«Ракетная» версия Украиной уже не отвергается
Тем временем «ракетное» кольцо вокруг Украины стало еще уже. Вчера НТВ передало, что помощник президента России Евгений Шапошников, входящий в комиссию по расследованию катастрофы Ту- 154, впервые официально заявил: самолет был действительно сбит украинской ракетой.
И хотя официальных результатов комиссии еще нету, очевидно, что, как говорится, еще позавчера стоило оценить возможные негативные последствия для Украины. Особенно учитывая «твердоотрицательную» позицию, которую все это время занимали наши военные. Конечно. если ракетная версия все-таки подтвердится.
Как сказал вчера «Дню» политолог Александр Дергачев, в этом случае в двусторонних отношениях между Украиной и Россией большой проблемы не возникнет. Однако, возможно, что оппоненты Украины захотят воспользоваться этой ситуацией, чтобы поставить под какой-либо контроль ту часть военно-технической деятельности, с которой Украина, попросту говоря, не справляется, сказал А. Дергачев.
Если эксперты докажут причастность украинских военных к катастрофе самолета, следует ожидать кадровых перестановок в армии, ведь на этот раз вряд ли кто-то сочтет, убежден А.Дергачев, что в такой ситуации для Александра Кузьмука, остаться на посту будет «проявлением мужества», как он это заявлял в прошлом году после трагедии в Броварах. (Между тем, вчера Леонид Кучма не стал отвечать на вопрос агентства Интерфакс о возможной отставке Александра Кузьмука, сказав «Впереди батька в пекло... — пословица такая есть», и назвал А. Кузьмука «человеком очень высоких моральных качеств». При этом Президент заявил, что согласится со всеми выводами, к которым придет международная комиссия).
В значительной степени от того, насколько адекватной будет международная реакция и реакция общественности и прессы, считает А. Дергачев, будет зависеть реакция украинского руководства. «Наши руководители еще не поняли, — говорит политолог, — что адекватно реагировать на такие случаи надо самостоятельно, без напоминания извне».
Между тем, кроме потерь для имиджа Украины, признание вины за украинскими военными повлечет еще и ощутимые финансовые потери. Страховые компании, после возмещения убытков авиакомпании и семьям погибших (каждый из которых, кстати, был застрахован на сумму 20 тыс. долларов), могут выставить регрессный иск к виновной в катастрофе стороне. В таком случае, как сообщили «Дню» в столичном представительстве авторитетной страховой компании, пожелавшей остаться неназванной, иск может быть подан либо в международный суд, либо в высший хозяйственный суд Украины.
Если будет доказана причастность украинских ПВО, что в случае аналогичного заключения экспертной комиссии, будет сделать совсем несложно, бремя выплат, скорее всего, ляжет на плечи украинских налогоплательщиков. Как сообщило вчера НТВ со ссылкой на известного московского адвоката Бориса Кузнецова, «Россия может обратиться в международный суд в Гааге, созданный в соответствии с уставом ООН. Если вина Украины будет доказана, суд может обязать ее выплатить компенсации родственникам погибших и даже ввести по отношению к Украине определенные санкции».
В то же время, как сказал «Дню» политолог Владимир Дергачев, кроме материальных потерь, это происшествие может быть сильнейшим ударом по имиджу Украины, а все заявления украинских военных, сделанные до сих пор, по его мнению, больше похожи на то, что они пытаются уйти от истины и спасти честь мундира, а не выяснить реальные причины катастрофы. Если эксперты докажут причастность наших военных к катастрофе самолета, говорит он, мы можем ожидать различных санкций со стороны мирового сообщества, вплоть до запрета нашим самолетам летать над определенными территориями. «Такие случаи уже случались в мировой практике, например, после того как в 1983 году, советскими ПВО был сбит корейский Боинг», — сказал В. Дергачев.
КСТАТИ
Если будет доказана причастность украинской стороны к катастрофе российского Ту-154, международные авиакомпании не будут бойкотировать перевозки через территорию Украины, считает начальник общего отдела «Авиационного страхового бюро» Светлана Гавриленко, сообщает УНИАН. Вчера она отметила, что эта катастрофа — «единичный» несчастный случай, который произошел во время учений (в случае доказательства причастности Украины к катастрофе — УНИАН), которые в Украине проводятся «далеко не ежедневно». По мнению С.Гавриленко, негативный экономический эффект от катастрофы Ту-154 будет смягчен для Украины, если Министерство обороны Украины займет открытую позицию. По ее словам, нежелание Минобороны подробно информировать о событиях, которые действительно имели место, усиливает и без того опасения, которые есть на сегодняшний день у пассажиров авиакомпаний.
В то же время, как сообщает агентство Defence-Express со ссылкой на израильскую газету «Дебкафал», не исключено, что пассажирский лайнер Ту-154 потерпел катастрофу вследствие взрыва управляемой по радио бомбы, заложенной в самолете. Источники «Дебкафайл» в израильской разведке и контрразведке считают, что взрывное устройство с радиоприемником было вмонтировано в потолок пассажирского салона до того, как лайнер отправился из Новосибирска в Тель-Авив. Допускается, что бомба, скорее всего, была имплантирована 3 октября террористом из технического персонала сибирской авиакомпании. Как отмечает издание, уже стало известно, что какой-то «электрик» снимал обшивку в пассажирском салоне и некоторое время проверял проводку. С тех пор его никто не видел. Если эта версия будет подтверждена, то самолет вез на себе взрывчатку из Новосибирска в Тель-Авив и взорвался над Черным морем.
Выпуск газеты №:
№184, (2001)Section
Панорама «Дня»