Перейти к основному содержанию

Прощальная хроника от Александра Клековкина 

05 мая, 00:00

1 сентября — начал творческую деятельность украинский Народный театр во главе с П. К. Саксаганским в помещении Троицкого народного дома. Была поставлена пьеса И. Котляревского «Наталка Полтавка». Роль Терпилихи исполняла М. Заньковецкая, Выборного — П. Саксаганский.

7 ноября — в Москве, в Театре Музыкальной драмы премьера спектакля «Мистерия- буфф» («героическое, эпическое и сатирическое изображение нашего времени») В. Маяковского, постановка В. Мейерхольда.

16 ноября — «Молодой театр», возглавляемый Лесем Курбасом, в своем постоянном помещении (ул. Прорезная, 17) открыл второй сезон трагедией «Царь Эдип».

28 ноября — в Киеве, на Меринговской, 8 (теперь улица М. Заньковецкой, дом не сохранился), спектаклем «Лісова пісня» Леси Украинки в постановке Б. Крживецкого начал первый сезон Государственный Драматический театр во главе с режиссерами О.Загаровым и Б. Крживецким (помещение театра Геймана).

21 декабря — Николай Садовский и Мария Заньковецкая в последний раз выступали на одной сцене (но в разных спектаклях). Садовский — в III действии «Гетмана Дорошенко» Л. Старицкой-Черняховской (Театр Николая Садовского), Заньковецкая — во II действии «Наталки Полтавки» И. Котляревского (Государственный народный театр). Это был вечер в честь директории УНР. Садовский, возглавлявший специальную комиссию, готовил его. Среди участников и организаторов этого вечера были также П. Саксаганский, К. Стеценко, Л. Старицкая-Черняховская, А. Олесь и другие.

Первые агитпоезда и агитпараходы — специально предназначенные для агитационно-пропагандистской работы передвижные культпросвет учреждения в СССР.

Новый жанр в СССР — хоровая декламация, корни которой связаны с рабочими демонстрациями, митингами и тому подобное.

Новое зрелище — по заказу руководителя Немецкого музея в Мюнхене В. Миллера оптическая фирма «Карл Цейс Йена» изготовила так называемый коперниковский планетарий, особенностью которого было то, что зрители вращались вокруг Солнца на подвижной площадке, имитировавшей планету Земля. В процессе работы над этим проектом на фирме родилась идея птолемеевского планетария, создающего полную иллюзию звездного неба, видимого с определенной точки земной поверхности.

В Москве создан первый Театр Юного Зрителя. За пятьдесят лет в бывшем Советском Союзе количество театров юных зрителей приблизилось к сотне и росло далее. «Театр для детей, говорил классик и теоретик этого вида искусства Алексей Брянцев, это театр особого назначения. Это театр, где собрались творческие люди, художники, которые способны мыслить как педагоги, и вокруг них сплотились педагоги, способные чувствовать как художники». Опыт советских ТЮЗов оказался плодотворным и распространился во всем мире независимо от политически-экономического уклада государств. Образовалось Международное творческое объединение театров для детей и юношества /АСЇТЕЖ/, в которое входила и Украина в составе Советского Союза. Первый ТЮЗ в Украине, Театр сказки был образован в 1920 году, в декабре в Харькове («Театр Сказки», позже — Первый государственный театр для детей Наркомпроса УССР). 6 ноября 1924 года в Киеве представлением «Маугли» («Джунгли») по Киплингу открылся Первый государственный театр для детей (помещение бывшего «Интимного театра»). Возглавили театр Ирина Деева и Александр Соломарский.

1919

29 (16) января — о новом образце «виртуального зрелища» сообщила киевская утренняя газета «Последние новости»: «Приказ о фиолетовых лучах. Главным командованием распубликовано следующее объявление населению Черниговщины. Довожу до сведения населения Черниговщины, что, начиная с 28 января с.г. против большевиков, которые идут войной на Украину, грабят и уничтожают народное имущество, будут пускаться в ход фиолетовые лучи, которые ослепляют человека. Эти лучи одинаково ослепляют и тогда, когда человек к ним спиной. Для того, чтобы избегнуть ослепления, предлагаю населению прятаться в погребы, землянки и вообще такие помещения, куда лучи не могут проникнуть. Извещаю вас, граждане, об этом, чтобы избегнуть ненужных жертв». В книге «Начало неведомого века» Константин Паустовский так описал это событие: «В связи с пуском фиолетовых лучей населению города предписывалось во избежание лишних жертв в ночь на завтра спустится в подвалы и не выходить до утра. Киевляне привычно полезли в подвалы, где они отсиживались во время переворотов. Кроме подвалов, довольно надежным местом и своего рода цитаделью для скудных чаепитий и бесконечных разговоров стали кухни [...] В ночь «фиолетового луча» в городе было мертвенно тихо. Даже артиллерийский огонь замолк, и единственное, что было слышно, — это отдаленный грохот колес. По этому характерному звуку опытные киевские жители поняли, что из города в неизвестном направлении поспешно удаляются армейские обозы. Так оно и случилось. Утром город был свободен от петлюровцев, выметен до последней соринки. Слухи о фиолетовых лучах для того и были пущены, чтобы ночью уйти без помехи. Киев, как это с ним бывало довольно часто, оказался без власти [...] Произошла, как говорят театральные рабочие, «чистая перемена декораций».

15 марта — оглашен приказ о национализации театров Киева. В приказе, в частности, было сказано: «С 15 марта 1919 года все театры города Киева объявляются национализированными. Все имущество, принадлежащее как этим театрам, так же и всякое имущество частных лиц, а именно: театральная костюмерная, театральные библиотеки, бутафория, реквизит, театральная парикмахерская, театральные сапожные мастерские и т.п. переходят в государственную собственность. Все артисты, находящиеся в момент национализации на службе в киевских театрах, считаются на службе Украинской Советской Республики только до окончания этого сезона, т.е. до 1 мая 1919 года. Государственный драматический театр переименовывается в Первый театр Украинской Советской Социалистической Республики имени Шевченко (далее именуется Первый театр УССР им. Т. Г. Шевченко. — Ред. ). «Театр Соловцов» — во Второй театр Украинской Советской Социалистической Республики имени Ленина. «Городской оперный театр» — в оперу Украинской Советской Социалистической Республики имени Либкнехта. «Молодой театр» — в первый Молодой театр Киевского Совета рабочих депутатов.

22 апреля — в Киеве, в «Молодом театре» состоялась премьера детской оперы Николая Лысенко «Коза-дереза», постановку которой осуществил Лесь Курбас.

(Начало см. в «Дне» 28. 01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать