Прощальная хроника от Александра КЛЕКОВКИНА
1925
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ.
25 февраля премьера спектакля «За двумя зайцами» по М. Старицкому (4-я мастерская МОБа), режиссер — Василий Василько.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
16 апреля состоялась премьера спектакля «Виринея» Л. Сейфулиной в постановке А. Д. Попова. По воспоминаниям Сейфулиной, «два первых ряда (лож в театре не было) заняли члены правительства. Присутствовали товарищи Сталин, Орджоникидзе и другие. Была Мария Ильинична Ульянова. Зал — переполнен... Успех был полный». В книге отзывов Студии имени Е. Вахтангова появилась запись: «По-моему, пьеса — выхваченный из живой жизни кусок жизни. Артисты, видимо, способнейшие люди; может быть, не так много у них искусства, как у артистов МХАТ, но жизненности, кипучей жизненности у них больше. В общем, хорошо, даже великолепно. И. Сталин».
МАНДАТ.
25 апреля состоялась премьера представления «Мандат» М. Эрдмана в постановке Вс. Мейерхольда. Побывав на представлении, Лесь Курбас рассказывал о нем членам Режштаба МОБа: «Видел я постановку «Мандата», не представляющую из себя никакого шага вперед в театре, ни шага вперед Мейерхольда. Это задержка на определенных позициях, что их он взял в «Лесу», который интересен своим мастерством режиссера, актеров и, кстати, очень близок к тому, на чем мы работаем все время, и сейчас приятен в установке своей с отвержением биомеханики. Если можно говорить о какой-либо общности путей театра Мейерхольда и нашего, то только сейчас. Что касается качества — спектакль очень хороший и единственный живой спектакль в Москве».
МАЙН КАМПФ.
18 июля опубликован первый том «Mein Kampf» («Моя борьба»), манифест, политический завет и новое эстетическое учение Гитлера под названием — «Расчеты». Следующий том «Национал-социалистическое движение» вышел через два года. До 1942 года общий тираж книги достиг 8 млн. экземпляров. В книге прослеживаются две основные сюжетных линии — автобиографическая и умозрительная, «теоретическая». В теоретической части Гитлер, в частности, писал: «То, что мы называем сегодня продуктами культуры, искусства, науки и техники, является почти исключительно делом рук арийцев... Психологически широкие массы зависят от силы и бескомпромиссности. Подобно женщине, которой от природы не слишком свойственно абстрактное мышление, но которая подвластна чувственной жажде силы, она с большей готовностью склонится перед сильным мужчиной, чем будет руководить слабым, — так и массы предпочитают обладателя просителю и обретают надежный душевный покой не благодаря либеральным теориям, предлагающим им право выбора, но благодаря такой доктрине, которая не допускает выбора. Масса почти никогда не имеет понятия о том, как и что выбирать, и потому в этом случае массам кажется, что их бросили на произвол судьбы. Они не слишком стесняются своего страха перед интеллектом. Единственное, что воспринимают массы, — это сила и грубость, которым они в конечном счете и подчиняются. Самое первое условие, которого следует придерживаться в любой пропаганде — это систематическое, одностороннее освещение проблемы. Пропаганда не должна объективно исследовать правду,... она должна представлять только тот единственный ее аспект, который полезен твоему лагерю. Не имеет значения, смеются они над нами или ругают, считают нас остолопами или преступниками, главное, что они нас заметили». В завершение Гитлер прибавлял: «Задание искусств заключается в том, чтобы заставить массу поверить: определенный факт и действительно существует...»
ТЕАТР ЧТЕЦА.
11 ноября в Киеве организован первый украинский «Театр чтеца». Руководитель — И. Кунин.
ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР.
Бертольд Брехт написал первую «социологическую» пьесу, драму-параболу «Что тот солдат, что этот». С этого периода начинает формироваться его система «эпического театра», о которой он писал впоследствии: «Пискатор раньше чем Автор начал работу над созданием политического театра. Он участвовал в войне. Автор — нет. Мятежные события 1918 года разочаровали Автора, Пискатора — сделали политиком. Только намного позже Автор под влиянием своих научных занятий также пришел к политике... Разработка теории неаристотелевского театра и эффекта отчуждения принадлежит Автору, однако многое из этого осуществил также Пискатор, причем абсолютно самостоятельно и оригинально. Во всяком случае, поворот Пискатора к политике является заслугой Пискатора, а без такого поворота театр Автора вряд ли был бы создан».
ПСИХОДРАМА.
Венский психиатр Дж. Л. Морено создал на основании театральной импровизации психодраму, т.е. технику психологического и психоаналитического исследования, при помощи которой осуществляется попытка анализировать конфликты и внутренние противоречия путем воссоздания в форме игры импровизированного сценария с учетом некоторых ограничений. Психодрама — это психотерапевтическая техника, целью которой является лечение больных. Воспроизводя типичные ситуации-фрустраторы, больные избавляются от навязчивых состояний и т. п.
ТРАГЕДИЯ ДЛЯ МЮЗИК-ХОЛЛА.
В таком доселе неизвестном жанре Мишель де Гельдерод написал пьесу «Смерть доктора Фауста».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ-ИГРА.
Харьковский театр «Бивамар» (БИ-ба-бо» — петрушки, Вантрелки (куклы с машинкой), МАРионетки (куклы на нитках) под руководством П. Джунковского и В. Белоруссова создали альтернативное представлению-сказке представление-игру «Каченятко» («Гусенок») Н. Гернет и Т. Гуревич. Эта пьеса состояла только из ремарок и предполагала активизацию зрительного зала. С конца 1920-х годов до 1935 года, в связи с борьбой против сказок, театрами кукол не было поставлено ни одной сказки.)
АССОЦИАЦИЯ НОВЫХ РЕЖИССЕРОВ.
В Москве, по инициативе Вс. Мейерхольда, создана Ассоциация новых режиссеров (АНР), объединившая советских режиссеров и просуществовавшая до 1931 года.
БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН».
Премьера киноленты Сергея Эйзенштейна в Москве, в Большом театре на торжественном заседании, посвященном 20-летию революции 1905 года.
1926
ТЕЛЕВИДЕНИЕ.
27 января в Англии состоялась самая первая публичная демонстрация телевидения. 25 декабря Кедзиро Такаянаги с помощью электронно-лучевой трубки осуществил передачу электронного изображения из 40 строк.
ПЕРВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЪЕЗД.
5-10 февраля в Москве проходил Первый театральный съезд.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ.
8-11 марта Всеукраинское театральное совещание вынесло резолюцию реорганизовать «Березіль» в Центральный театр республики с постоянным местонахождением в Харькове. А уже 4 мая состоялся прощальный спектакль театра «Березіль» в Киеве. «Березіль» переведен в тогдашнюю столицу — Харьков, театр им. И. Франко — в Киев.
ЗВУКОВОЕ КИНО.
6 апреля фирма «Витафон» впервые продемонстрировала звуковое кино.
ДНИ ТУРБИНЫХ.
23 июня во МХАТе впервые сыгран спектакль по пьесе, названной А. Луначарским «политической пьесой», — «Дни Турбиных» М. Булгакова, но представление не вышло на зрителя и поставлено на доработку. 5 октября состоялась премьера спектакля в постановке К. С. Станиславского.
(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№102, (2000)Section
Панорама «Дня»