Прощальная хроника от Александра Клековкина
1904
14 января — в Новом театре Макса Рейнхардта премьера спектакля «Минна фон Барнгельм» Лессинга. Рейнхардт, пишет критик, был одним из первых, кто предложил посмотреть на классические пьесы, как на произведения злободневные. Он писал: «Все классическое наследие, полученное нами, следует опять завоевать, нужно заново родить его в духе нашей эпохи. Не откапывать мертвецов и выставлять их напоказ — это кощунство, а воскрешать для новой жизни. Живой театр нуждается в живых произведениях...» Именно с появлением этого спектакля критики связывают и появление нового понятия — «образ спектакля». Кроме того, спектакль вызвал «классический бум» в Германии.
14 января — в Киеве состоялась первая постановка спектакля «Суета» Карпенко-Карого в бенефис П.Саксаганского. В этом же году была написана и комедия в 4 действиях (продолжение «Суеты») «Житейское море». В письме к детям от 26.VI.1904 Карпенко-Карый так изложил содержание этой пьесы: «Иван (из «Суеты»), получив рабочую дисциплину и убедившись, что трудом можно достичь всего, что под силу его таланту, идет на сцену. Как человек талантливый, любящий свое дело, имея рабочую дисциплину, он скоро вырастает на голову выше своих товарищей, зарабатывает хорошо, покупает дачу в Крыму, женится на пуританско- честной девушке, имеет двоих деток и считает свое гнездо раем. Все есть! Жена любит, денег достаточно, почет, слава и обеспечение будущего подходящей рентой... Живи, как говорят, и Господа хвали, что сделал тебя хорошим сосудом и дал всего, что в хороший сосуд вкладывают! Но человек, помимо таланта и всяких удач жизненных, должен иметь мудрость, которая не дается зря и самым талантливым людям. Добывать мудрость, как и рабочую дисциплину, нужно умственным трудом, опытом и самыми высшими достоинствами своей натуры, отбрасывая в сторону злое, эгоистическое, неморальное и складывая в шкатулу благородного сердца только нравственность и справедливость! А так как эти элементы духовные неосязаемы, то они скользят по человеку и не усваиваются его натурой. И вот человеку не хватает мужественности, а из-за того воля слаба и качается во все стороны [...]. Так и Иван Барыльченко, течением моря житейского связывается с очень красивой актрисой. Женщина об этом узнает и, наверное, убежденная в порочности и лицемерии своего кумира, которым она считала Ивана, бежит от него прочь! Совесть и доброе сердце, и высокое почитание, даже теплая, благородная любовь к идеально чистой своей женщине терзают Ивана, и в этих муках он понимает, что без нравственной дисциплины рабочая дисциплина не даст удовлетворения и счастья!...»
17 января — состоялась первая постановка спектакля «Вишневый сад» А.Чехова в постановке К.С.Станиславского — Московский Художественный (Общедоступный) театр (вместе с Немировичем-Данченко).
27 января — первая постановка историко-драматического сказания Марка Кропивницкого «Чайковский, или Алексей Попович».
5 февраля — впервые на Правобережной Украине силами трупы Саксаганского, Садовского и Карпенко-Карого показано «Украденное счастье» I.Франко. Роль Михаила играл Садовский, Анны — Линицкая.
17 февраля — первая постановка оперы Дж.Пуччини «Чио-Чио- Сан» («Мадам Баттерфляй»).
В Киеве — открыта Музыкально-драматическая школа Николая Лысенко (с 1913 г. — имени Н.Лысенко, с 1918 г. — Музыкально-драматический институт имени Н.В.Лисенко, факультеты — педагогический, дирижерский, драматический, рабфак). В 1934 г. на базе школы создана Киевская консерватория и Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого.
Первый кинозал в Нью-Йорке открыл Адольф Цукор, будущий шеф «Парамаунта».
Первая киномелодрама в семи актах «Любовный роман» (Франция).
Начало творческой деятельности как соавтора сериала «Клодин» и дебют в мюзикле знаменитой Колетт. На сцене «Мулен Руж» в Париже она представляла Египетскую Мечту. Это был первый случай, когда актриса на сцене осмелилась показать обнаженное тело, если не принимать во внимание невидимые чулки телесного цвета.
1905
8 января — впервые поставлена комедия И.Карпенко-Карого «Житейское море».
31 января — премьера пьесы «Сон в летнюю ночь» Шекспира в Новом театре Макса Рейнхардта. В спектакле впервые в мировой режиссуре использовано движение сценического круга во время действия. В представлении использовалась музыка Ф.Мендельсона-Бартольди. Оживал лес. Представление было проникнуто идеей радостного, утопического единения человека и природы. Одна из тогдашних газет писала: «Господин Рейнхардт, ставший вчера триумфатором и после каждого акта вызываемый публикой, в отличие от всех своих предшественников наконец-то показал нам что-то целостное. Этот гениальный режиссер, а после вчерашнего вечера его можно так назвать, показал нам духовную родину пьесы». Восхваляя спектакль, критики писали об «игре с жизнью», «игре с фантазией» и в то же время отмечали рождение нового театрального направления. «Зрители не находятся уже за четвертой стеной и не подсматривают чужую жизнь, — писал другой рецензент. — Разрушая бытовую иллюзию достоверности, Рейнхардт откровенно ввел публику в мир театральной игры. Это пришло в представлении «Сон в летнюю ночь» и осталось навсегда». После этого спектакля Рейнхардт ставил пьесу Шекспира еще двенадцать раз и увлекался вариациями метода «круговой режиссуры» во многих шекспировских пьесах.
Апрель — на западноукраинских землях создан «Руський селянський театр», начавший свою деятельность пьесой «Не суждено» Г.Бораковского. В репертуаре театра были спектакли: «Наталка Полтавка», «Сватовство на Гончаровке», «Модный жених» («За двумя зайцами»), «Бесталанная», «Сто тысяч», «Чумаки», «Не суждено» и другие.
Май — во МХТе после читки на трупе пьесы К.Гамсуна «Драма жизни» Вс.Е.Мейерхольд и К.С.Станиславский предложили новый способ проведения репетиций, без предварительних обсуждений и анализа пьесы за столом, без режиссерского плана — способ, когда сами актеры «своими пробами» подсказывали образы и мизансцены. Фактически это были первые попытки в поиске этюдного метода. На это событие Немирович-Данченко в письме от 8—10 июня откликнулся таким образом: «...Это сказал не режиссер, а господин, который ничем не рискует, какой бы вздор он не произнес, а наш председатель этим загорелся». В скором времени, отвечая на письмо Немировича, Станиславский писал о режиссуре: «Я не люблю эту деятельность и осуществляю ее по необходимости».
8 сентября — в газете «Харьковский листок» сообщалось, что М.Л.Кропивницкий подал прошение о предоставлении ему разрешения издавать на украинском языке газету для народа. Однако необходимого разрешения Марк Лукич не получил, чего и следовало ожидать.
12 октября — первая постановка пьесы М.Горького «Дети Солнца» в Театре Комиссаржевской.
30 декабря — первая постановка оперетты Ф.Легара «Веселая вдова».
(начало см. в «Дне» от 28.01, 4.02. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№29, (2000)Section
Панорама «Дня»