Перейти к основному содержанию

Профицит поддержки?

Критики утверждают, что бюджет — предвыборная взятка избирателю-2006
28 марта, 20:53
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Итак, Верховная Рада приняла первый революционный бюджет. Приняла с «профицитом» голосов (377). Заслуга в этом, безусловно, принадлежит премьер-министру Юлии Тимошенко, пассионарность и работоспособность которой стали своеобразным горючим бюджетного процесса. Правительство довольно, как и многие граждане, которые, еще не получив дополнительных средств, уже вносят изменения в домашний бюджет и задумываются над тем, какие, доселе неподъемные, покупки смогут произвести. Это, так сказать, потребительская сторона бюджетной медали. На ней крупными буквами написано — растущий внутренний спрос. Что, безусловно, хорошо. Поскольку спрос, как известно, стимулирует производство. Правда, позитив тут распространяется лишь до тех пределов, пока не зашкалит инфляция, что, по мнению многих экспертов, вовсе не исключено. Очень опасным местом является реверсная сторона бюджета. Именно та, где зарабатываются деньги. Перекос в сторону потребления, и почти полное невнимание к нуждам промышленности и экспортеров может замедлить обороты экономики. И тогда страна недосчитается многого из того, что должно было наполнять ее доходы, а правительству не останется ничего другого, кроме как включать печатный станок...

А еще у этой медали есть обод. Именно на нем она вкатилась в парламент. Критики утверждают, что бюджет является предвыборной взяткой избирателю-2006.

Есть негатив в бюджетном процессе и для власти. Сегодня крупный и средний бизнес далеко не во всем поддерживает бюджетные новации Тимошенко. Соответственно, очень сильно колеблются и его представители во властных структурах. С очень резкой критикой бюджета, еще и на «5-м канале», выступил первый вице-премьер Анатолий Кинах. Это могло бы привести к правительственному кризису. Есть и «рецепт Порошенко», выписанный, правда, по случаю критики председателем СБУ Турчиновым увольнения своего первого зама. Следуя этому рецепту, чиновник имеет право критиковать шефа после подачи заявления об отставке. Демарш Кинаха — это вторая после нефтяного скандала в Минюсте ситуация, которая говорит о внутренних противоречиях в Кабмине. А может, это сигнал бизнесу и промышленникам: жесткую установку Тимошенко («делиться!») в Кабмине поддерживают не все.

КОММЕНТАРИИ

Валерий ГНАТЮК, директор центра развития экономики предприятия «Будсервис»:

— Сиюминутная выгода может привести к экономическому коллапсу и, просто-напросто, может произойти новая революция. Есть предпосылки считать, что у нового правительства нет целевой программы развития Украины, разные министры делают по одному и тому же вопросу противоположные выводы или совершают противоположные поступки, которые приводят к недоразумениям. Нет целостной стратегической программы, каждый старается подтянуть свое ведомство, никто не может никому уступить. Все происходит галопом, затыкаются «дыры»: полетел сервер на таможне, мы занимаемся таможней, заходит речь о реверсе нефтепровода Одесса — Броды, занимаемся нефтью. О том, что будет через год, никто не думает.

Владимир СПИВАКОВСКИЙ, президент Международного лицея «Гранд»:

— Правительство принимает решения не на всю жизнь, не на сто лет вперед, а ситуативно, исходя из той ситуации, которая сейчас существует в экономике. И если сегодня есть проблемы, то их и начали решать. Я считаю, если бюджет социально направленный, то на эти годы это правильно. Потому что «закапывать» деньги в землю бессмысленно. Я столько лет наблюдал, сколько денег вкладывалось в предприятия, в механизацию, и сколько за счет этого отмывалось денег... Поддержать население зарплатами и пенсиями, чтобы люди отдали эти деньги за продукты и тем возобновили цикличность экономики, это, на мой взгляд, очень мудро. А стагнация для убыточных предприятий, тех, которые отмывают деньги, и чья норма рентабельности превышает 500%, вполне правильно. Премьер нашла болевые точки и рассудила, как правильно действовать.

Василий РОДИОНОВ, генеральный директор компании «ПентоПак»:

— Сейчас мы боремся с коррупцией, говорим «контрабанде нет», уверяем, что чиновники не будут брать взятки, что обладминистрации будут очень честными.

Но ведь ответственны не только те, кто берет взятки, а и те, кто их дает, в том числе и своему народу. По другому нельзя оценить принятые на прошлой неделе поправки к бюджету — это, собственно, просто подкуп народа. Это и есть самая разрушительная коррупция, которую можно назвать, потому что она абсолютна экономически не обоснована.

