Ради России
Евгений КИСЕЛЕВ: «Попытки возродить империю не принесут ничего хорошего»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041202/4221-3-1.jpg)
На днях ряд известных людей России обратились к президенту Путину с просьбой «с уважением отнестись к выбору украинского народа, даже если этот выбор расходится с какими- то личностными, трудно объяснимыми предпочтениями Кремля». Россияне призывают своего президента «отменить цензуру и официальную ложь, которая льется с экранов и страниц государственных СМИ». «Хватит вешать ярлыки, хватит нагнетать антиукраинскую истерию. Надо помнить, что политика, основанная на лжи и фальсификациях, рано или поздно терпит крах», — отмечается в обращении. Как передает Интерфакс, обращение к Владимиру Путину подписали, в частности, лидер Союза правых сил Борис Немцов, председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, глава «Комитета- 2008», чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, лидер партии «Наш выбор» Ирина Хакамада, президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, журналист Виктор Шендерович. Среди подписавшихся — и главный редактор газеты «Московские новости» Евгений КИСЕЛЕВ, известный в Украине как руководитель телекомпании НТВ в ее прежние, либеральные времена, ведущий аналитической программы «Итоги». Мнение Евгения Киселева об украинских событиях и «российском факторе» — в интервью «Дню».
— Моя подпись стоит под этим письмом потому, что я как гражданин Российской Федерации, как человек, с глубокой и искренней симпатией относящийся к Украине и ее народу, считаю, что Россия не должна вмешиваться во внутренние дела соседей. Я убежден: попытки возродить Российскую империю под каким-либо новым соусом, попытки претендовать на некую особую роль на так называемом постсоветском пространстве для моего народа, для многонационального народа России ничего хорошего не принесут. Мы должны думать не о том, как возрождать империю, а о том, как сделать жизнь людей богатой, спокойной и счастливой, чтобы уважали нас не за то, что мы империя, ощетинившаяся наиновейшими ракетами и пытающаяся манипулировать политическими процессами на территории соседних государств, которые когда- то входили в состав Советского Союза, а за то, что Россия — богатая, миролюбивая и процветающая страна.
Кроме того, я убежден, что очень опасно пытаться играть на сепаратистских настроениях. В свое время Россия пыталась это делать в Абхазии, используя экстремистские силы на Кавказе, в частности, в Чечне. И в результате получила Шамиля Басаева. Первые попытки наших российских неоимпериалистов играть на сепаратизме предпринимались еще до распада СССР, когда пытались раздувать подобные настроения в тех областях Эстонии и других балтийских республик, где в силу исторических причин преобладало русскоязычное население. Если вспомнить другие примеры, то же Приднестровье, — ни к чему хорошему это нигде не приводило.
Я считаю, что события в Украине — это яркий пример того, что рано или поздно народ восстает против официальной лжи. Я думаю, что миллион людей вышел на майдан Незалежности не потому, что они все как один горой за Ющенко. Люди вышли на площадь прежде всего потому, что они не хотели жить по-старому, в условиях лжи и цензуры. Я бы не хотел, чтобы в самой России началось гражданское противостояние. Я знаю, что наш президент в силе изменить ситуацию прежде всего на российском телевидении, прекратить вакханалию лжи и пропаганды, которая происходит в наших средствах массовой информации не только по вопросу украинских событий.
— Насколько сильны стереотипы в российском восприятии украинской действительности? Складывается впечатление, что очень многие россияне до сих пор не могут понять, для чего Украине независимость. И сюжеты на российских телеканалах — совсем не главная тому причина, а в определенной мере следствие...
— Стереотипы восприятия украинской действительности в российском обществе чрезвычайно сильны. Более того, для многих политиков, общественных деятелей, журналистов эти стереотипы, возможно, даже на сознательном уровне являются одним из определяющих факторов той позиции, которую они занимают. Я иногда слышу от людей, которые вроде бы должны подыматься над подобного рода стереотипами, личными обстоятельствами или эмоциями, заявления вроде того, что «у меня жена украинка, так как же мне разорваться между Россией и Украиной?». То, что у тебя жена украинка, или то, что ты родился или когда-то жил в Украине, привык летом отдыхать на украинском побережье Черного моря, не является основанием отказывать украинскому народу в праве на независимость и самоопределение. Чем больше мы ему в этом будем отказывать, тем больше будем разжигать совершенно определенные настроения в Украине.
Но с другой стороны, стереотипы — вещь неизбежная. Простите меня, но люди старше тридцати выросли и воспитались в условиях советского государства, советской пропаганды, и понятно, что требуется очень много времени для того, чтобы всем этим переболеть.
— Сейчас стала очень популярной гипотеза о том, что «гражданская революция» в Украине может стать катализатором «гражданской эволюции» в России. По вашему мнению, сколько романтики и сколько реализма в этом тезисе?
— Я думаю, что 50 на 50. Не в обиду будь сказано львовянам, жителям Ивано-Франковска и других городов Украины, которые вышли митинговать против фальсификации выборов, но если бы не Киев, их выступления были бы абсолютно тщетными. Точно так же и в России: уровень жизни и благополучия активных, сознательных людей, которые определяют настроения в обществе, таков, что сейчас у нас быт, частная жизнь и личные интересы стоят далеко впереди общественных. Нет революционной ситуации, когда люди уже не могут жить по-старому. В этом существенное различие между нашими странами. Но с другой стороны, Россия безусловно беременна оппозицией, потому что отсутствие реальной, влиятельной оппозиции начинает все больше и больше раздражать умы. И мне кажется, что власть предержащие в России очень четко понимают, что победа сторонников демократической европейской модели развития Украины рано или поздно изменит общественно- политический климат в России. Хотя бы потому, что рядом появится пример альтернативной модели развития. Не секрет, что влиятельные политики на самых верхних этажах пирамиды российской власти на полном серьезе считают, что именно латиноамериканские модели развития наиболее подходящие для России. Им, разумеется, хотелось бы, чтобы такие модели были взяты за основу и в соседних государствах. В этом, как мне кажется, главная причина того ожесточенного сопротивления, которое официальная Москва оказала возможной победе Ющенко.
Выпуск газеты №:
№221, (2004)Section
Панорама «Дня»