Перейти к основному содержанию

Провокация протеста

Кто конструирует взрыватель к крымской «этнической бомбе»?
27 сентября, 20:38

Как ни странно, но многие обстоятельства последнего времени в процессе интеграции крымскотатарского народа в украинское общество четко выстраиваются в единую линию, свидетельствующую о наличии двойственного отношения к проблемам народа: одна часть общества ищет согласия и находит способы решения проблем интеграции, но другая часть — невидимая и часто закулисная «третья сила» — все время добивается реального осложнения ситуации. Такое впечатление, что эта сила не прочь в нужный момент привести в действие взрыватель этой «этнической бомбы», опасного межнационального конфликта. Но именно в Крыму, как нигде больше, сейчас осознают, что он может оказаться неуправляемым (или наоборот — управляемым извне) и принести много бед всей стране…

УБИЙСТВО, РАССЧИТАННОЕ НА ЭТНИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС…

Как установлено правоохранительными органами, поздно вечером 22 сентября в центре Симферополя было совершено дерзкое преступление — в собственной квартире по улице Самокиша, 10 убиты бывший министр строительства Республики Узбекистан, депутат нескольких созывов Верховного Совета УзССР, председатель Организационного комитета по проведению второго (после возвращения крымских татар на родину — первого) курултая крымскотатарского народа 1991 года, член президиума, руководитель отдела инвестиций и экономики Меджлиса крымскотатарского народа в 1991—1996 гг., член Республиканской комиссии по делам депортированных народов Крыма при Кабинете Министров Украины, бывший консультант Программы развития и интеграции Крыма Программы развития ООН, кандидат технических наук, профессор Сервер Омеров и его супруга Алиме, 1927 и 1928 годов рождения. Сервер Омеров был застрелен, а Алиме Омеровой — нанесены смертельные ножевые ранения в область грудной клетки и спину. В годы своей активной деятельности в Крыму Сервер Омеров участвовал в разработке и реализации Программы возвращения и обустройства крымскотатарского народа на свою родину, обосновывал и защищал перед государственными органами и международными организациями-донорами инвестиции на обустройство поселков компактного проживания крымских татар. Сервер Абдуллаевич, уроженец Симферополя, с момента возвращения из мест депортации на историческую родину всю свою энергию и силы направлял на решение проблем своих соотечественников. По факту убийства супругов Омеровых прокуратура Крыма возбудила уголовное дело по статье «умышленное убийство». Глава Совета министров Крыма Сергей Куницын поручил правоохранительным органам «найти убийц, чтобы пресечь дальнейшее нагнетание обстановки еще и на криминальной почве».

По данным осмотра квартиры Омеровых, оперативниками установлено, что преступники что-то искали. Похищены видеомагнитофон и другие ценные вещи, из-за чего милиция предполагает, что целью преступления было ограбление. Вместе с тем поражает бессмысленность и несоразмерность преступления — для простого ограбления в Симферополе могли быть найдены квартиры и побогаче, чем жилье заслуженного и авторитетного крымскотатарского интеллектуала. Ограбление квартиры в многоэтажке — для «профессионалов» столь привычное дело, что оно могло быть исполнено и без жестокого двойного убийства. В этом же преступлении много нелогичного. По свидетельству правоохранительных органов, преступники проникли в квартиру без взлома. Скорее всего, уже, видимо, отдыхавшие поздно вечером престарелые супруги сами открыли дверь либо кому-то из знакомых, либо в ответ на не вызывающий подозрения визит типа «вам телеграмма», «это из жэка» или подобный. Как полагают крымские наблюдатели, скорее всего, это преступление просто замаскировано под ограбление, а на самом деле имеет другую подоплеку. Для простого ограбления не убивают столь известных людей, хотя бы из-за нежелания попасть под сверхтщательное расследование.

Как считает руководитель Крымского независимого центра политических исследователей и журналистов Владимир Притула, за этим убийством стоит нечто большее, чем ограбление, «за видеомагнитофонами сейчас так не ходят». По его мнению, цель этого заметного убийства — вызвать широкий протестный резонанс в среде крымских татар: «Просто кто-то вот уже несколько раз пытается «поднять» крымских татар на масштабные общественные действия с целью дестабилизировать обстановку в Крыму…»

Очевидно, что это убийство рассчитано на этнический резонанс. Претензии будут выдвинуты государству, считающему себя полностью славянским…

«ТЮРКСКИЙ ПОЛЮС»

Если это преступление, словно рассчитанное на то, чтобы быть как можно более заметным именно для крымских татар, не просто ограбление, то оно логично вписывается в череду последних событий в Крыму. По мнению члена Меджлиса Надира Бекирова, именно такого типа преступление может стать взрывателем, чтобы запустить серьезный межэтнический конфликт в Крыму, почву для которого уже подготовила целая серия взаимосвязанных событий. В этой цепочке естественно соединяются: отказ парламента Украины принять закон о политической реабилитации депортированных, длительный отказ обсуждать и решать вопрос о статусе народа в Украине, повсеместное затягивание «земельной проблемы», затрагивающей интересы каждого крымского татарина, наличие множества локальных конфликтов на территории Крыма, создающих обстановку недоброжелательности и напряженности. Это тянущийся уже годы вопрос о сносе рынка в Бахчисарае, охрана крымскотатарских национальных и мусульманских святынь, освоение земель в Тихой бухте, появившийся в последнее время религиозный раскол, систематическое разрушение крымскотатарских памятников неизвестными вандалами. В целом, пожалуй, за истекшие 15 лет репатриации решена меньшая и не главная часть проблем жизни народа, а большая часть их все еще «висит», часто неоправданно затягивается, утопает в непродуктивных и отсталых «псевдонаучных дебатах», а то и просто цинично «волокитится». Еще часть проблем решается на местах принципиально неправильно, не в демократическом духе, с нарушениями законов и прав человека, с признаками коррупции, исходя из национальности, вероисповедания или исторического прошлого конкретного человека, что вызывает возмущение действиями власти и неверие в способности государства быть справедливым и демократическим.

Каждое событие, связанное сегодня с крымскими татарами, вызывает широкий общественный резонанс и усложняет межнациональную обстановку. Так, более пятисот бахчисарайцев поставили свои подписи под обращением, в котором они призывают привлечь к уголовной ответственности лидера районного меджлиса за гибель беременной женщины после автомобильной аварии. Они обвиняют правоохранительные органы в том, что те, по их мнению, пытаются «спустить это дело на тормозах». В то же время возле Симферопольского вокзала в очередной раз неизвестными был разбит гранитный памятник, установленный в память о депортации. Злоумышленники не найдены.

В последние месяцы усложнилась и межконфессиональная обстановка. Фактически в рядах крымских мусульман состоялся раскол. Как Меджлис и муфтият, так и простые верующие в Крыму обеспокоены появлением радикальных организаций, в том числе таких, как «Хизб-ут-Тахрир», то есть «Партия освобождения», основанная в Палестине более полувека назад и запрещенная почти во всем мире из-за радикальных программ. Появление эмиссаров, а потом и организаций не только «Хизб-ут- Тахрир», но и других радикальных течений, в Крыму не могло состояться «без помощи извне» и было инспирировано «недружественными к Украине организациями», считают эксперты. О расколе в рядах крымского мусульманства говорили в Симферополе не только участники научной религиозной конференции, в которой приняли участие председатели мусульманских общин Крыма, имамы (духовные настоятели), «хаджи» (люди, совершившие хадж в Мекку), но и делегаты очередного курултая, состоявшегося в середине сентября. Членов независимых мусульманских общин в Духовном управлении мусульман Крыма (ДУМК) называют еретиками и призывают крымских татар не поддаваться на их провокации. На полуострове уже существуют 36 религиозных исламских объединений, не подчиняющихся ДУМК. Официальная цель их — строительство Всемирного халифата. Пока серьезного вреда от них нет, говорит муфтий Крыма Эмирали Аблаев, но они распространяют листовки, призывают к опасным действиям. Эти организации работают против единства крымских татар и против мира в многонациональном Крыму, считают в ДУМК. Убеждает в этом опыт других стран. Например, на юге Таджикистана недавно завершился открытый суд над 20-ю членами запрещенной в республике организации «Хизб-ут-Тахрир», распространил сообщение Интерфакс со ссылкой на Верховный суд этой страны. Девять из 20-ти членов приговорены к 13—15 годам лишения свободы по статьям за «призыв к свержению конституционного строя», «разжигание межнациональной, межрегиональной и межэтнической вражды». Остальные подсудимые приговорены к минимальным срокам лишения свободы, в основном за укрывательство и недонесение. А в Караганде сейчас начались слушания по уголовному делу в отношении члена организации «Хизб-ут-Тахрир», 29-летнего Фаруха Абдугапарова, приехавшего в Караганду из Кентау Южно- Казахстанской области. Прокуратура Казахстана обвиняет его в том, что он на территории Центрального рынка Караганды распространял листовки «Хизб- ут-Тахрир». При обыске квартиры, где проживал Абдугапаров, обнаружено 16 книг, одна брошюра и 850 листовок «Хизб-ут-Тахрир». По заключению экспертизы, в текстах книг и листовок содержатся призывы к разжиганию межнациональной розни и изменению конституционного строя Казахстана, имеются факты унижения чести и достоинства представителей немусульманской части населения.

