Пусть у молодежи будут проблемы, чтобы научиться их решать

«Родительский «День» продолжает «доставать» известных людей с тем, чтобы они рассказали нашим читателям о своих собственных родительских буднях. Ведь слово и опыт моральных авторитетов обществу нужны не только в профессиональной сфере, но и в ежедневных наших заботах, тем более, если речь идет о таком важном и очень тонком деле, как воспитание потомков. Сегодня в гостях у «Родительского дня» — президент Национального Университета «Киево-Могилянская академия» Вячеслав Брюховецкий, отец 28-летней Оксаны и 25-летней Ольги.
— Не думал, что стану педагогом, а тем более администратором, так как занимался литературоведением. Год своей жизни посвятил политике — принимал участие в создании Руха. По приглашению преподавал в Ратгертском университете в Соединенных Штатах и в Манитобском в Канаде. Когда я преподавал в Манитобском университете, возникла идея возродить Киево-Могилянскую академию, но я еще колебался, следует ли это делать.
Возвратившись в Украину, узнал, что моя старшая дочь принимала участие в студенческой голодовке, она тогда была студенткой художественного колледжа во Львове. Мне было интересно узнать подробнее об этих событиях, дочь детально обо всем рассказывала. Однажды я познакомился с молодыми людьми, также принимавшими участие в голодовке. Было интересно услышать их рассказ об этой акции. Я спросил их, не мешает ли учебе занятие политикой. Ответ был ошеломляющим: «Причем здесь обучение? Сначала надо построить Украину, а тогда уж будем и учиться». Я понял, что мы снова можем попасть в ту ситуацию, когда «кухаркины дети» государством руководили, — и решил, что буду возрождать Киево-Могилянскую академию для моих детей в широком понимании этого слова. Но младшая дочь после окончания школы не пошла учиться в Могилянку, а поступила в университет имени Тараса Шевченко, так как не хотела ставить в сложную ситуацию отца-ректора. Уже два года как она закончила университет и работает в Академии, где создала киноклуб, в котором можно познакомиться с мировой классикой киноискусства.
Старшая дочь в 15 лет покинула отчий дом и поехала учиться во Львов. Я не возражал, так как знал по собственному опыту, что значит самому создать себя. Жила она по квартирам, общежитиям, а сегодня я уверен, что она никогда не пропадет, так как получила достаточный жизненный опыт. После окончания обучения почему-то решила, что не будет художником, поработала два года журналистом, а потом снова захотела учиться, но уже изучать не керамику, а книжную графику. Поступила в Академию искусств только со второй попытки, поработав над собой год... Я не вмешивался в процесс поступления, и меня многие знакомые просто не понимали, а кое-кто даже проверял этот факт. Я считаю, что родители не должны все подавать своему ребенку на тарелочке, ибо ребенок должен научиться жить самостоятельно, научиться преодолевать трудности.
В Академии я также стараюсь создавать ситуации, приближенные к жизни, для моих сменных детей — студентов. Разрабатывая новое положение о самоуправлении, студенты внесли предложение вносить денежный залог в размере половины месячной стипендии во время избирательной кампании. Сумма вроде и небольшая, но эта идея свидетельствует об изменении отношения молодежи к деньгам — о старании научиться ими пользоваться. Денежные залоги будут оставаться в общем бюджете студентов академии независимо от результатов выборов — возникнет проблема рациональности использования их, сохранения, отчета... И пусть у молодежи будут проблемы, чтобы научиться их решать.
Для моих родителей главной проблемой была задача выжить. Условия жизни были очень трудные. Родители моих родителей были репрессированы, а для детей это уже было клеймо почти на всю жизнь. Мамин отец со строительства Транссибирской магистрали не вернулся, а другой дед много рассказывал о своей жизни. Маме предлагали публично через печать отказаться от своего отца, на что мама не соглашалась, и поэтому очень рисковала. Ее нигде не брали на работу... Отец прошел всю войну, вернулся весь покромсанный с осколком в голове. Дома его ждала трагическая весть о гибели сына, который подорвался во дворе на мине 1 мая 1945 года. Семья попробовала начать новую жизнь на новом месте — на Кавказе, где я и родился. Климат нового места не подходил отцу по здоровью — семья вернулась в Украину, решили поселиться в Черкассах. Приходилось часто переезжать с квартиры на квартиру с двухнедельным грудным ребенком, потому что люди не могли рисковать — им запрещали предоставлять нашей семье приют из-за клейма детей «врагов народа». Меня купали в небольших ямках возле Днепра, где на солнышке могла прогреться вода...
Детство же мое прошло в строительстве (родители 20 лет строили дом), этот труд закалил меня. Тот дом на берегу Днепра, часть которого посчастливилось купить, остался на дне искусственного моря... Учился в Смеле в техникуме, где был очень сильный шахматный клуб — именно шахматы меня очень привлекали. Уже сегодня я считаю, что в высших учебных заведениях может быть только три обязательных предмета, остальные по выбору. Это язык, математика и музыка. Без языка нельзя научиться мыслить, так как языком формируется мысль (не формулируется). А еще нужно уметь мыслить как в пространстве (математика), так и во времени (музыка).
Мне импонирует стремление американцев очень рано сделать своих детей самостоятельными. В большинстве семей дети в 18-летнем возрасте отходят от семьи и идут в самостоятельную жизнь, снимая отдельную квартиру даже при условии очень высокой обеспеченности родителей и наличия хороших условий для совместного проживания. Так они закаляют в борьбе свой характер, строят свою жизнь, приучаются работать и ценить результаты этой работы, ценить деньги. Вспоминаю осетинскую народную сказку, в которой рассказывалось о том, как отец, передавая в наследство имущество сыну, ставил ему условие получения наследства — заработать за день хотя бы рубль. Дважды мать дарила сыну деньги, а отец бросал их в огонь, приговаривая, что они не заработаны. В третий раз сын самостоятельно заработал деньги. И когда отец и на этот раз бросил их в огонь, сын голыми руками в пламени спасал заработок. Ценится только то, что добыто собственными усилиями.
Выпуск газеты №:
№137, (2001)Section
Панорама «Дня»