Добиваться успеха на выборах, расплачиваясь за это стагнацией экономики, нельзя ни в коем случае. Речь не идет о том, что какие-то свободные экономические зоны перестанут существовать, или будут отменены другие преференции для промышленности. Сейчас нужно думать о рабочих местах, о том, что будет завтра. Я могу судить по тем предприятиям, которые находятся в поле моего зрения, — там на 20—30% может быть уменьшено количество рабочих мест. Это тот результат, который с помощью данного бюджета получит наша исполнительная власть.

Вадим БОДАЕВ, директор представительства компании «СигмаБлейзер»:

— Лично меня, как и всех, интересуют собственные успехи, которые тесно связаны с успехами экономики. Следовательно, допускать стагнации экономики нельзя. Но с профессиональной точки зрения власть пока поступает правильно, проводя те или иные реформы, а уж насколько они популярны, имеет второстепенное значение.

Андрей БЛИЗНЮК, директор Национальной ассоциации развития торговли и сервиса:

— Я не считаю, что все развивается достаточно успешно. Экономика сейчас работает достаточно нормально и даже радует, что силовых вмешательств нет и не было. Кроме того, в правительстве работают грамотные экономисты, которые сотрудничают с депутатами и, что очень важно, с общественными организациями. Поэтому, я думаю, что решения, которые выходят из-под пера, в большинстве своем продуктивны. Конечно, есть ошибки, но правительство готово к диалогу. Я понимаю, что социальная направленность бюджета требует денег, и, соответственно, представители крупных промышленных групп, лишенные своих преференций, могут быть недовольны.

***

Владимир МАЙСТРИШИН, народный депутат:

— Тут есть два момента: положительный и отрицательный. Положительный — мы пытались (Верховная Рада уже проголосовала, и мы тоже несем ответственность за то, что происходит) обеспечить равные условия работы. И вопрос избавления от льгот тоже лежит в этой плоскости. Проблема в другом: что за этим стоит, как подходит Верховная Рада к системе льгот. Нельзя понимать так, что сейчас уберут льготы и все. Ведь там более 90 законов, которые приведут к серьезным изменениям налогового законодательства в течение года. Я бы назвал это не вопросом стагнации, а вопросом изменения в законах в течение года. И это может привести к тому, что предприниматели некоторое время будут приспосабливаться к новому законодательству. И сейчас многие начнут дергать за руку бухгалтера: мол, посмотри, как мне работать правильно. И за этот период могут остановиться определенные процессы. В том числе торговля и промышленность. Опасность в этой плоскости.

Если говорить о стагнации в классическом варианте, я не думаю, что есть серьезные предпосылки, чтобы она была. Потому что яркий пример — как наша экономика пережила трехмесячный период перед новым годом и с какими показателями она после него вышла. Падения производства не наблюдается, курс доллара стабилен. Запас экономики достаточно мощный, и, я надеюсь, что даже такие серьезные вещи слишком негативно на нее не повлияют.

Вопрос в то, что будет дальше. Мы на этом остановимся, или пойдем дальше в осенний период, когда до выборов останутся полгода и нужны будут новые социальные предложения, чтобы удержаться на плаву. Я бы хотел, чтобы мы на этом закончили.

Валерий АСАДЧЕВ, народный депутат:

— Я бы не хотел употреблять такое слово как стагнация, у него явно выраженный негативный подтекст. Стагнация — это, так сказать, последняя стадия. Сегодня мы видим рост экономики, хотя и ощущаем определенные замедляющие факторы. В последнем принятом бюджете есть позитивные моменты. И их тоже надо отметить, как и правильные шаги правительства, которые оно начало совершать после дебатов в парламенте. Мне кажется, если бы бюджет прошел по нормальной схеме, как это предполагает кодекс, то мы бы вышли на очень приемлемую форму принятия бюджета. А так только некоторые моменты предложений народных депутатов фрагментарно попали в бюджет. Особенно, что касается доходной части. И мало что попало в области защиты собственного рынка. К сожалению, в этом, по-моему, наибольшая потеря. Есть и проблемы инфляционного характера. И тот темп, и некоторые из инструментов, избранных правительством, достаточно сомнительны. Это проблема. Но я бы не хотел, чтобы сразу начали говорить о стагнации. Мне кажется, что это слишком уж грустно и не совсем соответствует реалиям.

Наталия ГУЗЕНКО, Марина БРИКИМОВА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать