Президент предложил Олега Шамшура на пост главы МИДа
Депутаты решили: без разговора не обойтись
Кто такой мистер Шамшур? Пожалуй, вчера это был самый обсуждаемый вопрос в кулуарах Верховной Рады. Многие депутаты чуть ли не впервые услышали эту фамилию. До недавнего времени самой вероятной кандидатурой на пост министра иностранных дел считался действующий посол Украины в России Константин Грищенко. Но, как видим, Виктор Андреевич предпочел другого посла — потомственного дипломата Олега Шамшура, который с декабря 2005 является послом Украины в США.
— Кроме меня, в блоке Литвина его никто не видел, — признался «Дню» Олег Зарубинский, — очевидно, надо сначала встретиться с человеком, узнать его взгляды. За «кота в мешке» никто голосовать не будет.
На совете коалиция также решила, что без разговора не обойтись. Но вполне возможно, что голосование состоится уже в этот четверг (если Олег Васильевич, конечно, успеет до завтра встретиться с депутатами). Скорее всего, не обойдется без политических торгов. В БЮТе очень рассчитывают на пакетное голосование. Тимошенко нужно заполнить вакансии министра финансов, председателя Фонда государственного имущества, Антимонопольного комитета и Госкомтелерадио...
А пока совет коалиции направил Президенту запрос: а чем его, собственно, не устраивает Борис Тарасюк? Обращение подписали лидеры трех фракций — Иван Кириленко (БЮТ), Николай Мартыненко (НУ-НС) и Игорь Шаров (блок Литвина). Они просят Виктора Ющенка мотивировать свой отказ. Впрочем, сам Борис Иванович на совете коалиции очень высоко оценил профессиональные качества Олега Шамшура. Хорошего мнения о нем и Арсений Яценюк. «Я его очень хорошо знаю как посла, и я с ним не имел никаких проблем (находясь на посту министра иностранных дел)».
Олег Шамшур является активным сторонником вступления Украины в НАТО. На страницах «Дня» он неоднократно заявлял, что отказ предоставить Киеву Плана действий по присоединению к Альянсу является ошибочным.
Свою позицию по многим политическим вопросам Шамшур изложил в феврале 2009 года на страницах The Washington Times. Вот как смотрит Олег Шамшур на проблему Крыма: «То, что Крым входит в состав Украины, — не большая «причуда истории», чем то, что Калифорния принадлежит Соединенным Штатам, а Сахалин — России. Не следует также забывать и о том, что задолго до основания базы российского флота в Севастополе полуостров был густо населен различными этническими группами. В 1940-х годах Иосиф Сталин депортировал сотни тысяч крымских татар, а также греков, немцев и болгар из Крыма в Среднюю Азию. На их место пришли русские поселенцы».
По поводу положения русского языка он заявил: «Я не согласен с тем, что правительство Украины также внесло свой вклад в нарастание напряженности, введя новые языковые законы. Если вспомнить, что 90 процентов украинского книжного рынка занимают русскоязычные издания, около 60 процентов печатных СМИ выходят на русском, а на Крымском полуострове действуют всего семь украинских школ, утверждения о том, что украинское правительство притесняет русский язык, будут выглядеть просто нелепо. Новые языковые законы всего лишь возвращают украинцам право говорить на родном языке после столетий русификации».
Шамшур изложил свою позицию и по Черноморскому флоту: «Российский Черноморский флот является в большей степени политическим и экономическим инструментом, чем значимой военной силой. Тем не менее, он потенциально способен принимать активное участие в вооруженных конфликтах в противоречие украинским государственным интересам и поэтому представляет собой крайне серьезную проблему для безопасности Украины».
Очевидно, что все эти высказывания не найдут отклика в сердцах Партии регионов и коммунистов. Но коалиция на их голоса в кадровых вопросах особо и не рассчитывает.
Олег Шамшур — профессионал, к тому же, нейтральная фигура и за ним нет скандалов и негатива. А сейчас, как известно, спрос на новые лица...
КОММЕНТАРИЙ
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— Я считаю, что это довольно неплохой выбор, возможно, даже оптимальный. В принципе ряд претендентов был довольно длинным. Но было достаточно сложно найти профессионального, опытного и при этом политически нейтрального человека, который исповедует европейские и евроатлантические ценности, пользуется доверием Президента и при этом не вызывает аллергию у парламентских фракций. Мне кажется, что у парламента нет серьезных оснований не поддерживать эту кандидатуру. Конечно, торги будут, но есть шанс, что Олега Шамшура утвердят на должности министра иностранных дел. Он достаточно спокойно воспринимается в украинских дипломатических кругах. Многие из его коллег знали, что с его уровнем подготовки можно претендовать на эту должность.
Что он сможет сделать? На мой взгляд, к сожалению, не много. Возлагать сверхбольшие надежды на ту или иную кандидатуру на должность министра иностранных дел тоже не стоит. Ведь руководит и будет руководить внешней политикой Президент Украины. При этом мы перешли к парламентско-президентской республике, где все больше полномочий пытаются перебрать на себя правительство и парламент, в том числе в сфере внешней политики.
Министр может давать более или менее эффективные советы. Если говорить о европейской и евроатлантической интеграции, то она останется абсолютно прогнозируемой, стабильной и последовательной. На российском направлении будут сделаны попытки скорректировать тактические действия и найти возможности достижения взаимопонимания по конкретным вопросам, требующим решения. Но я не думаю, что от личности министра в значительной мере будут зависеть те или иные изменения во внешней политике.
Для нового министра важным вызовом станет вопрос возвращения к единому центру формирования и осуществления внешней политики. Но считаю, что сконцентрироваться ему придется на менее амбициозных вопросах, чем реализация европейского и евроатлантического курса Украины. Хотя он является уверенным и стойким сторонником такой стратегии развития Украины. Я думаю, что в первую очередь ему придется уделять внимание вопросам ресурсного и финансового обеспечения деятельности центрального аппарата и иностранных представительств дипломатической службы Украины. Сегодня крайне сложная ситуация с работой посольств, очень серьезные ограничения. Ясно, что от экономического и финансового кризиса страдает вся страна. Но то, что работает на привлечение инвестиций и имидж Украины, должно быть приоритетом и должно поддерживаться.
Кадровый вопрос стоит на втором месте. Полагаю, что будут изменения среди высшего руководства Министерства иностранных дел на уровне заместителей министров.
Следующей по важности задачей для нового министра станет улучшение имиджа Украины за границей. А чтобы это сделать, нужно улучшить информационную составляющую деятельности Министерства иностранных дел. Но при этом следует максимально избегать и насколько это возможно дистанционировать деятельность дипломатической службы от внутриполитической конкуренции, которая по мере приближения к президентским выборам будет перерастать в конфликтные ситуации. Я считаю, что в этом вопросе Олег Шамшур является опытным человеком, который сможет найти общий язык с разными политическими игроками. К сожалению, ему придется больше заниматься внутренней политикой, чем внешней. Но это обусловлено сегодняшней ситуацией в Украине.
Выпуск газеты №:
№45, (2009)Section
Панорама «Дня»