Крымская «Хизб-ут-Тахрир» — это примерно 500—600 человек. В основном, говорит муфтий, — заблуждающаяся молодежь. Этих людей нужно переубеждать. На вступление в ряды радикалов людей обычно толкает несправедливость, неравенство в обществе. В Крыму, считает Эмирали Аблаев, для подобного нет особых причин: строительству мечетей не препятствуют и не запрещают исповедовать ислам. Но есть несправедливость другого рода. Например, недавно крымские татары, строители треста «Гражданстрой», специально созданного для возведения жилья для депортированных, забаррикадировались в одной из квартир девятиэтажки в поселке компактного проживания крымских татар Фонтаны и заявили о грубом нарушении своих прав. При найме на работу с ними были заключены контракты о выделении половины квартир в построенных домах семьям строителей. Многие из них работают уже по десять лет, скитаются в вагончиках и общежитиях, часто по две семьи с детьми в одной комнате, построили много жилья для своих соотечественников, но положение о выделении квартир строителям постоянно нарушается. В одном доме выделили тридцать процентов, в другом десять. Сейчас возведен последний дом, и ходят слухи, что строителям дают только пять квартир. Строители считают, что заняли по праву свое жилье и угрожают, что в случае насильственного выселения готовы пойти на самосожжение. Так нельзя ли либо выполнять контракты, либо не заключать договора с заведомо невыполнимыми условиями, но не доводить людей до отчаяния?

Некоторые эксперты также считают, что мусульманские лидеры сами создали предпосылки для укоренения на полуострове радикальных исламских течений. Несколько лет назад руководство Меджлиса и муфтията пыталось развивать связи с арабскими странами в надежде на финансовую помощь с их стороны. В результате на полуостров пришла арабская модификация ислама. Кроме того, как считают специалисты, муфтият постепенно проигрывает идеологическую борьбу на этом поле. В общинах, подчиняющихся Духовному управлению мусульман, как правило, на должностях имамов находятся люди, не имеющие специального духовного образования. Общины арабского толка возглавляют люди, прошедшие подготовку в солидных религиозных вузах Ближнего Востока. В силу этого в религиозных дискуссиях они выглядят куда лучше, что позволяет им успешнее вербовать сторонников в рядах молодежи. По всему видно, что сейчас на полуострове на фоне обеспокоенности крымских мусульман за чистоту своей веры разворачивается борьба за сферы влияния между представителями арабских и турецких религиозных организаций. Так, в Крыму уже существует представительство министерства по делам религий республики Турция, которое и стало одним из организаторов научно- практической конференции по проблемам религий.

Одна из самых конфликтогенных проблем — наделение репатриантов землей. С проблемой земли репатрианты столкнулись еще в 80-х годах, когда возвращались в Крым и были вынуждены самовольно занимать участки потому, что власть отказывала им в этом, хотя спустя год-два сама же и узаконила «самовозвраты». Итак, проблеме — около 20 лет. Разве это не достаточное время, чтобы решить ее в законодательном, экономическом, социальном отношении? Она отчасти решена в степной части Крыма, да и то явочным «самовозвратным» порядком. Сегодня она переместилась на Южный берег, откуда многие крымские татары и родом. Почему же и ныне этот процесс не имеет законодательной основы? Почему и доныне крымские татары отвечают «самозахватами татарскими» на «самозахваты славянские», пресекают, таким образом, намерение сельсоветов, предпочитающих продать землю на сторону, часто иностранным гражданам, забрать в свою собственность, но только не решить проблему репатриантов. Власть о «самозахватах» местных жителей и организаций говорит вполголоса, а самозахваты татарские крымские газеты уже называют модным ныне словом «земельный терроризм», хотя фактов самовольного и незаконного занятие земли со стороны крымских предприятий, со стороны частников в несколько раз больше, но казацкие посты выставляются только против татар. И обе стороны — казаки и крымские татары — как это видно на примере пикетов в Тихой бухте, стоящих уже несколько месяцев друг против друга, как редуты, готовы стоять на своем насмерть, не уступая ни пяди «своей земли». Неровен час, скоро вполне в духе времени кто-то подаст идею о превентивных ударах, чтобы… побороть «земельный терроризм». Но разве все это — путь, который может привести к решению проблемы и согласию, а не к разрастанию вражды? Почему так вышло, что Крым и через двадцать лет после возникновения этой проблемы стоит на пороге ожесточенных и перманентных земельных конфликтов? И неужели все бессильны что-нибудь сделать?

«СЛАВЯНСКИЙ ПОЛЮС»

С другой стороны, идет накопление потенциала и на «славянском полюсе» Крыма. На полуострове, как считают эксперты, совсем не стихийно уже возникли несколько десятков различных российских и псевдоукраинских казацких организаций, основное предназначение которых проявилось в противостоянии с крымскими татарами во время разных акций. Неделю назад начался объединительный процесс казаков: состоялась рада, избравшая краевые органы управления. Ни для кого не секрет, что несмотря на то, что идет пятый год реализации «Национальной программы возрождения и развития украинского казачества», процессы реанимации казачества в стране брошены на самотек и подчас приобретают опасные очертания. Например, в Крыму опасность усиливается тем, что исторических корней украинское казачество здесь не имеет, но как бы реанимированные казачьи структуры выполняют разные заказы местных властей — то охраняют какие-либо объекты, то дежурят по охране общественного порядка, то просто делают вид, что защищают местную власть, православие, славянскую часть населения от… крымских татар. Они часто проводят полувоенизированные учения, вовлекают и воспитывают в воинственном духе молодежь, не имеющую с казачеством ничего общего. Получается, что чем больше местные органы власти затягивают решение проблем репатриантов, чем сильнее они, соответственно, добиваются своих прав — тем сильнее смычка власти и местных казаков, тем больше они берут на себя функции военизированных подразделений и тем сильнее противостояние с крымскими татарами. Именно эта тактика уже несколько раз привела к кровавым конфликтам — как в Судаке, Морском, а то и убийствам — как в Веселом. Теперь же участники казацкой рады уже в общекрымском масштабе обратились к власти с просьбой рассмотреть их проблемы, призвали власть «поставить закон во главе всех процессов, происходящих в Крыму», но с другой стороны — они заявляют, что «мы поставим жесткий барьер событиям, аналогичным бахчисарайским, судакским, урожайненским, «коттонским»»… Все это — конфликтные ситуации с крымскими татарами. И казаки предлагают свои усилия отнюдь не для цивилизованного их решения, а для силового противодействия. Но возникает справедливый вопрос: как и почему мы дожили до того, что не правоохранительные органы и органы власти планируют цивилизованно решить раз и навсегда все возникающие проблемы межнациональных отношений, а какие-то самозванцы грозятся поставить «барьер» в то время, когда надо было бы не разделяться барьерами, а налаживать совместную жизнь? Ведь русские и крымские татары никуда друг от друга не денутся и обречены жить по-соседски?

На прошлой неделе в Крыму создан «Славянский собор Крыма», объединивший большинство и политических, и национально-культурных объединений славянской части населения. Понятно, что «Собор» создан с предвыборными целями, и, хотя его организаторы заявляют, что он не направлен против кого бы то ни было, но также понятно, что он создан не с целью способствовать решению национально-культурных проблем мусульман и крымских татар, а это может только усилить концентрацию противостояния на этнической почве. Примечательно, что в один день со «Славянским собором» в Симферополе состоялось и заседание Координационного совета общественно-политических сил крымскотатарского народа, который объединил общества и организации, не согласные с политикой Меджлиса. Созданный на базе Мусульманской партии Украины (Донецк) и потому обычно разделяющий позиции власти, в этот раз и Координационный совет высказал, в сущности, протест против таких методов интеграции. «Как можно рекомендовать народу голосовать на выборах за того или иного кандидата, если ни один из них не заявил, что имеет намерение конкретно решать проблемы мусульман и крымских татар и восстанавливать наши права», — сказал журналистам глава КС Кубедин Куртбединов.

ПОВЕСТКА ДНЯ…

Перед нами открываются всего две перспективы: либо найти способ решить крымские проблемы миром, либо еще на несколько лет затянуть узел до такой степени, что они начнут сами решаться, но конфликтным путем.

