Редкая находка
Соотечественники, «страдающие» бытовой честностью, — раритет
Интересный социологический эксперимент прошел недавно в столице по инициативе Объединения гуманистов Украины и «Робітничої газети». Задумав проверить киевлян на честность, волонтеры Объединения «потеряли» в разных точках города 20 кошельков, в каждом из которых находилось около 20 гривен и записка: «Бабушка, запомни мой новый номер телефона». Указанный номер на самом деле был редакционным: в течение двух дней организаторы акции дожидались, по информации агентства УНИАН, звонков от сознательных соотечественников. Однако «раскалился» телефон в первые же минуты акции вовсе не по причине совестливости столичных жителей: это волонтеры отчитывались, в каких местах правого и левого берега оставлены «экспериментальные» кошельки. В общем, результат проведенной «операции» таков: организаторы обеднели приблизительно на 380 гривен, поскольку от киевлян с целью вернуть чужое добро позвонил только один (зато через полминуты после «потери»!) не пожелавший представиться молодой парень. И все-таки высока у нас еще вера в совесть человеческую: при оценке данных эксперимента активисты надеются, что будут учтены нижеследующие факторы. Во-первых, часть киевлян, заметивших кошелек, побоялись поднимать его, остерегаясь мошенничества. Во-вторых, считают в Объединении, среди тех, кто нашел деньги, не все нашли другое — время, чтобы позвонить, или просто опасаются проблем с возвратом, прямо скажем, незначительной суммы.
И, в третьих, часть найденных денег жители могли раздать беднякам или потратить на другие благотворительные цели: эта надежда организаторов эксперимента зиждется на данных опроса, проведенного социологической службой УНИАН — 6,9% респондентов сказали агентству, что именно так бы и поступили.
Интересно, что оценивают свои моральные качества столичные жители на весьма высоком уровне: помимо вышеупомянутых шести с «копейками» процентов, при нахождении чужого кошелька 10,7% из чуть более полутора тысяч респондентов сразу бы побежало сдавать его в милицию, 20,5% — оставят его на том же месте, 19,9 — постараются самостоятельно разыскать хозяина, и только пятая часть опрошенных присвоит находку себе. И совершенно не так хорошо, как себя, характеризуют опрошенные остальных жителей города: считают, что никто бы не вернул потерянный кошелек 16,2%; 39,5% думают, что честных меньше 10%; что таких меньше половины — 15,7%. Лишь 1,8% респондентов считают, что сознательных — значительное большинство, до 90%, а 1,6% называют честными всех. К довольно красноречивым цифрам добавить, собственно, нечего — кроме того, что оценили погрешность первой части опроса («Как вы поступите, если найдете кошелек?») не в обычные 1,5%, а в 3,5-4%: организаторы учли тот факт, что часть людей склонна подсознательно переоценивать свои достоинства. Что же касается эксперимента с кошельком, то его организаторы напомнили: когда в 98-м году в Житомире была проведена подобная акция, вернули около двух третей пропаж.
Данные «полевых испытаний» бытовой честности сограждан психолога Елену ДОНЧЕНКО вовсе не удивляют. Дело — в тривиальном падении нравственности, которое, к тому же, культивируется в стране на высоком уровне. Стоит ли поражаться тому, что только лишь 2% соотечественников, опрошенных в ходе другого исследования, являются сторонниками функционирования в обществе нравственных норм, если присвоение чужого — это демонстративный потенциал нынешней украинской элиты? — спрашивает специалист. Поэтому — из-за отсутствия доверия к государству — «простое» моральное поощрение не действует сейчас: как бы ни оценивались превратности советского времени, тем не менее, тогда это «работало».
То, что соотечественники стали более прагматичными, подтверждают и сотрудники нескольких столичных бюро находок. Более того, растет предприимчивость: наравне с практическим сведением к нулю случаев, когда жители приносят находку (преимущественно ими снабжают бюро водители транспорта, вокзальные и станционные милиционеры, в общем, сами сотрудники соответствующих предприятий), участились ситуации, когда граждане обращаются в бюро за якобы пропавшими у них вещами и таким образом пытаются присвоить чье-то утерянное «добро». Однако, как рассказали в бюро находок при киевском метрополитене, доказать, что вещь — твоя, особенно в случаях с мобильными телефонами, мелкой техникой и т. д. — не так-то просто: не избежать весьма дотошных вопросов про место и время утраты, особые приметы и прочее.
