Реанимация житницы
Крестьяне предпочитают наличныеНе успело украинское крестьянство, всего за один пореформенный год нарастившее производство зерна почти в два раза, в полной мере вкусить преимущества рыночного ведения хозяйства, как ему пришлось расхлебывать присущие незрелому капитализму проблемы перепроизводства. В прошлом году значительная часть урожая осталась не распроданной, что существенно повлияло на цены нынешнего года, не позволяющие производителю, по признанию главы одной из областных налоговых инспекций, выйти из состояния нищеты.
Это — одна из проблем, которая решалась на вчерашнем совещании у премьер-министра Украины Анатолия Кинаха, официально посвященном ходу выполнения меморандума о согласованности действий Кабмина и профессиональных участников зернового рынка. Напомним, что этот документ, принятый еще в конце марта, должен был, по словам премьера, стать первым шагом по совершенствованию государственной политики на зерновом рынке. Вице-премьер Леонид Козаченко тогда же отметил, что в соответствии с меморандумом правительство намерено принять меры для того, чтобы местные органы власти, которые ранее были главным препятствием движения зерна в Украине, уменьшили свое административное рвение.
Но не прошло и месяца, как Козаченко был вынужден предсказать, что цены на зерно в Украине в период жатвы снизятся, хотя и не более чем на 15%. Впрочем, и это рассматривалось как победа. «Зерновой рынок будет более стабильным, чем в минувшем году», — утверждал тогда вице-премьер. К сожалению, это предсказание с началом уборки не подтвердилось. Погодные условия, на которые традиционно ссылаются все украинские правительства как советской, так и новой эпохи, спутали зерновые карты. В отношении нынешнего урожая зерновых, хотя он уже обмолочен более чем с 60% площадей, реального прогноза все еще нет. Официальные источники держат планку на уровне 35 млн. тонн, тогда как неофициальные, в том же правительстве, опускают ее до 30 миллионов. Эта неопределенность, по-видимому, также каким-то образом сказывается на стабильности цен, а следовательно, на самочувствии производителя.
Тем временем над ним нависла и серьезная «угроза» извне. Страны Евросоюза опасаются за свой рынок зерна и предпринимают попытки защитить его от дешевого хлеба из Украины, сообщила вчера украинская служба Би-Би-Си. Сельскохозяйственный комиссар ЕС Франц Фишлер считает, что Евросоюз нуждается в реформировании своей импортной политики, чтобы защитить внутренний рынок от наплыва дешевого хлеба из причерноморских стран, а главным образом из Украины. Он предупредил членов Евросоюза, что хлебный рынок ЕС стоит перед опасностью коллапса — из-за конкуренции, вызванной дешевым зерном, импортированным из Украины. (По данным таможенной службы, Украина в январе-июне текущего года экспортировала зерно на сумму $355,5 млн., что в шесть раз превышает показатели аналогичного периода минувшего года. При этом в июне экспорт зерновых увеличился в 7,6 раза по сравнению с июнем 2001 г. Пшеница из Украины наиболее активно отгружалась в Испанию, Италию и Марокко). Пытаясь защитить своих фермеров, Франция высказала мнение, что ЕС должен использовать украинские цены на зерновые для исчисления уровня импортных тарифов, которые сейчас основываются на ценах на американское зерно. Похоже, Украина вновь может претендовать на звание житницы Европы.
В свою очередь, как выяснилось на совещании у премьера, Украина намерена усиливать государственную поддержку экспортеров зерна именно потому, что они встречаются с жесткой конкуренцией на мировых рынках.
Между тем большая политэкономика мировых рынков не всегда еще понятна и доступна отечественным производителям, которых больше интересуют внутренние цены на их продукцию. Участник совещания у премьера президент Зерновой ассоциации Украины Николай Компанец сказал «Дню»: «Это ненормально, если кто-то будет устанавливать цену на рынке. Рынок это должен делать сам. Сегодня, скажем, «Киевмлын» покупает хлеб по цене 500 гривен (с доставкой на элеватор), но он месяц не платит. А Госрезерв выкупает хлеб по довольно низким залоговым ценам. Вот крестьянин и ориентируется: что выгодней? Сегодня ему нужно срочно рассчитаться за горючее и за технику, за кредиты, чтобы своевременно получить новые. Поэтому предпочтение отдается наличным...»
По словам Компанца, экспортная цена пшеницы с доставкой в порт — $60, фуражного ячменя — около $70, гороха — $100 за тонну. Вместе с тем определенную опасность для украинского зернового рынка специалист видит в том, что в портах появилось очень много покупателей, предлагающих наличные деньги. «Они платят на два-три доллара дешевле и забирают зерно прямо из машин, — сказал Компанец и добавил: — Именно теневики с «налом» и сбили цену, но их никто не останавливает...». Вместе с тем работающих на свету зернотрейдеров очень беспокоит еще и государственная политика в отношении возврата НДС. В одном из авторских материалов, присланных в «День», она была даже окрещена «налоговой FOBией». К счастью, глава ГНАУ Николай Азаров «вник в тему» и дал указание подведомственным органам, чуть было не заморозившим украинский зерновой экспорт, пересмотреть свою позицию. По прикидкам Компанца (точную цифру никто не называет), долг государства зернотрейдерам превышает 60 миллионов гривен, и они хотели бы реструктуризировать его.
Впрочем, вчера налоговики опять были в центре внимания и получили поручения не препятствовать украинскому зерновому экспорту и даже составить график выплаты долга по НДС. Комментируя итоги совещания у премьера, его советник, экс-министр АПК Борис Супиханов сказал «Дню», что А.Кинах высказался за урегулирование взаимоотношений экспортеров с Государственной налоговой администрацией Украины, а также тарифов и услуг при перевалке зерна, особенно в отношении таких естественных монополистов, как железная дорога и порты. Супиханов считает, что нынешняя ситуация с зерновыми ценами не скажется на ценах на хлеб, а, возможно, приведет к некоторому их снижению. Что касается производителей зерна и их интересов, то Супиханов высказался так: «Если цена на рынке не будет падать, то уже будет для них польза».
Выпуск газеты №:
№131, (2002)Section
Панорама «Дня»