Проверка на прочность
«Веселі, брате, часи настали. Ми наближаємось до мети...» С. Вакарчук «Океан Ельзи»
Босой Луценко в спортивных штанах общается с журналистам. Эти кадры вчера обошли все телеканалы и стали топ-новостью дня.
Вчера в 6.30 утра представители Генпрокуратуры без предварительного предупреждения пришли с обыском к лидеру «Народной самообороны», экс министру внутренних дел ЮриюЛуценко в его квартиру на улицу Старонаводницкую в Киеве. Санкцию на обыск выписал пресловутый Печерский суд г. Киева. Следователи, как сказал Давид Жвания, искали израильский паспорт, пять системных блоков и офисную мебель, которую якобы подарил Луценко один из народных депутатов. Искомого обнаружить не удалось, вместо этого изъяли документы всей семьи Луценко, в том числе медицинские карточки, и вручили повестку на допрос в Генпрокуратуру.
В окружении «Самообороны» считают, что обыск связан со вчерашней публикацией в газете «Сегодня», которая вышла с подзаголовком «Вместе с офисом «Народной самообороны» мог взорваться целый квартал на Печерске». По данным издания, в понедельник в подъезде жилого дома на улице Дружбы народов, 17 в Киеве нашли «три сумки с тротилом и пластидом, а также автоматы Калашникова, пистолеты ТТ, «Вальтер» и немецкий пулемет времен войны».
По словам пресс-секретаря Юрия Луценко Инны Кисиль, это все ложь, поскольку офис «Народной самообороны» находится на улице Боженко, возле станции метро «Лыбидская».
Сам Луценко считает обыск в своей квартире попыткой помешать его передвижению по территории Украины, а фракция «Наша Украина» все это называет политическими репрессиями.
Регионал Василий Киселев вчера пытался как-то оправдывать Генпрокуратуру. Мол, Юрий Луценко «не имеет индульгенции». Впрочем, даже в Партии регионов понимают, что такими действиями Генпрокуратура только поднимает рейтинг Луценко. «Если Генпрокуратура имеет 100 процентную уверенность, что найдет у него дома что-то страшное, а не третьесортные документы, то только тогда можно идти на этот шаг, — рассуждает Тарас Чорновил. — Если Генпрокуратура не имеет доказательств, что найдет что-то ценное, то из мыльного пузыря, которым является Луценко, они делают национального героя».
Мы спросили экспертов «Дня»: «Что означает этот обыск?»
Вадим КАРАСЕВ , директор Института глобальных стратегий:
— Партия регионов просто переходит в наступление. Они отказалась от политики «умиротворения» Президента. И если и будут искать компромисс, то с позиции силы и на своих условиях. Но пока они играют мышцами, демонстрируют силу. И эпизод с Луценко — это фактически демонстрация того, что Партия регионов все-таки использует силовые структуры в своих интересах. Это попытка обезглавить лидеров марша на столицу Украины и подавить это движение в зародыше, хотя бы в средних формах эволюции.
Похоже, Партия регионов проводит определенную стратегию. Сейчас формируется своего рода фронт протеста (Президент, Блок Юлии Тимошенко, «Наша Украина»). «Регионалы» пытаются расчленить все эти составляющие на части и с каждым работать отдельно и в соответствии с ситуацией. И к каждому конкретно применить различные методы. Например, апеллировать к Президенту и стараться его вывести из оппозиционного «пула», ослабить связь Тимошенко и Президента, изолировать Президента от оппозиции.
Второе. Отдельно работать по «Нашей Украине». В этом контексте нужно рассматривать предложение Кинаху. По отношению к БЮТ, очевидно, переговоры о том, чтобы несколько депутатов присоединились к антикризисной коалиции и вышли из БЮТ, тем самым ослабив позиции Блока Юлии Тимошенко в парламенте и позиции самой Юлии Тимошенко. И отдельная, особая, скажем так, тактика применяется к «Народной самообороне», в частности, к Луценко. Здесь никаких сомнений, никаких сожалений и никакого мира, а жесткий подход для того, чтобы обезглавить это движение и предотвратить развитие этого движения на начальных, региональных стадиях его развития.
Это сигнал для обывателя, особенно восточноевропейского. Мол, смотрите, что затевают радикалы, как они хотят сорвать стабильность, экономический рост и т.д. Третье. Можно, конечно, сделать сравнение с Тимошенко, когда к ней применялись подобного рода методы, с Бродским, с «Украиной без Кучмы», «Порой», но есть существенная разница. В то время политический режим находился на стадии разложения, был деморализован, поэтому тогда подобного рода превентивные меры по отношению к оппозиционерам только ослабляли публичную поддержку власти и увеличивали, соответственно, публичную поддержку фигурантов, или объектов такого правового лоббизма, такого наступления.
Сегодня ситуация другая. Общество деморализовано, разочаровано и вряд ли оно будет сейчас вставать на защиту Луценко, тем более давать ему какие-то авансы. Общество вообще устало раздавать политикам авансы. А в то же время со стороны Партии регионов происходит консолидация правоохранительных органов, поэтому такого рода превентивные удары на устранение лидеров радикальной оппозиции будут делаться без страха и упрека.
Владимир ФЕСЕНКО , председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» (www.rep-ua.com):
— Это, скорее, попытка начала политических репрессий и, фактически, начало политической войны. Если сначала это пыталась сделать оппозиция через свой ультиматум, то сейчас это откровенная попытка со стороны антикризисной коалиции.
На мой взгляд, это огромная и грубая ошибка со стороны представителей антикризисной коалиции. Чем обусловлены такие действия? Главная их причина — это «психологическая травма Майдана». Они считают Майдан политической технологией, хотят подавить «в колыбели» повторение Майдана, чтобы эта, на их взгляд, политическая технология не была реализована с самого начала, но результат будет прямо противоположным. Такие действия содействуют сплочению оппозиции, усилению противодействия и, скорее всего, будут содействовать новой волне политической мобилизации рядовых «оранжевых» избирателей, которые разочаровались и в «Нашей Украине», и в БЮТ, против правительства Януковича, против коалиции, в поддержку идеи досрочных парламентских выборов. Это также приведет к росту рейтинга Юрия Луценко. Коалиция получит прямо противоположный результат тому, который она ожидала.
Максим СТРИХА , руководитель научных программ Института открытой политики:
— Сегодняшняя власть ничему не научилась. Мне очень неприятно и гадко, что из нафталина достали весь «гэбэшный» арсенал кучмовских времен. Конечно же никто не поверит, что в квартире Луценко, к примеру, найдена взрывчатка. Власть «опустила» себя и утратила все остатки приличия при общении со своими оппонентами.
С другой стороны, для меня вопрос — чем Луценко так напугал эту власть? Я бы на месте этой власти вел бы себя спокойнее. Мне кажется, что у нее нет никаких оснований так сильно трястись за свои позиции из-за акций, которые Луценко проводит в регионах.
Боюсь, что власть не учитывает того, что общество уже немного другое, и для Луценко — это, скорее, PR. Хотя они, безусловно, пытаются запугать.
Игорь ЛОСЕВ , доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Безусловно, это политические репрессии. Но это политические репрессии, свидетельствующие об истерике нынешней исполнительной власти, о ее полной неуверенности в себе, в стабильности своего положения. Это просто страх и отчаяние. Иначе это просто расценить нельзя.
Что касается того, что врываются в дом человека, чтобы искать какой-то паспорт — это вообще абсурд. Если на то пошло, то украинское законодательство (на мой взгляд, к сожалению) не предусматривает ответственности даже в случае наличия 2—10 паспортов. Например, многие офицеры российского черноморского флота в Севастополе имеют по два паспорта, по два гражданства и никому даже не проходит в голову у них этим поинтересоваться, а не то что устраивать обыски.
Понятно, что Луценко вызвал страх своей «Народной самообороной». У власти до сих пор стоит в глазах Майдан 2004 года, и истерика в этом смысле совершенно понятная. А что касается законности, то у нас, к сожалению, в нее уже мало кто верит. Законность уже давно превращена в публичную девку определенных политических кругов. И поэтому любые апелляции к законности в данных условиях у наших граждан могут вызвать только смех.
Выпуск газеты №:
№48, (2007)Section
Панорама «Дня»