Однако же о нравственности. К примеру, бюро находок при трамвайном хозяйстве давно прекратило свою работу: возвраты, как нам объяснили, случаются, в отличие от советских годов, настолько редко, что организация такого подразделения, содержание специального сотрудника — это для и без того небогатых травмайщиков в высшей степени накладно. По словам директора службы такси «059» Андрея Полевницкого, если машина, в которой находится забытая вещь, после высадки ее хозяина выполняет другие заказы — пиши пропало: во всяком случае, в последние годы фактов возврата пассажирами чужой собственности здесь не упомнят. Одна надежда, что потерю обнаружит сам таксист: ее даже бесплатно вернут, хотя благодарить, в том числе и материально, не возбраняется даже законодательно. Поблагодарить, в первую очередь, имеет смысл за проявления все той же бытовой честности: ведь каждый таксист без проблем мог бы стать обладателем самой крупной в городе коллекции мобильных телефонов, ежедневно менять зонтики, портфели и портмоне — «урожай» в такси собирают 3 — 5 раз в неделю. Снимают оный в основном по вечерам: когда зачастую приходится развозить по домам «утомленных» спиртными напитками граждан.
Куда более печальные факты сопровождают работу бюро находок при железнодорожном вокзале. В смысле, касательно вопроса о возвращении чужого — все так же: не приносят. На протяжении нескольких лет был всего лишь один случай, когда «сосед» случайно отставшего от электрички пассажира оставил его вещи в бюро. Однако часты случаи обращения пострадавших, которые и не надеются найти в бюро находок свои вещи: ищут документы, которые в этих вещах находились до ограбления. С такими фактами, по словам работника этого бюро Надежды Матюшенко — настоящая катастрофа. Злоумышленникам — в первую очередь понятно, что к каждому гражданину с поклажей милиционера не приставишь, чем вовсю и пользуются даже среди бела дня: не так давно обращался в поисках документов гражданин, которого незадолго до «погружения» в поезд ослепили газовым баллончиком и обворовали — вместе с сумкой «ушло» все, вплоть до путевки на курорт… Бывают такие случаи и на «станицах». Как-то, к примеру, ждали своих хозяев в бюро находок несколько…велосипедов: забирать их владельцы приехали после отлеживания в больнице, поскольку отбирали у них добро с применением силы. Выброшенные же злоумышленниками документы работники милиции собирают повсюду: находят их в станционных урнах, в вокзальных туалетах. Они же, милиционеры, — «снабжают» бюро оставленными сумками. Интересно, что, по наблюдениям работников бюро, ситуация с ними, вернее с их «начинкой» (которая поддается тщательной описи) — за годы также изменилась. Речь о том, что и в советское время за некоторой поклажей ее хозяева не возвращались, а значит, найденное отправлялось и отправляется ныне на склад реализации, где специальная комиссия как тогда, так и теперь решает, как с этим поступать: зачастую ничейное «добро» отправляется в «комиссионки». Однако из сегодняшнего «улова» комиссии практически нечего выбрать: содержимое сумок в преимущественном большинстве случаев до того убого, что его попросту утилизируют. Однако охотники за чужим добром появляются и здесь: пришел как-то один из «хозяев», ткнул пальцем в самую красивую «свою» сумку — и попытался быстренько ретироваться. Так что женскому коллективу бюро, которым мало того, что приходится копошиться в чужом, нередко несвежем, белье (а это две-три «новых» сумки в неделю, и хорошо еще, если не попадется кулек с давно уже испортившимися продуктами!), но и выходить из вышеописанных ситуаций, мягко говоря, не позавидуешь. Потенциальным «потеряшкам» напоследок напомним: хранятся вещи в железнодорожном бюро не больше месяца — по 4 гривны за сутки хранения. Если, конечно, их до этого туда принесут: в советское время, вспоминает Н. Матюшенко, возвращали даже кошельки с деньгами. Причем нередко…
Если ситуация в целом и принципы работы каждого бюро друг от друга не отличаются, то в плане оригинальности находок лидирует Метрополитен. Сложно, конечно, себе это представить, однако какой-то «потеряшка» умудрился забыть в вагоне…телевизор. Еще более сложно понять, как соотечественники не обнаружили находку ранее сотрудников метро. Другой забывчивый гражданин — потерял в метро... инвалидную коляску. Бывает, случаются и романтические истории: как-то раз музыкант потерял в метро свою песню — работники метрополитена обнаружили «ничейные» ноты…
…Некогда черкащанин Николай Кравчук пытался объединить информацию о запросах «потеряшек» и фактах проявления доброй воли у нашедших что-либо на специальном сайте. Такие ресурсы в избытке функционируют во всем мире (существует даже интернациональный сайт, где размещаются как объявления о потере водительских прав в пивбаре NN-ой страны, так и информация о пропаже из такого-то музея таких-то картин), неплохо представлены они в российском сегменте всемирной паутины. Упоминаемый украинский сайт хорошо функционировал, пока в черкасском филиале одной всеукраинской рекламной газеты шла о нем информация: не стало ее — и люди призабыли, что есть еще одна возможность кинуть клич о поиске, причем, в масштабах Украины. Жаль, конечно, однако, как видим, сетовать на полное отсутствие такой услуги в стране не приходится. Обидно лишь за то, что энтузиасты, которые не ленятся отыскать хозяина утерянной вещи, сами являются редкой находкой.
Выпуск газеты №:
№161, (2003)Section
Панорама «Дня»