Президент денег парламенту не даст
Хотя это от него и не зависитНе будем сейчас говорить о том, кто прав, а кто виноват в бюджетной проблеме, поговорим только об адекватности реакции на нее Президента. В его заявлении отчетливо прослеживается противоречие между Кучмой-политиком и Кучмой — официальным лицом, (более того — главой государства). Противоречие это состоит в постоянном использовании полномочий главы государства «не по назначению», для решения сугубо политических проблем. В данном случае, Кучма-политик желает продемонстрировать заботу о принятии бюджета на новый год и заявляет о готовности прибегнуть к способам, находящимся, по его мнению, в его административном арсенале. Отметим, что речь не идет об отдании Президентом распоряжений своим подчиненным, речь идет о давлении на другой орган власти, не подчиняющийся и не подотчетный Президенту. Кроме того, если Президент думает, что если он на законных основаниях может прекратить финансирование парламента, то он ошибается. Хотя Кабинет Министров и обязан руководствоваться актами Президента, сам Президент согласно ст. 106, п. 31 может издавать указы и распоряжения только «во исполнение Конституции и законов Украины». Ни то ни другое не предусматривает влияния Президента на бюджетный процесс.
Таким образом, Президент предлагает решать бюджетный вопрос за счет ущемления прав законодательного органа и средствами, которые не относятся к его компетенции.
К сожалению, подобный стиль свойственен Леониду Кучме. Он не приносит ему дивидендов как политику. Действительно, угрожая нелегитимными способами воздействия, Кучма создает психологическую ситуацию, которая подразумевает, что конфликт зашел так далеко, что другие — законные — меры, уже не могут быть использованы. При этом он никогда не исполняет своих угроз, что вызывает недоумение и разочарование (на чисто психологическом уровне, не вдаваясь в подробности относительно пользы заявляемых Президентом мер). Но это, как говорится, проблемы самого Кучмы. Для страны же его проблемы приводят к одному — дискредитации института президентства и власти вообще.
Кроме обещания не давать денег парламенту, Леонид Кучма подтвердил свое намерение вынести на референдум вопрос о депутатской неприкосновенности, если парламентарии не дадут согласия на привлечение к уголовной ответственности по представлению Генеральной прокуратуры. Сегодня «многие депутаты прячутся за своими депутатскими мандатами», добавил Л.Кучма.
В то же время, по словам главы государства, он «ни в коем случае не выступает против цивилизованной неприкосновенности, которая существует в большинстве стран мира».
Все эти сентенции можно трактовать как некоторый новый поворот в истории с отменой депутатской неприкосновенности. Если до сих пор о том, что отменить неприкосновенность депутатов Президент хочет в целях борьбы с Павлом Ивановичем, говорили люди посторонние, то теперь он сказал об этом сам. То, что для борьбы с «нераскаявшимся» Лазаренко нужно угробить одну из основ демократии, видимо, не сильно волнует администрацию. Впрочем, здесь автор не совсем прав. У Президента появились и новые нотки, видимо, ему намекнули, что депутатская неприкосновенность существует во всех развитых странах, где нет особенной необходимости кого бы то ни было ее лишать. Остается, правда, неясным — где причины, а где следствия — то ли сначала «у них» была неприкосновенность, а потом порядок, то ли наоборот. Пока что мнение администрации расходится с мировым опытом.
КОММЕНТАРИИ
В интервью журналистам заявление Президента, сделанное в Александрии, прокомментировали председатели фракций ВР:
Вячеслав ЧОРНОВИЛ (Народный рух):
Кто-то ему очень плохо пишет рекомендации. Меня часто волнует окружение Президента. Говоришь с ним — вроде умный человек, все понимает, соглашается и вроде дает какие-то распоряжения. Потом кто-то приходит — и все летит вверх тормашками. Мне уже не хочется заходить к Президенту с серьезными предложениями. Он согласится, но обязательно все будет сделано наоборот. Парламент и Президент такие, каких мы заслужили. Так может прекратить финансирование и Президента? Он ведь тоже не реализовал программу, обещанную в 1994 году.
Александр ЗИНЧЕНКО (СДПУ(о)):
— Я не воспринимаю какую-либо силовую установку на решение бюджетной проблемы. Не стоило бы вводить в политическую жизнь такие методы. Но я согласен с Президентом, что бюджет должен быть принят. И желательно сделать это до начала финансового года, а не спустя два-три месяца. При любом негативном отношении к скороспелым бюджетам держать экономику в ручном управлении нескольких людей тоже невозможно.
Виталий КОНОНОВ (Партия зеленых):
— От такого заявления Президент, безусловно, выиграет, а ВР выставляется в невыигрышном свете. Это, конечно, не совсем этично по отношению к парламенту, поскольку ВР представлена разными идеологиями, не совсем правильно трактовать парламент как какой-то монолит. Нет сомнения, что такое давление необходимо. Возможно, оно будет способствовать принятию решения по бюджету.
Петр СИМОНЕНКО (КПУ):
— Начинается схема запугивания, уже отработанная при продавливании Конституционного договора, Конституции. Гарант Конституции не хочет, чтобы бюджет был на основе действующих законов, в частности расходная часть, обеспечивающая социальную защиту населения и стратегические направления развития государства. Вот и идет опять политическая игра — давление на ВР.
Выпуск газеты №:
№250, (1998)Section
Панорама «Дня»