Придется что-то делать...
Сам по себе документ состоит из пяти разделов: «Политические и экономические вопросы», «Вопросы безопасности и обороны и военные вопросы», «Защита и безопасность информации», «Правовые вопросы», «Механизмы имплементации». В каждом разделе перечислены принципы и цели, достичь которых планируется путем выполнения положений документа.
В частности, среди целей, поставленных перед собой Украиной, и перечисленных в первом разделе — укрепление демократических и избирательных институтов, укрепление полномочий и независимости судебной власти, содействие постоянному развитию и укреплению гражданского общества, верховенство права, защита основных прав человека и гражданских свобод, обеспечение свободы вероисповедания, обеспечение свободы собраний, укрепление гражданского демократического контроля над Вооруженными силами и сектором безопасности в целом, борьба с коррупцией, отмыванием денег и незаконной экономической деятельностью, проведение необходимых мер для изъятия из черного списка FATF, обеспечения равновесия между тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной — путем конституционных и административных реформ.
В сфере внешней политики среди определенных целей — обновление внешней политики и политики в области безопасности с целью отражения цели Украины касательно полной евроатлантической интеграции, реформирование государственных органов в сфере национальной безопасности и обороны, которое бы отражало евроатлантическую политику Украины, утверждение Украины как ключевого донора региональной стабильности и безопасности, полное соблюдение международных обязательств по контролю над вооружениями, расширение участия в международной борьбе против терроризма, дальнейшее проведение необходимых внутренних мероприятий в области борьбы с терроризмом, в частности, путем укрепления безопасности границ и системы экспортного контроля.
Украина обязуется привести свое внутреннее законодательство в соответствие с правилами и процедурами, принятыми на евроатлантическом пространстве.
В экономических вопросах среди поставленных целей — создание условий, необходимых для вступления в ВТО, введение моратория на инициирование законопроектов о налоговых льготах, проведение реформ оборонной экономики, создание институционной среды, стимулирующей деловую активность, проведение экономических и структурных реформ, создание необходимых предпосылок для формирования среднего класса, усиление энергетической безопасности.
Совершенствование и обеспечение реализации гарантий свободы слова и мнений, свободы печати, свободного выражения взглядов и убеждений и доступа к информации, обеспечение свободного получения, публикации и распространения информации средствами массовой информации — среди целей, определенных в информационных вопросах. И здесь же — углубление информационного измерения сотрудничества Украина— НАТО, повышение уровня осведомленности общественности о НАТО путем сотрудничества Украины с НАТО в сфере информации.
О необходимости реформирования Вооруженных Сил, усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами говорится во втором разделе (Вопросы безопасности и военной политики), в этом же разделе — и цели военного сотрудничества с НАТО. Тут — и достижение полной взаимосовместимости со стандартами НАТО, повышение уровня профессиональной подготовки Вооруженных Сил, усиление роли Украины как ключевого участника региональных операций по преодолению последствий природных бедствий, развитие сотрудничества между учеными.
План действий, таким образом, является действительно прежде всего программой для проведения радикальных внутренних реформ, «масштабной домашней работы», как это говорилось в Праге. Целевой план действий на 2003 год — второй документ, принятый в Праге, содержит детали и цели, поставленные именно на этот год, и его обнародование ожидается через две-три недели.
Выполнение Плана действий будет означать переход его из качества внутренней стратегии для Украины в козырь, который Киев сможет положить на стол переговоров. Соответственно, невыполнение только подтвердит давний тезис скептиков о том, что в Киеве любят декларировать, а не выполнять взятые на себя обязательства.
Совсем нетрудно заметить, что основные положения Плана действий совместимы с так называемыми Копенгагенскими критериями вступления в Европейский Союз. Критерии усложняются с каждым годом — очевидно, ввиду того, что выше становятся общие стандарты самой среды. Еще в прошлом году украинские дипломаты отмечали, что тогда, как развитие отношений с ЕС на 90 процентов зависит от внутренней политики, и только на 10 — от дипломатических усилий, то в отношениях с НАТО — наоборот. С принятием и опубликованием Плана действий Украина — НАТО, только выполнение которого даст возможность говорить о присоединении Украины к Плану действий по получению членства, стало очевидным, что место дипломатии и в процессе евроатлантической интеграции — не настолько значительно. И роль военного сотрудничества также со временем перестает быть ведущей.
Возможно, недавние заявления посла США при НАТО Николаса Бернса и других представителей стран Запада о том, что Украина в ближайшем будущем не сможет стать членом НАТО связаны именно с тем, что такой объем работы, который запланирован Планом действий, за два- три года выполнить невозможно. Собственно, План действий, поддержанный НАТО, — это просто план построения в стране нормального государства, с которым можно иметь дело, и сказав «а» — разработав документ — следует сказать «б», то есть доказать себе и другим способность выполнить его и пойти дальше.
Выпуск газеты №:
№12, (2003)Section
Панорама «Дня»