Перейти к основному содержанию

Работа над ошибками

Почему внешнее тестирование оставило в стороне от вступительного процесса выпускников с... высокими результатами?
30 июля, 19:25
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Одна из необходимых составляющих процедуры независимого оценивания знаний выпускников школ — общественное наблюдение. В этом году общественные наблюдатели присутствовали не только во время написания детьми тестовых заданий, но и в ходе вступительной кампании. Результаты наблюдений оказались неожиданными. Прежде всего — для самих высших учебных заведений: почти 70% государственных мест получили абитуриенты-льготники, набравшие на тестах минимальное количество баллов — всего 124. А это означает, что выпускники с высокими результатами знаний (более 350 баллов по двум предметам), остались в стороне от вступительного процесса.

Такие выводы независимые эксперты получили в результате первого в Украине общественного мониторинга за поступлением в вузы. Так, 12 неправительственных организаций на протяжении июля наблюдали за вступительной кампанией в 30-ти ведущих учебных заведениях в 14 регионах государства. Как признаются наблюдатели, первая проблема, с которой они столкнулись, — неготовность приемных комиссий сотрудничать с общественностью: треть выбранных вузов ждала соответствующего разрешения от Министерства образования и науки Украины.

— Самый неожиданный результат мониторинга — что большинство государственных мест получили льготные категории выпускников, то есть дети-сироты, инвалиды, чернобыльцы (всего украинский закон насчитывает 15 таких категорий), а также абитуриенты, закончившие курсы довузовской подготовки, на которых рассчитано почти 40% государственных мест. Сейчас сохраняется традиция целевой подготовки студентов, например, педагогов для сельской местности, а это также немало — еще 30% госзаказ, — рассказала руководитель проекта общественного мониторинга Алла Волошина. — Таким образом, для конкурса сертификатов остается лишь треть государственных мест, чем очень недовольно руководство вузов, которое хочет учить у себя способных и талантливых студентов, а не льготников с невысоким уровнем знаний. Не хочется никого обижать, но выход из этой ситуации мы видим один — перевести льготников на контрактную форму обучения, которое должно оплачивать государство.

С этим предложением общественные организации обратятся в МОН. Также они предлагают создать единый электронный реестр выпускников — с результатами независимого оценивания и названиями учебных заведений, в которые они уже подали документы. Как объяснил президент общественной организации «Технология оптимального развития личности» (участницы общественного мониторинга) Алексей Хмара, абитуриенты имеют право подавать документы в несколько вузов одновременно, что значительно усложняет работу приемных комиссий в конкурсе сертификатов: никто не знает, в какой их выбранных учебных заведений выпускник принесет оригинал документа, что и дает основания зачислить его в вуз.

В течение 1—22 июля общественные организации провели экзит-полл среди выпускников, подавших свои документы в учебные заведения (опрошены 7,5 тысячи абитуриентов). По его результатам, 95% респондентов выбирают тот или иной вуз из-за его географического расположения — поблизости с родным городом или селом. Как объясняют специалисты, региональные учебные заведения мало заботятся о своем рейтинге и предварительно рассчитывают, что к ним на обучение придут местные жители.

— Как показало наше наблюдение, многие региональные вузы не меняли правила приема в течение 30— 40 лет, — отметил Алексей Хмара. — Не говоря уже о том, что информация на университетских веб-сайтах часто устарела и неактуальна. Но это не главная беда нынешней вступительной кампании. Почти треть учебных заведений не имеет достаточной технической базы для работы приемных комиссий: каждый ее участник должен иметь компьютер и постоянный доступ к интернету, ведь сертификат каждого абитуриента нужно проверить на действительность в общей базе Центра оценивания качества образования. Из-за отсутствия таких условий, часть приемных комиссий работала до позднего вечера.

В данный момент приемные комиссии завершают рассмотрение документов и через несколько недель объявят, кому же повезло стать студентом того или иного учебного заведения. Но работа общественных организаций на этом не закончится — они готовятся наблюдать за апелляциями от недовольных выпускников. Хотя, по прогнозам специалистов, таких будет немного — не все абитуриенты знают, куда, как и на кого жаловаться.

КОММЕНТАРИЙ

Максим СТРИХА , заместитель министра образования и науки Украины:

— Подводя итоги результатов нынешнего независимого оценивания, очевидно, что в системе образования Украины сделан большой шаг вперед. Прежде всего, были созданы максимальные условия для равного доступа к образованию разных категорий выпускников. К тому же, подтвердились прогнозы экспертов, что тесты покажут реальный уровень знаний выпускников. К счастью, не подтвердились наши страхи, что тестирование не удастся провести из-за организационных вопросов, что окажется большой разрыв между городскими и сельскими школьниками, в частности, в знаниях. Теперь до конца остается не решенной проблема несовершенства действующего документа о внешнем оценивании — по этой причине многие льготники бросились подавать документы в несколько вузов одновременно. Для учебных заведений это обернулось тем, что именно льготные категории заполнили всю квоту государственных мест. Чтобы решить эту проблему, на мой взгляд, нужно ввести определенные ограничения, возможно, относительно количества вузов, в которые можно подавать документы и сертификаты, а, возможно, строже должны быть сформулированы определенные критерии к льготникам. Однако разрешение этой проблемы касается не столь министерства, сколь законодательных органов, которые должны изменить условия поступления льготников. Также нуждается в решении проблема, связанная с испытаниями, которые устанавливали для выпускников отдельные учебные заведения на собственный страх и риск. Такие испытания, к сожалению, нивелировали всю нашу работу. Тестирование вызвало сумасшедшее сопротивление тех, кто привык не иметь проблем с устройством любого ребенка в любой университет. Но нам удалось сломать это сопротивление, в этом заслуга Министра образования и науки, Украинского центра оценивания качества образования. С другой стороны, кампания этого года обнаружила ряд существенных проблем, ответы на которые нам предстоит найти. На мой взгляд, второе независимое оценивание в Украине будет более основательным и не будет иметь проблем, существовавших в этом году. В данный момент мы работаем над усовершенствованием перечня специальностей, которых не хватает государству. Также нужно контролировать, чтобы вузы следовали условиям вступительной кампании, разработанной министерством, в частности, правилам набора документов, которые нужно подавать в определенные вузы (потому что кое-кто из них проявлял волюнтаризм). Так, были случаи, когда университеты незадолго до вступительной кампании меняли условия приема. Естественно, существует проблема восстановления обучения выпускников прошлых лет. Никто не запрещает им участвовать в независимом оценивании, но нужно установить определенные возрастные ограничения именно для этой категории поступающих, возможно, проводить отдельно тесты для традиционных выпускников и для людей старшего возраста.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать