Перейти к основному содержанию

Пример позитивного мышления

Александр КВАСЬНЕВСКИЙ о своем видении Года Польши в Украине
27 марта, 00:00
На следующей неделе состоится официальное открытие Года Польши в Украине. Хотя не совсем так, как планировалось. Вчера стало известно, что президент Польши Александр Квасьневский будет в Киеве не три дня, а один. Секретарь польского Совета национальной безопасности Марек Сивец сказал, что «государственного визита на следующей неделе не будет из-за внутриполитической ситуации в Польше». Дело в том, что в Польше довольно давно назревал кризис правящей партии «Союз левицы демократичной». Именно в эти дни в Варшаве проходит съезд этой партии. Польские масс-медиа не исключают, что очень скоро вынужден будет уйти с премьерской должности Лешек Миллер. Господин Сивец отметил, что несмотря ни на что Александр Квасьневский примет участие в открытии Года Польши в Киеве, а также проведет встречи со своим коллегой Леонидом Кучмой, премьер-министром и некоторыми другими политиками. Свою встречу с украинскими журналистами польский лидер вчера начал с того, что отметил: сокращение визита в Украину ни в коем случае не следует связывать с состоянием отношений между Киевом и Варшавой.

— Сокращение визита вызвано исключительно внутренними причинами в Польше. Как известно, в нашей стране развернулась горячая дискуссия относительно работы правительства. Нам нужно время для политических консультаций. Понедельник и вторник будут очень важными днями. Я не хочу, чтобы возникали какие-либо сомнения относительно причин сокращения визита. Я оцениваю отношения Украины и Польши как очень добрые. Стратегическое партнерство, которое мы хотим реализовать, наполнено очень глубоким содержанием. Убежден, что Год Польши в Украине станет очередным доказательством нашей близости, соседства, симпатии. Для меня лично очень важно, чтобы наши отношения развивались. С самого начала моего президентства я считал украинско-польское примирение одной из главных целей. У нас очень много достижений. В качестве примера можно взять отмечание годовщины на Волыни, как бы тяжело это ни было. Очень хорошо также развивается экономическое сотрудничество. Польша в последние годы не давала никаких оснований для того, чтобы кто-то мог подумать, будто мы не очень заинтересованы в развитии отношений с Украиной. Мы очень заинтересованы не только в двухстороннем сотрудничестве, но и в привлечении Украины к трансатлантическому диалогу. Мы поддерживаем Украину в ее сотрудничестве с НАТО и Евросоюзом. Конечно, надо вспомнить о нашем братстве по оружию, которое мы проявляем сейчас в Ираке. Это — лучшее доказательство того, насколько эффективным может быть польско-украинское сотрудничество.

— Каким должен быть конечный результат Года Польши в Украине? В чем его значение в первую очередь для украинского общества?

— Год Польши должен стать тем периодом, который будет дополнять двухсторонние отношения человеческим содержанием. Это момент, позволяющий показать достижения культуры и привлечь к участию очень многих людей — художников, артистов, ученых... Этот год важен для углубления контактов между Украиной и Польшей. Мы решили организовать своеобразную демонстрацию — Польша, которая входит в Европейский Союз, не отворачивается от своего ближайшего соседа на Востоке и хочет с ним сотрудничать. Это наша цель и наша стратегия. Так же важно будет то, что будущий год будет Годом Украины в Польше. Он также станет своеобразной демонстрацией в соседнем государстве проевропейской политики Украины. Надеюсь, что этот год, благодаря хорошему началу во вторник, а впоследствии благодаря действиям разных учреждений ускорит решение многих вопросов. Очень важно, что между нами нет языкового барьера. В наших языках больше общего, чем между польским и словацким. Мы можем встречаться без переводчиков. Это позволяет любому человеку из Киева хорошо чувствовать себя в Варшаве, то же самое касается и поляков, приезжающих в Киев.

