ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА

Начало на странице «Панорама Дня»
Например, согласно данным анонимного анкетирования предпринимателей Киева, проведенного комиссией правления Украинского союза промышленников и предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса (председатель — Николай Георгиевский), абсолютное большинство предпринимателей уверено, что решать те или иные вопросы в органах местной власти возможно исключительно через взятку. По словам опрошенных, распространена неявная форма взяточничества — когда частное предприятие обязывают вносить средства в разнообразные фонды, например, на «благоустройство района» (согласно анкете, подобная практика проводится райадминистрациями города, органами ГАИ, налоговой инспекции, госнадзора за охраной труда). При всей осторожности по отношению к анонимным данным ясно, что дыма без огня не бывает (показательно, что все опрошенные согласны с необходимостью платить налоги, однако большинство «вынужденно укрывает их от государства»). Одним из «изобретений» госструктур является «договор на социально-экономическое развитие», который, по свидетельству бизнесменов, часто заключается в принудительном порядке. Что именно развивается благодаря взимаемым средствам, для плательщиков остается тайной — добиться прозрачности в работе взимающих органов невозможно.
Очевидно, если подобное происходит под самым боком у властных структур всех рангов, то дела в регионах обстоят не лучше. Союз предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины предоставил «Дню» результаты исследования, проведенного в масштабах республики Киевским международным институтом социологии по заказу Агентства США по международному развитию (USAID) и Госкомитета по вопросам регуляторной реформы и предпринимательства. Данные по взаимоотношениям предпринимателей и государственных структур (а именно — фискальных и контролирующих органов) весьма красноречивы. Главной проблемой названа существующая налоговая система — 45,8%. Кроме того, фигурируют нехватка оборотных средств — 12,8%, низкий рыночный спрос на выпускаемую предприятием продукцию — 9,8%, инфляция и законодательные условия — по 6,1%... За 6 месяцев, предшествовавших опросу, проводилось проверок: на малых предприятиях — в среднем 7,1, на средних — 13,2 и на крупных — 19,4. Несложно представить, чего стоят (в буквальном смысле) многочисленные проверки в условиях, когда «среднеукраинский» визит представителя государственного контролирующего органа обходится предприятию более чем в 180 гривен.
Конечно, быстро распутать сложнейшее сплетение социальных, социально-психологических, экономических, внешне- и внутриполитических факторов, приведших и поддерживающих состояние кризиса, невозможно. Однако и «перестановки кубиков», ставшие еще в советское время привычным методом «реформирования» бюрократии, не смогут существенно улучшить ситуацию... Несомненно, что именно высшая власть должна обеспечить законодательные условия для малого и среднего предпринимательства и гарантировать неотвратимость наказания за незаконность действий любого госслужащего — от санинспектора до министра — что станет тем приемом, который «перешибет» «лом» чиновничьего беспредела в отношении формирующегося среднего класса.
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий КИНАХ, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей:
— Вопросы создания благоприятных условий для существования малого и среднего бизнеса необходимо рассматривать в тесной связи с проблемой реализации структурных рыночных реформ. Реструктуризация базовых отраслей экономики (металлургического комплекса, машиностроения, угольной отрасли, транспорта, энергетики), объективно необходимая оптимизация численности работающих резко обострили проблему занятости. Серьезное влияние на ее решение способен оказать существенный источник новых рабочих мест — малый и средний бизнес. В связи с ростом безработицы, ее безусловным влиянием на социально-политическую стабильность в стране эффективная государственная политика в сфере предпринимательства приобретает сегодня статус проблемы национальной безопасности. Именно на поле предпринимательской деятельности в нашей стране формируется средний класс. Как показывает опыт многих государств, именно он является гарантом социальной и политической стабильности, демократии и рыночных принципов в экономике, что очень важно в сложных условиях переходного периода. Создание равных возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, существенное снижение фискально-силового давления на предпринимателей — вот что нужно сегодня бизнесу. Необходимо отменить ряд нормативно-правовых актов, противоречащих не только презумпции невиновности предпринимателя, но и напрямую Конституции, реализовывать уголовную ответственность чиновников за нарушение своих обязательств перед налогоплательщиками (в частности, за несвоевременный возврат отрицательного сальдо по НДС и в случае нанесения предпринимателям — плательщикам налогов убытков другого рода), снизить количество несанкционированных, незаконных проверок деятельности предпринимателей. Приоритетом должно быть не только и не столько создание условий для развития предпринимательства, сколько формирование зрелого гражданского общества, в котором уровень работы, конкурентоспособность и эффективность производства должны зависеть от качества менеджмента и маркетинга, от предприимчивости людей, но ни в коем случае не от умения «налаживать отношения» с бюрократом.
— Не знаю... До среднего, наверное, не дотягиваем. Скорее, ниже среднего. И по положению, и по доходам.
Корреспондент «Дня» провел небольшой анонимный опрос среди торгующих на одном из столичных рынков: «Считаете ли вы себя представителем зарождающегося среднего класса?»
Галина Ивановна:
— Если средний класс — это у кого есть машина и дача, то тут таких нет. Я работаю за пять процентов в день. Сегодня заработала гривен пять, а день уже почти закончился. Вот и считайте. Притом у меня трое детей, но от двоих взрослых толку мало, а младшему только двенадцать. Более того, и хозяйка моя тоже не так уж хорошо живет. Она столько крутится, чтобы что-то заработать, а место для торговли здесь стоит... вы даже не представляете сколько!
Алла:
— Ну, я не очень понимаю, что такое «средний класс». По образованию я бухгалтер, но профессия мне не нравится, поэтому я временно здесь. Хотя денег, конечно, немного.
Владислав:
— Не думаю. На нормальный средний класс мы еще долго не потянем.
Любовь Демьяновна:
— Ну какой средний класс? Это же нищенство. Я двадцать пять лет работала в институте, а теперь должна стоять тут в любую погоду. Это просто ненормально. И когда такие вещи происходят в целой стране, добром это не кончается.
Петр Дмитриевич:
— «Средний» — только разве что в том смысле, что нас со всех сторон давят!
* Имена опрошенных даны так, как они сами представились.
Выпуск газеты №:
№29, (2000)Section
Панорама «Дня»