Перейти к основному содержанию

Публичность и публика

21 декабря, 20:14

В украинской публичной политике совершен очередной прорыв. По мнению большинства экспертов и просто телезрителей, которых «День» попросил поделиться своими впечатлениями, вторые теледебаты Виктора Ющенко и Виктора Януковича в прямом эфире УТ-1 выгодно отличались от первых. Страна наконец увидела открытую дискуссию претендентов на президентское кресло.

Правда, в первой половине дебатов оба их участника если и походили на боксеров, то скорее на таких, которые не хотят драться. Где же, думалось, результат консультаций, которые давал Виктору Ющенко гордость украинского бокса Виталий Кличко? Однако чуть позже результат все-таки прорезался — большую часть «раундов» Ющенко нападал, Янукович вынужден был защищаться.

Как и первый, второй телепоединок кандидатов стал предметом бурного обсуждения. Однако на некоторые моменты мало кто из экспертов обратил внимание. Например, на упоминание о трехчасовой встрече Ющенко и Януковича, о которой ничего не было известно широкой публике. То есть попытка договориться все же была, причем целиком в духе «подковерной» практики «секретных протоколов», присущей «старой власти», от которой сегодня старательно отмежевываются оба кандидата. Впрочем, если Виктор Янукович едва ли не в открытую и весьма навязчиво предлагает Ющенко «дружить против» Президента Леонида Кучмы, то Виктор Ющенко предостерегает Януковича от искушения плюнуть в колодец, который еще может пригодиться... Иными словами, на многое эти дебаты дали ответы, однако после них возникло и немало новых вопросов.

Ведущий действа Юрий Мельничук очень удачно, на наш взгляд, их завершил: «Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время третьих теледебатов не будет». Шутки шутками, но эксперты выражают надежду, что подобные дискуссии стали потребностью нашего общества и новой политической традицией. По выражению одного из авторов «Дня», они заставляют политиков — и, к слову, самих экспертов — четче формулировать свои позиции, а для миллионов избирателей становятся открытыми уроками политграмоты. Там, где имеет место соревнование аргументов, возникают новые критерии, способствующие повышению качества политической конкуренции и политики в целом.

Однако отсутствие опыта публичной политики, безусловно, сказывается, — нашим деятелям еще очень многому надо учиться. В том числе и строить отношения с оппонентами. В частности, некоторые представители оппозиции, кочуя сразу после дебатов из студии одного телеканала в студию другого, вели себя как уже «признанные победители», совершенно не церемонясь со своими визави. Один наш коллега, насмотревшись на Петра Порошенко и Валерия Коновалюка на 5-м канале, сказал, что вначале даже пожалел последнего. Однако когда вспомнил, как себя вел Коновалюк в ночь на 22-е (его фраза — «ветер победы дует с Востока»), — жалеть расхотелось...

«День»

Теледебаты, в понедельник вечером прошедшие между участниками «третьего тура» президентских выборов, подтвердили: в политике искусно сказанное слово часто стоит важного, но неумело «проданного» дела. А время, проведенное за их кулисами, засвидетельствовало: мало что уступает политике по накалу страстей и эмоций.

Менее чем за час до начала дебатов в просторном холле телецентра все было относительно спокойно. Многочисленные журналисты, медленно просачиваясь сквозь рамку металлоискателя, вяло пререкались с охранниками насчет того, похожа ли кисточка для пудры на газовый баллончик, а нестандартный штатив от телекамеры — на особо опасное холодное оружие. Одной из первых появилась запомнившаяся по Северодонецку госпожа Кириченко из парламентской фракции «Регионы Украины». В руках у Людмилы Федоровны — целый ворох сине-белой агитпродукции: флажки, шарфики и даже узенькие тканевые ленточки, которыми она в обязательном порядке обеспечивала всех новоприбывших экс-большевиков. Прибыло их, к слову, немного: всего с полтора десятка депутатов, преимущественно из «Регионов...», во главе с представителем В.Януковича в ЦИК Нестором Шуфричем и начштаба Тарасом Чорноволом. Присутствие в здании «оранжевых» выдавала ненавязчивая суета, затеянная Евгением Червоненко. Специалист по безопасности загодя был выслан вперед, непосредственно в саму студию — «разведать обстановку». Первым из участников дискуссии туда вошел Ющенко, причем со стороны, противоположной той, откуда его ожидала целая колонна фотографов и телеоператоров. Через пару минут степенно и неторопливо, улыбаясь и пожимая руки, проследовал Виктор Янукович. За ходом дебатов члены команд поддержки претендентов следили из соседних студий. «Бело-голубым» отвели небольшую, но уютную и хорошо отапливаемую: с мягкими белыми диванами и ярким светом. В центре внимания — обычный телевизор, помещенный на тумбу под технической лестницей. Для разрядки — подносы с бутербродами и кофе из термосов. «Оранжевые», в количестве не менее полусотни, дислоцировались в павильоне, чем-то напоминавшем ангар. У дальней стены — широченный экран-растяжка, у ближней — ряды стульев. На первых трех — старшие дети и супруга кандидата, ближайшие соратники, а также прочая публика — вплоть до техперсонала центра — в оранжевых шарфах. Правда, большей части зрителей все равно не сиделось: они дрейфовали по залу, греясь и обмениваясь впечатлениями.