Мы сняли в отношениях определенное напряжение. Сейчас есть ухоженные украинские кладбища в Кракове, в Люблине, в Варшаве. Мы не открыли кладбище во Львове, но оно ухожено, в хорошем состоянии кладбища в Харькове, на Волыни. Это все доказывает, что напряжение уменьшается. Многие люди старшего поколения просто иногда хотят приехать и посмотреть на места, которые знают с детства. Значит, это тот момент, в котором к политическим следует добавить общественные контакты. Немного доброго, положительного чувства.

— Как будут развиваться отношения Украины и Польши после расширения Европейского Союза?

— Польша войдет в ЕС 1 мая этого года. Для Варшавы это историческое событие. Во время референдума подавляющее большинство поляков сказали «Да!» вхождению Польши в ЕС. Я убежден, что расширение Евросоюза дает новые шансы Польше и также хорошо послужит развитию наших контактов с Украиной и другими соседями — Россией и Беларусью. С самого начала мы считали, что вступление Польши в ЕС не может создавать никаких барьеров в отношениях с нашими партнерами. Здесь не может возникнуть никакой стены или завесы, даже если бы эта завеса была очень тонкой. Мы будем политически сотрудничать с Украиной. Думаю, нам удалось выработать очень хорошие визовые принципы. В экономическом плане мы тоже станем более интересными партнерами. Для нас очень важно путем такого взаимодействия привлечь Украину к европейскому сотрудничеству. Думаю, что для многих присутствующих в Польше инвесторов, даже из третьих стран, вступление нашей страны в ЕС может быть поощрением работать также в направлении украинского рынка. Я считаю, что вступление Польши в ЕС может стимулировать крупные потоки заграничных инвестиций и в Польшу, и в Украину. Это, конечно, потребует соответствующих усилий.

Польша хочет использовать в ЕС свое географическое положение, чтобы убедить Брюссель проводить восточную политику, чтобы это направление развивалось так же, как, например, средиземноморское. Есть еще северное, но очень активно именно средиземноморское направление, касающееся государств Северной Африки. Недавний визит британского премьер-министра Тони Блэра в Ливию — не случаен. Такую же активную политику мы должны вести относительно стран Востока — Украины, России и Беларуси. Нет оснований считать, что присоединение Польши к ЕС приведет к каким-либо негативным последствиям. Ведь доступ к польскому рынку будет проще, легче. Во многих отраслях будет ниже пошлина. Поэтому я призываю украинских предпринимателей, чтобы они смотрели на это положительно и подумали, что можно получить от членства Польши в Евросоюзе.

Я был недавно с визитом в странах Ближнего Востока — Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Саудовской Аравии, Катаре. Они все считают, что вступление Польши в ЕС станет шансом для их торговых и инвестиционных возможностей. Я не думаю, что украинцы должны думать иначе. Мы также хотим, чтобы Украина шла в ЕС и была в перспективе сначала ассоциированным, а впоследствии и полноправным членом Европейского Союза. В этом заключается наша вера и надежда. Хотя решение будут принимать сами украинцы. Мы не хотим тут предпринимать каких-либо действий вместо украинской власти.

— Насколько возможно повышение уровня сотрудничества Украины и НАТО во время Стамбульского саммита, который состоится в июне? Готовы ли Польша и другие западные страны поддержать в этом Киев?

— Без всяких сомнений. Мы хотим, чтобы Украина была представлена на саммите на наивысшем уровне, а встречи проходили в атмосфере искренности и доброжелательности. Надо принять во внимание присутствие Украины в таких нелегких местах, как Балканы и Ирак. Есть все основания высказать благодарность украинцам за все их действия. Надеюсь, что этот саммит будет удачным, хотя надо помнить, что он проходит во время, когда и в Украине, и в Соединенных Штатах будут проходить предвыборные кампании. Это момент не простой, но я считаю, что в Стамбуле будет очень хорошая встреча.

— Для украинцев оказалось довольно болезненным решение в Польше относительно «Гуты Ченстоховой». Может ли Варшава пересмотреть объявленные результаты?

