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения.

Создается впечатление, что правительство старается аппелировать к разуму и патриотическим чувствам своих оппонентов, убеждая их в том, что сейчас не время для распрей. Будет ли оно услышано? Отвечая на вопрос «Дня», премьер подчеркнул свою обеспокоенность дальнейшим развитием событий в Украине и сказал о недопустимости утраты «положительной динамики развития». По его словам, правительством наработан проект документов, направленный на возобновление сотрудничества между законодательной и исполнительной властью, в частности, возобновление деятельности постоянно действующего консультативного совета парламента и правительства — механизма взаимодействия на этапе подготовки законопроектов. @=> Окончание на 4-й стр.

Между тем правительство, сосредоточившее в эти дни основное внимание на концептуальных вопросах, не выпускает из виду и конкретных проблем. В частности, большой резонанс вызвало знаковое решение (указ Президента) о смещении Юрия Недашковского с должности руководителя «Энергоатома» и назначении на эту должность Сергея Тулуба. Что означает политически то назначение, говорить пока рано, Дело, скорее всего, в проблемном состоянии атомной отрасли. Юрия Недашковского называли человеком Юлии Тимошенко. А по списку «НУ» в парламент прошел Зураб Жвания (помните, компанию «Бринкфорд»?) Очевидно, «наши» в парламенте, продолжавшие косвенно контролировать эту крупнейшую государственную энергетическую структуру, таким образом поставлены в равные условия с другими участниками рынка и получили серьезный сигнал о том, что кадровые вопросы в энергетике будут решаться отнюдь не на основе их амбиций.

ВОПРОС «Дня»

Кому выгодна отставка Кабинета Кинаха?

Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:

— Есть две стороны, которые наиболее заинтересованы в изменении состава и руководства Кабинета Министров. Это несомненно фракция «Наша Украина», где давно вынашиваются планы формирования обновленного состава правительства, как стартовой площадки при подготовке к президентским выборам, а также часть групп влияния, представляющих региональные элиты в составе «Единой Украины». Здесь сказывается то, что со многими региональными элитами власть «не рассчиталась» за позитивный исход избирательной кампании. Меновой стоимостью было усиление участия в исполнительной вертикали, в том числе и Кабинете Министров.

Президент объективно в нынешней ситуации ориентируется не столько на фигуру, сколько на возможные выгодные для себя конфигурации во взаимоотношениях с парламентом, силами, представленными в исполнительной вертикали и собственным окружением. Для Президента важно, чтобы премьер мог решить в ближайший год ряд тактических задач: вывести состав Кабмина из сферы конфликта между парламентом и Президентом, желательно исключить Кабмин из президентской игры, что предполагает возможность при необходимости своевременно поставить туда человека, который будет считаться преемником, и чтобы правительство работало в техническом режиме, а не в политическом. А вот в парламенте сейчас как раз ставится вопрос о том, что правительство должно выполнять прежде всего политические функции, и его состав должен формироваться на основании политического компромисса.

Если региональные элиты, которые действительно еще месяц назад откровенно претендовали на руководство Кабмина, будут недостаточно сильны, чтобы представить свою «золотую карту» в парламенте, тогда, конечно, Президенту будет выгодно сохранить нынешний состав правительства, протянув его хотя бы на год, чтобы можно было установить контроль над новым форматом исполнительной вертикали накануне президентских выборов. Если же в парламенте будет доминировать оппозиция, то Президент не будет идти на открытый конфликт с парламентом и ему будет выгодно разыграть фигуру-компромисс. Условием будет утверждение технического премьера, бесперспективного с точки зрения большой политической игры. Это может быть либо представитель региональных элит, либо один из действующих технических министров. Однако, Президент никогда не пойдет на то, чтобы представители или регионов, или оппозиции навязали ему сильного кандидата на пост премьера. Но может пойти на компромисс по поводу состава правительства, если это будет гарантией, что руководство такого состава правительства не будет политически активным. Не исключено, что начавшийся диалог между «Нашей Украиной» и «Единой Украиной» закончится разговором по поводу компромиссного состава Кабмина. И Президент может поддержать такой вариант, единственным условием которого будет то, что премьер должен быть техническим, а не политическим.

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Понятно, что за отставку правительства Кинаха сейчас ратуют две политические силы — представители блока Юлии Тимошенко и «Наша Украина». Что касается БЮТ, то им выгодна любая дестабилизация ситуации. Сейчас, учитывая отсутствие устойчивого большинства в парламенте, а также скорое начало будущей президентской кампании, снять правительство — означает «снять» стабильность. Я не исключаю, что осенью или весной будущего года, когда будет вменяемое парламентское большинство, когда конфигурация будущей борьбы более или менее прояснится, тогда может быть смена правительства для создания более устойчивых условий под будущую конфигурацию в ВР. В сегодняшней ситуации это выгодно, как мне представляется, тем, кто хочет ввести элементы дестабилизации в политическую ситуацию, то есть БЮТ.

А что касается Ющенко, то я бы не сказал, что его цель — это такого рода дестабилизация ситуации. Мне кажется, что ему нужно получить утверждение его мнимой победы на выборах. А для этого нужно посадить какого-то нового человека на пост премьера, даже не обязательно уже самого Ющенко. Я думаю, что на самом деле, это больше метод политической борьбы для самоутверждения, чем желание взять на себя ответственность в исполнительной власти. И это совершенно неоправданно и абсолютно бессмысленно и в стратегическом и в тактическом плане.

Если говорить об экономических предпосылках желания сместить правительство Кинаха, то для удовлетворения каких-то своих лоббистских интересов всегда есть у групп влияния стимул поставить своего человека в правительство. Но в сложившейся ситуации мне представляется, что Кинах в той или иной степени все основные группы удовлетворяет. Поэтому я не вижу причин, почему, например, донецкая группа желала бы поставить своего человека. Судя по принимаемым решениям правительства в топливо- энергетической отрасли, в экономической программе Кабмина нет таких позиций, которые категорически были бы неприемлемыми для донецкой группы. Поэтому я не вижу оснований, для чего бы они ставили на кон сегодня своего премьера. Я думаю, что должна сначала организоваться более- менее устойчивая конфигурация в парламенте.

Наталия ТРОФИМОВА, «День» Дмитрий ЖИРЕНКО
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать