Прощальная хроника от Александра Клековкина ЗРЕЛИЩА: ЛЕТОПИСЬ ВЕКА
1905
30 декабря первая постановка оперетты Ф. Легара «Веселая вдова».
Впервые итальянское слово «студио» применил в русском театре в начале XX века Всеволод Мейерхольд, создав в мае 1905 года под покровительством К. С. Станиславского Студию на Поварской . В октябре после просмотра генеральной репетиции спектакля «Смерть Тентажиля», Станиславский расформировал студию, потеряв на этом восемьдесят тысяч рублей. Театральная студия была рождена потребностью режиссуры в экспромте, лабораторном опыте, в поиске и проверке форм, способов, приемов постановки, актерской игры, в совершенствовании актерского мастерства. Студийность рождалась на грани театра и школы.
В США создан аттракцион — «Тур Хейла», который был построен в виде настоящего железнодорожного вокзала, контролеры в униформе проверяли билеты, зрители занимали места в настоящих вагонах и начинался аттракцион — за окнами мигала проекция и тряска создавала имитацию движения. В газетах писали, что имитация была настолько полной, что «часто публика кричала пешеходам, чтобы те посторонились, иначе их задавят». В США насчитывалось пятьсот подобных киноатракционов.
В Нью-Йорке на Шестой авеню состоялось открытие театра «Хипподром тиетр» , который построили для себя Ф. Томсон и Э. Данди. В театре было 5200 мест. На сцене, глубина которой была 35 метров, располагались две цирковые арены и бассейн для водных зрелищ. В последующие 20 лет на сцене театра было сыграно все то экстравагантное, на что способны были авторы. Инсценировались воздушные бои, автогонки, песчаные бури и землетрясения; показывались ковбои, индийцы, слоны и цирковые номера на конях. Иногда зрелище заканчивалось тем, что все животные прыгали в бассейн. Во время экономического кризиса 1929 года этот театр пострадал больше других и эпохе экстравагантности пришел конец.
В Питтсбурге Гарри Дэвис построил первый кинотеатр , так называем «никельодеон». Никель — это пятицентовая монета (стоимость билета), одеон — привлекательное иностранное слово, связанное с помпезными зрелищами. Фильмы демонстрировались с восьми утра до двенадцати ночи. Еженедельная прибыль была больше 100 долларов. Вскоре «никельодеоны» стали самым любимым зрелищем масс. Особенно популярным это развлечение было среди «новых американцев», которые прибыли в США в начале века.
В Америке начинают появляться отдельные издания пьес новых украинских эмигрантов .
Первый полупрофессиональный украинский театр на Буковине «Буковинский народный театр» создали Иван Захарко с Иваном Созанским и Иосифом Кордасевич. Театр просуществовал до 1910 года. После роспуска театра его работу пытались продолжать любительские кружки при обществах «Русский Мещанский Хор», «Буковинский Боян», «Союз», «Сеч», «Запорожье».
Николай Лысенко организовал киевское общество «Боян» . «Имея широкий устав, — вспоминал Александр Кошиц, — оно притягивало очень мало работников и первые шаги своей деятельности могло сделать только в хоровом пении. Помню хорошо, что членский взнос был три рубля... Общество было украинское, но имело широкую программу деятельности. Сразу начали с хоров... При тех пожертвованиях, которые собрали уважаемые члены «Бояна», можно было нанять пять лиц на партию со смешной теперь зарплатой — 5 рублей в месяц, а остаток пополнить любителями. Было очень бедно, но все-таки удалось собрать очень хороший хор в 60-70 человек, хотя хор был наполовину любительский».
Статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» . В ноябрьском номере журнала «Весы» В. Брюсов дал ответ В. И. Ленину: «Г. Ленину нельзя отказать в смелости: он приходит к крайним выводам из своей идеи, но в его словах меньше всего истинной любви к свободе. Свободная («внеклассовая») литература для него — отдаленный идеал, который может быть осуществлен только в социалистическом обществе будущего. Пока же «лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе» г. Ленин противопоставляет «открыто связанную с пролетариатом литературу». Он называет эту последнюю «действительно свободной», но совсем произвольно. По точному значению его определения обе литературы несвободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая открыто с пролетариатом. Преимущество второй можно видеть в искреннем признании своего рабства, а не в большей свободе. Современная литература, в представлении г. Ленина на службе у «денежного мешка», партийная литература будет «колесиком и винтиком» общепролетарского дела. Но если мы и согласимся, что общепролетарское дело — дело справедливое, а денежный мешок — позорное, разве это изменит степень зависимости? Раб мудрого Платона все-таки был рабом, а не свободным человеком».
В Париже в Осеннем салоне выставлены картины группы фовистов (от фр. слова «дикий», «хищный»). Э. Фриз так определил задачу фовистов в живописи: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов — путем страстного воплощения (источником которого является эмоция, возникающая вследствие общения с природой)».
Французская фирма «Пате» сняла первый (после ленты братьев Люмьер еще в прошлом веке) фильм о жизни Христа . Фильм получил широкую известность.
1906
1 января — в Киеве издан на средства Е. Чикаленко первый номер ежедневной украинской газеты «Громадська думка» (вышел 21 номер; 18 августа газету запретили).
11 августа — Ю. А. Лост запатентовал в Лондоне свое изобретение — звуковое кино ; тогда же был снят первый звуковой фильм.
20 ноября — в «Каммершпиле» (Берлинском Камерном театре) после премьеры спектакля «Пробуждение весны» Франка Ведекинда в постановке Макса Рейнхардта впервые в истории театра состоялось обсуждение спектакля зрителями . С тех пор обсуждения, на которые Рейнхардт приглашал наиболее авторитетных критиков Берлина, стали постоянной формой работы театра. «К мнению своего «заказчика» — интеллектуальной элиты — профессор прислушивался, особенно, когда дело касалось Камерного театра, его экспериментальной лаборатории», — пишет Л. Бояджиева.
24 декабря — первая в мире объявленная радиопередача . Ее провел профессор Обри Фесенден (США). В передаче транслировалось «Largo» Генделя.
Впервые во время просмотра в кинотеатре города Форест-сити (штат Пенсильвания) ароматизирован зрительский зал запахом розы . Это был первый случай так называемой «смелли» в кино.
(Начало см. в «Дне» от 28.01., 4.02 и 18.02. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№34, (2000)Section
Панорама «Дня»