Поэтому сегодня возникает вопрос: а правильны ли методы, которыми пытались решать эти проблемы до сих пор, если они не дали результата? Из крымской практики следует, как кажется на первый взгляд, парадоксальный вывод: путь создания этнических или религиозных объединений приводит к возрождению национальных традиций, культуры, языка, — все это очень хорошо, но это не ведет к решению конфликтных ситуаций. Скажем, опыт Крыма 2000 года свидетельствует о том, что, когда православная епархия без учета мнения Духовного управления мусульман пыталась устанавливать в Крыму христианские символы, это привело к жесткому конфликту. И только деятельность Межрелигиозного совета «Мир — дар Божий!», хотя также не без осложнений, однако все же привела к не очень стойкому, но согласию между двумя конфессиями. Проблема воссоздания в Крыму Собора Александра Невского, с одной стороны, и Соборной мечети — с другой вызывала только конфликты до тех пор, пока власть не начала сотрудничество с обеими религиозными организациями. Так, может, этот опыт стоит распространить на другие сферы жизни — вместо узконациональных все больше создавать и межнациональные объединения, особенно в местах совместного проживания репатриантов, которые общими усилиями славян и крымских татар будут решать спорные проблемы путем согласия, а не конфликта и противостояния, как казачьи общины в крымскотатарских селах.

С другой стороны, почему так получается, что до сих пор в Украине тюркскому и мусульманскому миру как бы противостоят полностью славянская власть, полностью славянские суды, славянские правоохранительные органы? И всякое их решение уже в силу этого воспринимается как решение, принятое другим народом, людьми другой веры, других убеждений. Анализ вовлечения крымских татар в органы власти в Крыму свидетельствует, что местное население уже доверяет репатриантам, а власть — еще нет. Например, на прошлых выборах в советы всех уровней крымчане избрали 14 процентов крымских татар, что соответствует процентному составу общества. В Верховную Раду автономии избрано семь депутатов, в некоторые сельские советы — 25-40 процентов. В то же время в органах исполнительной власти, куда люди не избираются, а назначаются, крымских татар часто нет вовсе, а если есть — то один-два, но не больше трех-пяти процентов. Понятно, что подбор ведется по профессиональным качествам, но прошло уже больше 15 лет, как крымские татары возвратились на родину, за это время, собственно, на родине уже выросло новое поколение народа, способное работать во всех отраслях. Жизнь показывает, что крымские татары и местные жители легче всего находят общий язык в местах совместного проживания, а это значит, что и «в местах совместной работы» им легче будет найти согласие. Почему же весь Крым до сих пор не место совместной — слаженной, созидательной — работы?

Кроме других, частью объективных причин можно назвать и некий внешний заказ, существующий по отношению к Крыму. В Крыму уже привыкли и практически не реагируют на сравнения его с Чечней, а крымских татар — с чеченцами. Однако эти примитивные аналогии то и дело подогреваются отдельными политиками — например, Леонидом Грачом, который периодически находит в крымских горах «лагеря ваххабитов» и «спрятанное оружие». В августе нынешнего года в Москве состоялся 37-й Международный конгресс востоковедов, на котором, по свидетельству его участника, российского историка Светланы Червонной, победила линия не сторонников исторического прогресса, а политический заказ на сохранение старого негативного отношения к тюркскому миру, в том числе и к крымским татарам. Это вызвало возмущение немецких и российских историков, однако в проведении специальной секции по Крыму конгрессу было отказано, тезисы докладов историков были опубликованы в искаженном виде, кроме того, были добавлены новые доклады, в которых, например, утверждалось, что репатриация крымских татар грозит Крыму… экологическими бедствиями.

Кажется, что именно сегодня нам важно помнить, что лозунг «мочить в сортирах» ни к чему хорошему не может привести. Самое время избрать другую, более разумную тактику и всеми силами искать в обществе поводы для согласия, а не причины для конфликта…

Когда верстался номер, крымская милиция заявила о раскрытии убийства ветерана крымскотатарского национального движения Сервера Омерова и его жены Алиме, сообщает Интерфакс-Украина. Об этом в понедельник на пресс-конференции в Симферополе известил присутствующих исполняющий обязанности начальник крымской милиции Николай Пыхтин. МВД настаивает на неполитической версии события. По его словам мотивом убийства было ограбление. Основной подозреваемый, по словам Н. Пыхтина, был задержан в прошлое воскресение в арендуемой квартире. Им оказался 29-летний житель Запорожской области, ранее дважды судимый. Под стражу взяты и двое сообщников подозреваемого — 25-летний мужчина и 33- летняя женщина, жители Симферополя. По словам Н. Пыхтина, квартира была взята штурмом с помощью подразделения «Беркут» в течении 30 секунд. Во время первого допроса выяснилось, что основным мотивом совершения преступления была корысть. По словам и. о. начальника милиции, подозреваемый ранее бывал в квартире потерпевших под видом мастера по ремонту мебели, и уже тогда у него возник замысел о совершении ограбления и убийства. У злоумышленников изъяты личные вещи пенсионеров. В настоящее время прокуратура Крыма ведет следствие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать