«Просили батько, просили мати...»
В рамках «Країни мрій» впервые воспроизведен обряд свадьбы Надднепрянщины
15 октября этнический фестиваль «Країна мрій» совместно с Центром народоведения «Козак Мамай» и фольклорной группой «Гуртоправці» в столичном дендропарке «Мамаєва Слобода» отгуляли традиционную украинскую свадьбу. Кстати, у «Гуртоправців» уже есть опыт воспроизведения давних свадебных традиций, в частности в мистически-обрядовом спектакле «Адам и Ева». На этот раз молодые, их родители, бояре и старосты, дружки, сватья и свахи, священник, дьяк и гости были настоящими! «Полгода назад на наших вечерницах двое постоянных участников Ирина Кучеренко и Данила Данилейко сообщили, что хотят пожениться, — рассказывает организатор Наталья Сидь. — И мы подумали — а почему бы не устроить на Покрову им забаву?.. Ведь издавна сразу после Святой Покровы (14 октября) начиналась пора сватанья и венчаний». По словам Натальи, такое действо организовывается впервые. Оно проводится в соответствии с обрядом, который бытовал на Надднепрянщине, то есть на Киевщине, Сумщине, Полтавщине. Кстати, традиционная украинская свадьба среди всех старинных обычаев едва ли не самая богатая по драматическим сюжетам. Обычно она длится несколько дней, а иногда и неделю. Участница группы «Божичі» Ольга Верес рассказала «Дню», что эта, так сказать, процедура начинается со сватанья. В хате девушки появлялись сваты и произносили речи об охоте князя на куницу. (Вспомните «Сватання на Гончарівці» Григория Квитки-Основьяненко, где староста-солдат говорит о девице-кунице). Она же в знак согласия подавала вышитые рушники и с тех пор девушка и парень считались невестой и женихом. Через некоторое время в присутствии всех родственников проходило обручение. После этого просили гостей: «Просили батько, просили мати і ми просим на хліб, на сіль, на коровай, на весілля». Уже накануне свадьбы, в четверг, пекся каравай. «Каравайницы, их должно быть семь или девять, — продолжает Ольга, — приносили с собой муку, яйца, масло и под пение и благословение старосты вместе выпекали священный хлеб, который имел большой ритуальный смысл».
Журналисты были приглашены сразу на венчание, которое проходило в трехглавой деревянной казацкой церкви. Нужно отметить, что «Мамаєва Слобода» — место уникальное. Недалеко от храма возвышаются две ветряные мельницы, далее расположены усадьба ктитора, хаты казаков-джур, казацкого сотника, кузнеца с кузницей, гончара с гончарной мастерской, шинок еврея-лавочника, дом гадалки, казацкая застава с управой и воинской казной и многие другие сооружения (всего — 98!), характерных для казацкой эпохи XVII — XVIII веков Надднепрянщины. Здесь поневоле погружаешься в ту героическую эпоху. А еще когда все участники действа одеты в праздничную украинскую традиционную одежду. «Мы одолжили наряды в Музее Ивана Гончара, киностудии имени Александра Довженко и у частных коллекционеров, — рассказывает Людмила Нагорная, главный художник Театра оперы и балета для детей и юношества, умело завязывая на голове одной из хозяек намитку (покрывало для замужней женщины). — Непросто подобрать одежду для всех. В то же время нужно было учитывать вкусы и предпочтения каждого и точно воспроизвести стилистику одежды ХVIII века». Пока говорили с пани Людмилой, свадьба на возу, конях и пешком уже ехала к хате молодой. По дороге они встретили детский перехват — несколько детей всех возрастов перегородили дорогу, требуя за выкуп сластей. Обычно таких перехватов бывало несколько: ребята требовали настойки или наливки, мужчины — водки, девушки — лакомств... И так до тех пор, пока свадебный кортеж не подъедет к хате молодой, где будет проходить застолье.
Вообще, по рассказу Натальи Сидь, основной сценарий брачной драмы — имитация покупки молодой (розыгрыш военного похода с целью «взятия» дома молодой брачным кортежем молодого, сопротивление семьи невесты, примирение обеих сторон, выкуп, выплаченный семье молодой); торжественное усаживание молодой пары на посад перед священным деревом, общий банкет, жертвы (распределение каравая), отведение молодой в хату молодого, сближение новобрачных... Кстати, в функцию боярина Олега Скрипки, инициатора фестиваля «Країна мрій», входило... греть постель для молодых. Это он должен был делать вместе со своей женой — Натальей Сидь, поскольку, по давнему обычаю, такую роль доверяют лишь счастливым супругам. «Как? Нравится?» — спрашивает Олег Скрипка, одетый в военную форму времен УНР, в которой снимался в клипе «Екатерина». (Старосты-бояре имели право одеваться в военные мундиры). На что его друзья Дайсуке Минамино и Каору Ивасаки, работники посольства Японии в Украине, покачали головой в знак согласия. Между прочим, они были одеты в украинский народный наряд: Дайсуке Минамино в собственную вышитую рубашку, купленную в Киеве, а Каору Ивасаки специально для этой забавы одолжила вышиванку, крайку (пояс) и запаску (юбку) у приятельницы. «Думаю, мало кому повезло побывать на традиционной украинской свадьбе, — говорит Олег Скрипка. — Как-то еще я бывал на одной на Полтавщине, где эпизодически воспроизводили традиции. Разве что приходилось слышать, что настоящую фольклорную свадьбу часто устраивают в диаспоре». «Действительно, в Америке и Канаде организовывают подобные свадьбы, но обряды там соблюдают частично, то есть наиболее известные и распространенные — выкуп молодой, угощение караваем, — говорят Оксана и Юрий Мошински из Денвера (США). — В советские времена мы, украинцы диаспоры, передавали из поколения в поколение наши обычаи и обряды, теперь они, естественно, должны возрождаться в Украине».
P.S. По словам организаторов, вскоре полную версию свадьбы в виде музыкально-документального фильма можно будет увидеть на канале «1+1».
Выпуск газеты №:
№177, (2006)Section
Панорама «Дня»