Пять лет политической анафемы
20 февраля 1997 года Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) предал анафеме патриарха Киевского и всея Руси- Украины Филарета. Москва анафематствовала главу другой церкви и к тому же — церкви другого государства. Это был один из наиболее драматических моментов в новой жизни Украины, а еще — гениальное проявление извечной стратегии Московской патриархии, готовой на все для того, чтобы удержать в своей юрисдикции ту или иную церковь.
Что такое, собственно, анафема, почему ей придается такое значение в христианстве? В не совсем точном переводе греческое слово «анафема» означает «отлучение», т.е. «отлучение от церкви» — полное изгнание из христианского сообщества. То же самое, что проклясть человека. По Новому Завету, это слово, именно в смысле «отлучения», впервые использовал апостол Павел. Анафема — самое тяжелое церковное наказание, которое в первые века христианства налагали на христианина за неверие или за искажение веры, иными словами — за исповедование еретических, не отвечающих принятым догматам, учений. Как только еретиков подвергали анафеме, их имена вычеркивались из церковных списков (диптих) живых и мертвых и церковь переставала молиться за них. Со временем анафема стала орудием борьбы не только за чистоту веры, но также и за духовное влияние, за власть в церкви. Жертвой подобной анафемы стал, в частности, один из наиболее уважаемых отцов церкви Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (404 год). Через 85 лет собор, проклявший Златоуста, был объявлен недействительным, а проклятие посмертно снято.
История так называемой «политической анафемы» не закончилась в первые века христианства. Ею, например, широко пользовалась Константинопольская патриархия, когда начался отход от нее национальных церквей — Сербской, Болгарской, Румынской и др. Так, в 1872 году Константинопольский собор предал анафеме всех болгарских архиереев, отделившихся от Матери-церкви, а также их последователей. Болгары были обвинены в «схизме» (расколе) и ереси «этнофилитизма» — разделении церкви по национальному признаку. (Кстати, сегодня российские церковные политики обвиняют в этнофилитизме украинское духовенство, придерживающееся принципов независимой Украинской церкви). Только в 1946 году, через 74 года, Константинополь признал автокефалию Болгарской церкви.
Московская церковь употребляла орудие политической анафемы еще с ХV века. Не успела образоваться Московская кафедра (1446 год), кстати, с самочинной автокефалией, как был анафематствован митрополит Киевской кафедры Григорий Болгарин. В процессе становления Российской империи этот рычаг применялся не раз, тем более, что церковь стала тогда одной из государственных институций и выполняла все заказы трона. За проступки против государства (а не веры) церковь прокляла, среди прочих, Гришку Отрепьева, Стеньку Разина, Емельку Пугачева, раскольников-старообрядцев (эта последняя анафема во времена Советской власти была снята по формуле: «Как не бывшая»). Вспомним еще пресловутое «отлучение» (церковники тогда не осмелилась употребить термин «анафема») от христианской церкви Льва Толстого — славу и гордость русской культуры, российского народа.
Как известно, был предан анафеме также «Ивашка Мазепа» за союз с королем Карлом ХII. 12 ноября 1708 года, по приказу и в присутствии царя Петра I в Троицком храме города Глухова гетман был проклят навеки. В тот же день та же церковная церемония состоялась в московском Успенском соборе в присутствии всех высших чинов государства и царской семьи. Это была чистой воды политическая анафема, не имевшая ничего общего с делами веры. Гетман Мазепа не только был верным членом православной церкви, но и щедрым великодушным меценатом — строил храмы, поддерживал монастыри, делал ценные подарки другим церквам, например Иерусалимской.
Вернемся, однако, в наше время, к последней по времени политической анафеме Московского патриархата — отлучению от церкви патриарха Филарета. Этому акту предшествовали более чем бурные церковные события первой половины 90-х годов. Вкратце напомним прямо относящееся к нашему сюжету. В 1990 году, на волне демократических преобразований, Архиерейский собор РПЦ принял решение о предоставлении УПЦ «статуса самостоятельности и независимости в управлении». С одним, однако, «но» — в составе РПЦ.
Предстоятелем УПЦ был пожизненно избран митрополит Киевский Филарет. 27 октября в Софийском соборе Киева Московский патриарх Алексий II собственноручно вручил митрополиту Филарету грамоту, подтверждавшую права УПЦ.
Через год была провозглашена независимость Украины. Вхождение УПЦ в состав Московской церкви вошло в противоречие с провозглашенной государственной независимостью (так же произошло когда-то в православных Греции, Болгарии, Сербии). И в ноябре 1991 года в Киево-Печерской лавре был созван Поместный Собор с участием украинского епископата, духовенства, мирян. Собор единогласно принял постановление об автокефалии УПЦ, т.е. об ее отделении от Московского патриархата.
Московская церковная администрация не могла допустить автокефалии УПЦ — отход украинцев лишал ее статуса самой большой и самой влиятельной православной церкви мира. Кроме того, Московский патриархат был решительно не согласен с распадом Союза и имел (и до сих пор имеет) амбиции всячески содействовать восстановлению империи или Союза через сохранение единой православной церкви на постсоветском пространстве. Поэтому немедленно началась кампания компрометации митрополита Филарета, которого за год до этого назначили «пожизненно» главой УПЦ. В 1992 году в Харькове Московский патриархат созвал Архиерейский Собор УПЦ, на котором те же самые украинские епископы, которые только что проголосовали за автокефалию УПЦ, избрали себе другой — московский — путь и другого предстоятеля — митрополита Владимира Сабодана, тогда управляющего делами Московской патриархии. (В отношении «твердости» убеждений епископата существуют разные суждения. Наиболее вероятной представляется версия, по которой тут не обошлось без использования досье и компромата в распоряжении спецслужб.) В том же году митрополит Филарет был лишен всех степеней священства, ему было запрещено отправлять богослужения. Для Московской церкви он стал «монахом Филаретом».
Митрополит Филарет не подчинился суду Москвы и продолжил попытки — которые до сих пор так и не стали успешными — создать единую независимую Украинскую православную церковь. В 1995 году он был избран патриархом независимого от Москвы Киевского патриархата УПЦ. Тогда было применено последнее средство — анафема. С целью полной дискредитации патриарха Филарета как в Украине, так и в мировом православии, Архиерейский Собор РПЦ 20 февраля 1997 года постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема перед всем народом». В «Акте об отлучении от Церкви», в частности, говорится: «Освященный Архиерейский Собор имел суждения относительно антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Собором 1994 года о том, «что в случае продолжения… бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование». Далее в «Акте» говорится о причине — «Он ослушался обращенного к нему от лица Матери-Церкви призыва к покаянию и продолжал… раскольническую деятельность, которую распространил за пределы РПЦ …Преступно пренебрегая обоснованным запретом со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал отправлять святотатственные богослужения… Монах Филарет осмелился именовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» в то время, когда древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель УПЦ в сане митрополита (Владимир Сабодан)… Монах Филарет не прекратил возводить хулу на епископат, духовенство и верных чад УПЦ, которая пребывает в каноническом общении с Русской православной церковью и через нее — со всей Вселенской православной церковью… Учитывая сказанное, освященный Архиепископский Собор, на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Если кто из епископов, или пресвитеров, или дьяконов, праведно за явную провинность отстраненный, осмелится коснуться богослужения, когда-то ему порученного, тот совсем будет отлучен от Церкви»… напоминает всем, кто осмелится иметь с ним общение в молитвах, о том, что по святым канонам, и они, если не прекратят подобное общение, подлежат отлучению от Церкви».
Обеспечив Украине «канонопослушный» епископат, предав анафеме наиболее активного, целеустремленного и опасного сторонника автокефалии, Московский патриархат не почил на лаврах. Началась широкомасштабная духовная обработка паствы соседней страны, убеждение ее в греховности отделения от «Матери-Церкви» (на 500 лет младшей Украинской «церкви-дочери»). Создаются многочисленные православные братства, общества (главным образом, русскоязычные), в стране постоянно гастролируют московские лекторы-проповедники (не менее активные и красноречивые, чем «заграничные миссионеры»). Идет форсированное, часто искусственное создание все новых и новых парафий (сегодня существует немало маленьких сел с тремя приходами). Молниеносно, как в лихорадке, возводятся храмы (Как говорил гоголевский Ноздрев: «До самого горизонта — это все мое. А там, за горизонтом — тоже мое»). Все это служит распространению в массах «догмата» о спасительности, благодатности только одной церкви — той, которая входит в состав РПЦ. Сегодня можно встретить немало верующих, простых людей, которые исповедуют не веру Христову, не Святое Писание, а «каноничность» церкви.
Со временем ситуация в украинском православии, вражда между церквями одной конфессии, прогрессивно ухудшается. Приведем выдержку из «Обращения Архиерейского Собора УПЦ к духовенству и верующим Украины», сделанного в связи с 5-летием Харьковского собора: «Мы с пониманием и ответственностью воспринимаем волеизъявление украинской паствы к независимости. Мы не против законной канонической автокефалии УПЦ. Только этот серьезный вопрос следует решать с миром Божьим, терпением и искренней молитвой и в соответствии с Церковными Правилами и Канонами, а не насилием и угрозой». Документ подписан всеми епископами УПЦ МП и обнародован в 1997 году. Сегодня подобное обращение было бы абсолютно невозможно — значительная часть архиереев УПЦ МП, духовенство южных и восточных регионов, а также православные братства (наиболее воинствующая сила РПЦ в Украине) считают даже «автономию» синонимом «ереси». Сейчас в рядах этой церкви опасно и упоминать об автокефалии. Только — «Навеки вместе!».
Это, как представляется, — результат той «удачной» церковно-политической стратегии, которую 10 лет осуществляют общественные и государственные сторонники Единой Поместной Независимой Украинской православной церкви. Кампания за православную автокефалию полностью проиграна — на своей территории, среди своих — миллионов православных, искренне преданных украинской автокефалии. (В соответствии с опросами, подавляющая часть украинских православных поддерживает идею независимой церкви, а на Западе страны зафиксированы случаи, когда духовенство УПЦ МП скрывает от своих парафиян принадлежность к Русской церкви). Такие вот мы искусные политики.
А что касается «анафематствованного» патриарха Филарета, то как бы там ни было, а сегодня он — наиболее влиятельный, способный и активный иерарх, выступающий за церковные интересы Украины. Даже если принять во внимание, что эти интересы совпадают с его персональными амбициозными устремлениями.
P.S. В «Словаре религиеведения», изданном Отделением религиеведения Института философии Национальной академии наук Украины, в словарной статье «Анафема», в частности, говорится: «В наше время анафема, в ее религиозно-политической форме не практикуется». В наше время — да, но, очевидно, не в наших краях.
Выпуск газеты №:
№34, (2002)Section
Панорама «Дня»