Психо. Виктюковские сны по Булгакову
Во Львове и Киеве состоялись гастроли Театра Романа Виктюка.
Москвичи познакомили нашу публику с их сценической версией булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Спектакль скандально известного режиссера получился на редкость целомудренным. Больше того, постановка была похожа на агитационный памфлет против тоталитаризма. Роман Григорьевич от романа М. Булгакова оставил лишь фрагменты. Он щедро сдобрил спектакль пластическими номерами (физкультурников в майках и трусах) и мелодиями 30-х годов, а для «укрепления» образа Воланда прозвучала ария Мефистофеля из одноименной оперы Гуно.
Кругом кумач. Посреди сцены огромная металлическая пирамида, пронзенная сверху деревянным крестом. Периодически герои влезают на эту конструкцию, но чаще двигаются по периметру, обходя кучу бюстов Ленина и Сталина, выкрашенных в золотистый и серебристый цвета. Главный герой спектакля — поэт Иван Бездомный (Александр Дзюба) все время ходит в смирительной рубашке, периодически корчится в конвульсиях. Когда звучит бравурная «Если завтра война...», Иван становится активным, а как только мелодия стихает, словно подкошенный, падает на носилки и спит. Одним словом, сумасшедший дом. Сны и кошмары Бездомного. У Виктюка Мастер и Маргарита — не главные персонажи. Пунктиром отмечена история Иешуа и Понтия Пилата и бала сатаны. Маргарита голой на метле не летает. Наоборот, лежит задрапированная в черную материю, а гости бала вальсируют, надев на голову бюсты лениных-сталиных. Красавчик Дмитрий Бозин, нынешний премьер Театра Р. Виктюка, играющий роль Воланда, двигается по сцене кошачьей походкой. Его сатана не коварный Князь тьмы, а интриган, доведший героев до психушки, а в конце спектакля увозящий их на каталке (с закрепленным на ней бюстом вождя с высунутым языком) в другой мир.
Такое впечатление, что своим спектаклем Виктюк сводит счеты с советской властью, вспоминая старые обиды, когда его постановки запрещали или выпускали с купюрами. Но — удивительно: нынешний спектакль лишен энергии тех прежних, с трудом «пробиваемых» режиссерских постановок.
Выпуск газеты №:
№176, (2004)Section
Панорама «Дня»