— Во-первых, это не компетенция президента. Этим занимаются отдельные министерства в правительстве. Во время соревнований в тендере всегда кому-то приходится проигрывать. Понятно, что проигравший всегда переживает чувство сожаления. Мы приняли во внимание замечания украинского правительства. Премьер- министр Виктор Янукович отправил письмо Лешеку Миллеру. Скоро будет дан ответ. Чтобы дать его компетентно, мы создали группу, которая должна оценить всю процедуру и посмотреть, были ли ошибки, недостатки. Комиссия должна завершить работу на следующей неделе. Если мы увидим, что процедура тендера была правильной, то решение следует поддержать. Но если были какие-то неправильные действия, ситуация будет другой. Однако этот случай не надо трактовать как «быть или не быть», потому что мы тоже соучаствуем во многих тендерах. Некоторые выигрываем, а некоторые проигрываем. Вы, вероятно, знаете о наших стараниях получить контракты в Ираке. Такова природа всех тендеров. Но я хочу сказать, что мы заинтересованы в присутствии украинского капитала, украинских предпринимателей. Министерство государственной казны Польши предложило перечень из двухсот проектов, к участию в которых приглашает украинцев. Что касается ИСД, то это также серьезное предприятие. Мы будем его приглашать к приватизации.

— Говорят, что в Польше есть человек, чья популярность «угрожает» вашей. Это ваша жена Иоланта Квасьневская. Как вы относитесь к перспективе стать мужем президента Польши?

— Решение об участии моей жены в выборах не принято. Что касается моей жены, то это одно из самых тяжелых решений для нее. Политическая ситуация в Польше достаточно сложная. Когда меня спрашивают, представляю ли я свою жену президентом, я отвечаю: да, конечно. Могу представить, потому что она очень способная, образованная женщина. Единственная проблема — мне трудно себя представить в роли «first lady». Но я к этому отношусь с юмором, с улыбкой и думаю, что ближайшие месяцы дадут ответы на многие вопросы. Я рад, что моя жена оставила уже что-то для истории. Она создала концепцию первой дамы — человека, не привлеченного к политике, но занимающегося очень полезной общественной деятельностью с молодежью, больными людьми. Это пример, дополняющий действия президента, которому в ежедневной политической кутерьме не хватает на это времени. Я ей благодарен, что она создала такой формат — дополнение действий президента.

— Украина и Польша принимают участие в стабилизации Ирака. Обе страны, очевидно, рассчитывали и на определенную экономическую отдачу от своего вклада в безопасность Ближнего Востока. Почему так случилось, что этой отдачи пока что нет? Что бы вы сказали тем политикам, которые требуют возвращения контингентов из Ирака?

— Хорошо, что вы задали эти два вопроса вместе, потому что они взаимосвязаны. Мы взяли на себя очень сложную задачу — стабилизировать ситуацию в Ираке. Можно будет серьезно участвовать в реконструкции Ирака только тогда, когда там стабилизируется ситуация. Дело продвигается медленно, но продвигается. Есть новая конституция, 1 ию ля должно быть новое правительство, потом должны состояться под патронатом ООН выборы. Все это требует присутствия, а не вывода войск. Если бы мы сегодня вывели войска из Ирака, то заменили бы стабилизационную миссию дестабилизационной. Тогда можно забыть о любых контрактах, проектах. Кто будет делать бизнес в стране, где царит хаос? Кто захочет вкладывать туда инвестиции? В разных странах мира благодарят нас — и Украину, и Польшу, — везде нас поддерживают, потому что выход из Ирака грозил бы тотальной дестабилизацией. Нужно помнить, что в Ираке проживают три этнические группы, и сохранения интегральности этой страны очень трудно достичь. Есть внешние влияния и есть террористические группы. Нельзя выводить войска. Надо работать над позитивным сценарием, чтобы контроль над страной перешел к иракскому правительству, а нынешние военные были заменены на миротворцев. Все это должно происходить под патронатом ООН и при нашем участии. Я убежден, что если мы будем мудро заботиться о восстановительных проектах, то и Польша, и Украина будут принимать в них участие. В этом вопросе я оптимист, так как вижу, сколько там уже делается, сколько общих польско-арабских действий. Приглашаю к таким переговорам и украинцев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать