Пусть сгорят в купальском костре
все наши невзгоды и страхи
Праздник Ивана Купала Украина отмечает почти в то же время, что и США свой День независимости. Видимо, это совпадение не случайное. Дата 7 июля так же, как для американцев 4 июля , в значительной степени является для нас символом свободолюбия, непокорности и в конечном счете — независимости. Старинное языческое действо пережило тысячелетие, стало неотъемлемой частью вековых традиций нашего народа. В этот день даже самая «продвинутая» молодежь снимает роликовые коньки, выключает CD-плееры, выплевывает жвачку и вместе со старшими охотно ищет цвет папоротника, плетет венки, поет, прыгает через костер, веселится от души.
На этом празднике неуместны митинги, наставления, казенная лексика. Может, поэтому он и пользуется такой популярностью. Лесная Мавка очаровывает мир величественной красотой, трибуны и микрофоны здесь неуместны. Настоянный на душистом снадобье, купальский вечер несет Украину, как течение венок, куда-то вдаль, и хочется надеяться, что даль будет светлой и радостной.
…Директор Стецивской средней школы (Звенигородский район, Черкасщина) Любовь Билозерская в начале 90-х заставила удивляться все село, весь район и даже область: взялась и организовала общесельское празднование Ивана Купала. К пруду шел, как говорят, и стар, и млад. Нашлись в селе и свои музыканты, и актеры, и знатоки старинных песен и обрядов. Мужчины оделись в нарядные рубашки, женщины подоставали из бабушкиных сундуков плахты, платки.
В конечном итоге, важна была не внешняя сторона дела, а то, что происходило в человеческих душах. 7 июля стало для стецивчан своеобразным рубиконом, перешагнув который они уже, казалось, не вернутся назад. И в самом деле, праздник закончился, а дети все несли в школу старинные вещи, которые стали экспонатами музея народоведения, специальная бригада ходила по селу, записывала песни и рассказы старожилов, расспрашивала о древних ремеслах. Узнав о возрождении здешних традиций, в Стецивку приехали кинодокументалисты из области и со столицы. Об инициативе написали газеты. Несколько лет село жило и вращалось в водовороте этих событий. Стецивку посещали знаменитые люди: поэты, публицисты, высокие должностные лица. В конце концов, почин был оформлен в Малую академию народных традиций и ремесел. И это дало еще один толчок для действия. Рядовое, ничем до сих пор не примечательное, село «зазвучало» на всю страну, участников Академии стали приглашать на разные фестивали, конкурсы, акции. Казалось, дело будет продвигаться дальше и дальше...
Но... Нельзя в стране, на улицах которой столько попрошаек, веселиться без устали. Нельзя из года в год устраивать праздники, когда уровень жизни людей снижается. Затихла Стецивка... Не пополняется экспонатами школьный музей, не ходят по селу «песенные гурты», молчат старожилы — не до сказок. Пенсию бы получить. А учителям — зарплату. А детям — хоть немного сладостей. Увы, столичные академии бедствуют, а тут сельская, любительская… Конечно, проблем полон воз. Главная же — нет денег. Ни чтобы новый баян купить, ни чтобы повезти детей на областной смотр самодеятельности, ни чтобы даже сапоги солисту-танцору починить. Но как бы там ни было, а сегодня большинство стецивчан, собственно, как и киевлян, днепропетровцев, львовян, одесситов, выйдет на речку и отпразднует Ивана Купала — свой маленький день независимости и непокоренности духа. Возможно, без парадных сапог, со старым баяном, в полинявшем платке, но люди отдадут дань удивительному, никем до сих пор невиданному цвету папоротника. Поплывут венки, вспыхнет костер, и, возможно, одним из пожеланий, высказанных этой ночью украинцами, будет такое: пусть сгорят в купальском костре все наши невзгоды и суеверия.
Вера в силу добра жива
В наше время даже ребенок знает, что папоротник не цветет, так как размножается спорами. Но стоит зайти в чащу этого удивительного пралеса, представить, как перистые резные листья достигают величины самой высокой сосны, а между ними не спеша бродят динозавры, как где-то на самом дне подсознания едва слышно звенит: а вдруг... Вдруг для тебя, одного, засияет в волшебную купальскую ночь чудоцвет папоротника. Вопреки всем законам природы, доказательствам ума, очевидности бытия... В детстве, в десять–одиннадцать лет, прочитала я выданную в серии ЖЗЛ книгу о Томазо Кампанелле, об этом монахе — подвижнике добра, осужденного инквизицией за неповиновение догматам Церкви. Обреченный на смерть, в каменном подземелье, Кампанелла написал свою мечту-трактат «Город Солнца» — земной рай, построенный на основе Веры, Надежды и Любви, освященных мудростью и терпением. Его назвали утопистом, а он был цветком папоротника среди человеческого пралеса. И он, и Прометей, и Христос, и Данко. Настоящие и вымышленный, такие непохожие, разных вер и разного времени, они в одном были едины — ни один не держал в руках оружия, а в сердце — зла. Тысячу раз разрушенная вера в силу ума и добра до сих пор жива, как и подсознательная надежда хотя бы один-единственный раз в жизни хоть одного поколения найти цвет папоротника в купальскую ночь. Ни за что не соглашайтесь, что это невозможно, потому что: кто стучит, тому отворяют.
Надежда ПЕТРЕНКО, Киев
Выпуск газеты №:
№119, (2000)Section
Панорама «Дня»