В обоих лагерях атмосфера была крайне наэлектризованная. Напряжение выливалось, в зависимости от звучавших с экранов тезисов, то в добродушный хохот, то в злобную иронию. Более экспрессивными оказались «бело-голубые»: «Даешь Януковича!», «Что, пасуешь, дружок?! Я б тебя расцеловала!», «Как он вообще смеет об этом говорить? Нечестно!», «О твоем банке что, уже в книжках пишут? Да эти книжки «уголовное дело» называются!», «Задолбал со своей фальсификацией!», «Точно знаю: про заводы в Библии ничего не написано» (это на апелляцию Виктора Андреевича к заповедям, запрещающим воровство). Подчас народных избранников, заглушающих своими комментариями саму дискуссию, приходилось утихомиривать их же коллегам. Зато в моменты, когда их кандидат откровенно давал маху, его болельщики вздыхали, прятали глаза в пол, предпочитая воздерживаться от показной бравады и нарочито громкого смеха.

«Оранжевые» были сдержаннее и внимательнее: от экрана их отрывали разве что настойчивые просьбы журналистов о комментариях. Экономические сентенции Виктора Федоровича и его настойчивые просьбы ответить на все тот же вопрос провоцировали у депутатов от «НУ» приступы хохота. «Что он, как попугай, заладил одно и то же?», «разговор глухого с немым» (кто есть кто, не уточнялось), — улыбались они. Однако нервное напряжение таки прорвалось наружу. Это только на экране попытки разобраться, кто у кого позаимствовал эфирное время, выглядели относительно мирно, а вот за кулисами, в частности на территории «НУ», страсти накалились не на шутку. В затяжном формулировании Януковичем своих вопросов господин Червоненко усмотрел «провокацию» и «технологию власти», в применении которой не замедлил обвинить сотрудника телекомпании, неосмотрительно подвернувшегося под руку. Евгений Альфредович просто набросился на бедолагу: «Разберитесь немедленно! Что вы здесь глазами хлопаете?! Да вы знаете, кто я такой?! А ну, пошли вместе!» Первым не выдержал Александр Зинченко: «Женя, да успокойся ты наконец! Надоело!» Однако утихомирить соратника удалось только пресс-секретарю Виктора Андреевича Ирине Геращенко. Она что-то тихо шепнула ему на ухо, Червоненко вмиг стих и послушно проследовал к своему стулу. Было забавно наблюдать, как они удаляются: миниатюрная Геращенко под руку с мощным, раскрасневшимся от ссоры Червоненко.

На выходе из телестудии Виктора Федоровича встретили дружными криками «поздравляем», Виктора Андреевича — бурными, но краткосрочными аплодисментами. Первый во время непродолжительного общения с прессой повторил свой главный тезис — «мы должны договориться, как жить украинцам в Украине без сторонних подсказок», осторожно предупредил, что «по действующему закону, итог выборов можно спокойно обжаловать», и, похлопав себя по груди, сообщил: «По жизни, главный талисман — вера, мой крест». Второй удивился тому, что «оппонент сознательно уходил от ответа», жестко резюмировал, что «прикрываться сепаратизмом могут только политические аутсайдеры, все на свете проигравшие», и в шутку пожурил НТКУ за «предвзятую подсветку и раскадровку».

Впрочем, в телестудии дебаты не закончились. Покидая центр, можно было наблюдать, как уже на улице Петр Порошенко и Анатолий Кинах что-то бурно выясняют, а Виктор Пинзенык пытается вклиниться между ними с миротворческой миссией. Правда, внимание собравшихся возле них фотографов и операторов быстро отвлекли сторонники Януковича, сконцентрировавшиеся по другую сторону улицы Мельникова, под самой оградой Лукьяновского кладбища. С полсотни мужчин и женщин среднего возраста с бело-голубой символикой имели вполне конкретное мнение по поводу того, кто стал истинным победителем дискуссии. Отбывавшие от телецентра депутатские кортежи с оранжевыми ленточками они провожали громкими бодрыми криками «Я-ну-ко-вич!»...

                                   КОММЕНТАРИИ

Игорь ЛОСЕВ , доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

— Оба кандидата пытались выстроить свои выступления в соответствии с определенными стратегиями. Виктор Янукович, по сравнению с первыми дебатами выглядел значительно более миролюбивым и демонстрировал конструктивность. Наверно, он чувствовал потребность в такой конструктивности или, по крайней мере, в ее демонстрации после некоторых своих заявлений на Юге и на Востоке, которые были уже, как говорится, на грани фола, то есть уже выходили за рамки правового поля. Я имею в виду заявления о формировании отрядов, возможных тяжелых последствиях нежелательного для сторонников Януковича результата, которые он якобы не сможет предотвратить и тому подобное, — все это фактически плохо скрытые угрозы. Но, учтя, что подавляющее большинство граждан Украины — люди, все-таки, миролюбивые, он понял, что такие заявления с телеэкрана могут существенно повредить его имиджу. Кроме того, Виктор Янукович и его советники, наверно, осознали, что после 26 декабря жизнь не закончится. И нужно думать о дальнейшей политической деятельности, о парламентских выборах 2006 года, о поисках консенсуса с политической силой, которая имеет большие шансы на победу и т.п. То есть сжигать все корабли, наверное, глупо. Исчезла также и его, так сказать, номенклатурная «дубовость», которая была очень ощутима во время первой встречи. Наблюдались уже какие-то проявления современной политики, поведения современного лидера, то есть определенное обновление имиджа. На мой взгляд, дебаты выиграл Ющенко, но Янукович выглядел значительно лучше, чем в первый раз. Думаю, он ставил своей целью в первую очередь сохранить за собой свой устойчивый электорат Юга и Востока, укрепить, скажем так, его преданность. А во-вторых, — произвести приятное впечатление своей толерантностью и миролюбием на электорат Центральной Украины, по сути, решающий, как показали эти выборы, электорат. То есть он словно пытался сказать: смотрите, я не такой уж и страшный. Возможно, в определенной мере ему это и удалось.

Виктор Ющенко был значительно более наступательным, чем во время первых теледебатов. Следует так понимать, что его советники, имиджмейкеры, политтехнологи учли ошибки, — я бы сказал, не столько содержательные, сколько формальные. Ведь телевидение — это, в первую очередь, картинка, шоу. Телевидение имеет свой язык выражения, на нем нельзя выиграть только за счет содержания. Участие Ющенко в первых теледебатах это показало. Если верить главному аналитику центрального избирательного штаба Ющенко Анатолию Гриценко, подготовка Виктора Ющенко к первым дебатам была следующей: «Взял бумаги, закрылся в комнате и готовился...» После таких заявлений штаб следовало разогнать весь, потому что позволять лидеру так готовиться к такому мероприятию ни в коем случае нельзя. Чувствуется, что на этот раз все происходило совсем иначе. Виктор Ющенко сумел, все-таки, навязать своему оппоненту свое видение многих проблем, заставил его защищаться и оправдываться. Есть такая психологическая аксиома: оправдывающийся человек всегда выглядит хуже, чем заставляющий оправдываться. Во время любых публичных дискуссий это максимально проигрышная позиция. На этот раз Ющенко не потупил взгляд ни в какие бумажки, чувствовалось, что он лучше владеет и собой, и материалом, способен спонтанно реагировать на реплики оппонента. Вообще для Ющенко это был очень важный и ценный прорыв именно к электорату Востока и Юга, — УТ-1 еще не отключили даже в Донбассе, в отличие от некоторых других общенациональных каналов. Под конец своего выступления он послал обитателям этих регионов очень интересные и важные сигналы: сказал, что в случае его победы на выборах там не будет закрыта ни одна русская школа, ни один храм, никто не будет диктовать человеку, на каком языке ему общаться, не будет никакого преимущества одних регионов перед другими, а центральная власть будет привлекать к себе профессиональных и талантливых людей со всей Украины, независимо от того, откуда они родом. То есть он ударил по всем тем мифам, которые там против него создавались.

В целом уровень этих дебатов был значительно выше, чем предыдущих, — это уже действительно был формат дискуссии, «поединок» фехтовальщиков, в отличие от чего-то сугубо ретро-советского, как было в первый раз.

Виктор СТЕПАНЕНКО , заведующий отделом Института социологии Национальной академии наук Украины:

— Данный формат теледебатов действительно позволяет более объективно оценить возможности кандидатов. Хотя дискуссия в полном смысле этого слова не получилась, поскольку Виктор Янукович постоянно уходил от прямых ответов на вопросы своего оппонента. Но вопросы, оставшиеся без ответов, тоже симптоматичны, это тоже своего рода знаки. Во всяком случае, я для себя узнал кое- что новое о том, что происходит в высших эшелонах украинской власти.

Ющенко выглядел менее скованно, чем во время первых дебатов, и был более органичен в том плане, что контролировал время и все-таки менял темы, не зацикливаясь на какой-то одной из них. Янукович же в основном муссировал «домашние заготовки». И содержательно Ющенко был намного сильнее: в частности экономическая часть его выступления с точки зрения видения перспектив. Впечатляющей была и концовка, когда он обратился к избирателям уже совсем как новый лидер государства. Примечательно, что Янукович, пожалуй, даже как бы признал такой формат... То есть, с точки зрения соотношения сил, преимущество было на стороне Ющенко. Янукович действительно, как это ни парадоксально, выглядел уже, скорее, как представитель оппозиции к новой власти. Хотя, разумеется, и людей, и ресурсы, которые за ним стоят, нельзя недооценивать.

Окончание на стр. "Подробности"

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать