Перейти к основному содержанию

Прощальная хроника от Александра Клековкина

23 июня, 00:00

ГАНГСТЕРСКОЕ  КИНО.

Родился новый жанр кино — гангстерские фильмы, героями которых стали настоящие рыцари — Аль Капоне и другие. Характерной чертой фильмов этого жанра была сдержанность в моральной оценке событий и персонажей, но в то же время и поэтизация гангстерского быта. Консультантом студии «Юниверсал» в вопросах гангстерского кино был Гей Ренард, которого небезосновательно арестовывали 138 раз. Первый известный гангстерский фильм, «Маленький Цезарь» режиссера Мервина Ле Роя, появившийся на экранах в 1930 году, рассказывал щемящую, почти сентиментальную и весьма типичную историю о доброжелательном и благородном итальянце Рико по прозвищу «Маленький Цезарь», которого не привлекали ни материальные блага, ни женщины, ни выпивка. Его интересовали только деньги и слава или слава и деньги — то есть то же самое, что интересует и среднего американца. Но в отличие от среднестатистических величин, у Рико была гениальная интуиция, которая позволяла ему устраивать смелые и эффектные ограбления...

МЮЗИКЛ.

Первый мюзикл — «Плавучий театр» («Цветок Миссисипи») Джерома Керна.

ГОПЛЯ,  МЫ ЖИВЕМ!

Эрвин Пискатор осуществил постановку пьесы Эрнста Толлера. В спектакле использовались два экрана, на которых демонстрировалась смонтированная политическая хроника последних десятилетий. На премьере собрались светские декольтированные дамы в сопровождении мужчин в смокингах и фраках, а рядом — загорелые юноши и девушки в простой одежде. «Когда упал занавес после сцены в тюрьме, — писал Пискатор, — пролетарская молодежь запела «Интернационал», который все мы, стоя, поддержали. Все это чрезвычайно удивило «светских людей», которые, правда, сознательно платили по сто марок за место в «коммунистическом агитационном театре», но не рассчитывали на то, что вечер закончится политической демонстрацией. Тем большим было удивление публики, что «коммунистический агитационный театр» работал на средства дельцов-меценатов».

ФАШИСТСКИЙ ТЕАТР.

С этого периода начинается откровенная фашизация немецкого театра, создается «Общенемецкое театральное объединение», и фашисты пытаются создать массовый театр, главным образом среди сельского населения, используя для этого опыт самодеятельного рабочего театра и присущие ему малые театральные формы. Они приезжают в село «с огромной помпой, с трубами и оркестром» и в исполнении нескольких десятков артистов показывают национальные пьесы о первой мировой войне, поют «Германия, просыпайся!». Своими представлениями они регулярно обслуживают приблизительно 85—90 процентов села. С 1929 года они издают свои журналы «Национальный театр» и «Теспис» (1930), на страницах которых расцветает, по словам Гвоздева, «цветник метафизик, крайнего эстетства, формализма рядом с проповедью «религиозного возрождения» театра». В самом же содержании показываемых пьес прослеживается «тоска по диктатору», в то время как главными темами становятся «немецкий народ», «колонии», «евреи», «рука Москвы», «карьера служащего», «ненависть крестьян к городу» и тому подобное. Что же касается искусствоведов, то они направляют свои интересы к «вечным ценностям». С 1931—1932 гг. государственная субсидия городским театрам Германии уменьшается на 40 процентов, а в некоторых случаях вообще отменяется, вследствие чего появляется огромное количество безработных среди актеров (на четыре тысячи работающих актеров приходится шесть тысяч безработных), а предложение работать «без оплаты» становится обычным явлением. В то же время Немецкий союз актеров пишет в своем журнале, что «первопричину зла (т.е. упадка театрального искусства) следует искать не в экономических и политических вопросах, а в художественной болезни театрального организма», и неожиданно выдвигает «спасительные» лозунги: «Бороться за слово! За технику речи немецкого актера!».

ТОТАЛЬНЫЙ ТЕАТР.

Э. Пискатор и В. Гропиус создали проект театра, который должен был синтезировать технические изобретения своего времени: зрителя размещали в сферическом пространстве, окружали звуками, ароматами, движениями, кинопроекцией, стереофонией и другими эффектами. 1928

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА.

23 января состоялась премьера спектакля в постановке Эрвина Пискатора.

НАРОДНЫЙ МАЛАХИЙ.

31 марта в театре «Березiль» состоялась премьера спектакля «Народный Малахий» Миколы Кулиша в постановке Леся Курбаса. После уничтожающей критики спектакль был снят с репертуара, а потом последовательно были показаны три его редакции — осенью 1928-го и весной 1929-го. В октябре 1931 года Курбас вынужден был послать в редакцию журнала «Советский театр» письмо, в котором писал: «Спектакль «Народный Малахий» все же вышел политической катастрофой для театра. Он засвидетельствовал оторванность и изолированность коллектива от пролетарской общественности, неправильную сорганизованность его в тонусе и центральных интересах ее политического дня, оторванность от коммунистической партии...».

РАБСЕЛЬТЕАТР ИМЕНИ КУРБАСА.

26 мая III Мастерской «Березоля» (Белая Церковь) предоставлен статус Государственного театра имени Леся Курбаса (РСТ Курбаса — Рабсельтеатр имени Леся Курбаса). Осенью 1933 года театр был закрыт, а на его месте создан 4-й Киевский Передвижной театр, который с 1937 года носит имя П. К. Саксаганского.

ТРЕХГРОШОВАЯ ОПЕРА.

31 августа состоялась премьера одной из самых триумфальных драматических пьес мира — первая постановка «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта — Курта Вайля. На следующее утро газеты писали о «кулинарном действии», сосредоточивая свое внимание главным образом на музыке (которая сразу же после премьеры получила широкую известность и пошла гулять в народ), иначе говоря, сознательно отвлекали внимание от проблематики пьесы и ее содержания в наиболее широком понимании. За основу своей пьесы Брехт взял первый образец балладной оперы — «Оперу нищего» Джона Гея, премьера которой состоялась в Лондоне в 1728 году и которая для своего времени тоже была новаторской — не только по форме, но и по содержанию. Во всяком случае, отождествление «дна» и «сливок» общества не всем было по вкусу. Именно об этом рассказывала красноречивая фабула: король нищих выдает полиции бандита Мекхита, руководствуясь желанием отомстить за честь дочери, соблазненной Мекхитом. Мекхита приговаривают к смертной казни, однако в финале он получает помилование по формальным мотивам (но из контекста ясно, что настоящим мотивом является слишком тесная связь между преступниками и высшим светом). Основной тезис этого представления был четко определен Брехтом: «Если разбойники — суть буржуа, то не являются ли буржуа разбойниками?». А далее Брехт последовательно доказывал ряд тождественностей: между шайками банкиров и преступников, фабрикантов и преступников, блюстителей закона и преступников, раскрывал суть государственной коррупции. И Брехт был услышан: его фамилия была занесена фашистами в черные списки еще с ноября 1923 года, а в 1933 году, когда они захватили власть, его произведения были сожжены на кострах. (Начало см. в «Дне» от 28.02. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать