Перейти к основному содержанию

Репутационный кредит

08 апреля, 21:12
«ОРАНЖЕВАЯ АМЕРИКА». ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА ВИКТОР ЮЩЕНКО И ЕГО СУПРУГА ВСТРЕТИЛИСЬ С УКРАИНСКОЙ ОБЩИНОЙ В ВАШИНГТОНЕ У ПАМЯТНИКА ТАРАСУ ШЕВЧЕНКО. НА ПРИЛЕГАЮЩИХ К ПЛОЩАДИ ДОМАХ БЫЛИ ВЫВЕШЕНЫ ОРАНЖЕВЫЕ ФЛАГИ, ГИРЛЯНДЫ И ШАРИКИ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

На этой неделе состоялся визит Виктора Ющенко в Соединенные Штаты. Руководитель Украины вернулся, без сомнения, с массой впечатлений (чего стоили овации конгрессменов в оранжевых галстуках или же награждение престижной премией имени Джона Кеннеди) и с немалым количеством результатов. Однако главный итог — заморозки в отношениях между Украиной и США можно считать вчерашним днем. Секрет успеха президентского визита достаточно прост — постреволюционный огонь доверия наших партнеров не угас, репутационный кредит работает на Президента, а значит и на государство. Во всяком случае пока. В США прошла уже вторая встреча президентов Виктора Ющенко и Джорджа Буша. И похоже на то, что далеко не последняя. По информации «Дня», в июне они могут встретиться в рамках саммита ООН в Нью-Йорке, на «ооновском» же саммите только уже в сентябре (посвященном 60-летию организации) может состояться еще одна их встреча. На вторую половину этого года, кроме того, запланирован визит президента США в Киев. Еще один результат «американской» поездки — доказательство того, что Киев имеет серьезные намерения в отношении продвижения демократических ценностей в мире. Речь идет, разумеется, не об экспорте революции, а о действиях согласно существующим международно-правовым документам. Свидетельством тому стало положение в совместном заявлении президентов Украины и США о защите прав человека в Беларуси и на Кубе. Этот тезис уже вызвал болезненную реакцию Минска и Гаваны. Однако украинские дипломаты намекают, что демократическая миссия Украины этим не исчерпывается. Уважение к демократии — это новое качество государства, которое будет носить не спонтанный, а системный характер. По нашей информации, тема демократии будет стержневой и на саммите ГУУАМ, который состоится 22 апреля в Кишиневе. Об украинско-американском прорыве, о «демократических» спорах с Беларусью и Кубой — в интервью «Дню» министра иностранных дел Украины Бориса ТАРАСЮКА.

Борис ТАРАСЮК: Визит не был праздничным

— Визит Виктора Ющенко в США оценивали по-разному. Первая характеристика — это прорыв, открывающий новую страницу в сотрудничестве с Вашингтоном. Вторая оценка — когда эксперты называли визит неустойчивыми выражениями «официальный» или «рабочий», а праздничный. О каких конкретных результатах такого «празднования» можно говорить?

— Я бы не назвал визит праздничным, поскольку это была довольно напряженная работа, когда не было ни одной свободной минуты. Если говорить об атмосфере, царившей во время встреч, то здесь можно употребить термин — праздничная. В том смысле, что Президента очень тепло встречали в Конгрессе, в Чикаго, в Бостоне, в Джорджтаунском университете. Если говорить о конкретных документальных результатах, то это совместное заявление, которое фактически намечает новые горизонты украинско-американского стратегического партнерства. В этом совместном заявлении даются как концептуальные оценки и планы на будущее, так и конкретные вещи. Например, то, что США будут содействовать вступлению Украины в ВТО в этом году, — очень серьезный результат. Его не нужно воспринимать как просто одно из высказываний в документе. За этим обязательством США лежит очень конкретная, большая работа: и оказание экспертной помощи в том, что касается формализации уже на завершающем этапе вступления в ВТО, и благосклонное отношение к решению проблем, которые нужно решить во взаимных экономических отношениях, и наконец политическая заангажированность лично президента США. Это очень серьезный сигнал. Еще один результат — подписание меморандума между «Эксимбанком» (США) и «Укрэксимбанком» (Украина). То есть этим меморандумом создается кредитно-гарантийная линия для поддержки экспорта, что, конечно, будет способствовать оживлению торгово-экономических отношений.

В результате этого визита получены заверения и администрации Джорджа Буша, и Конгресса в поддержке Украины в проведении наших политических, экономических реформ. Это очень важно. Сегодня ни у кого, например, не вызывает сомнений в необходимости отмены поправки Джексона — Вэника или предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой. Конечно, впереди работа. Американский Конгресс должен принять решение.

Без преувеличения, мы можем говорить о том, что новая страница в украинско-американских отношениях открыта. Если раньше стратегическое партнерство существовало только на бумаге, то сегодня можем говорить о его наполнении конкретным содержанием. Это новое содержание очерчено в выступлении Президента в Конгрессе, где он предложил сотрудничать по восьми основным пунктам. Кстати, это предложение принято и президентом, и государственным секретарем США. Президенты поручили разработать и согласовать План мер на 2005 год, над которым будут совместно работать США и Украина. Он, например, включает положение о подготовке украинских студентов (почти 2000 человек).

Кроме того, предусматривается помощь США — $45 млн. — в строительстве нового укрытия над разрушенным четвертым блоком Чернобыльской АЭС. Существует дефицит средств для завершения строительства.

Речь шла о том, чтобы США включили Украину в программу «Вызовы тысячелетия». Это колоссальная программа, предусматривающая предоставление помощи странам в борьбе с коррупцией, улучшении менеджмента и тому подобное. Это для нас очень актуально.

Главный результат — это восстановление диалога на высшем уровне между руководством двух стран. Вы знаете, что он был прерван. Он не осуществлялся фактически с 2000 года. Сейчас диалог возобновлен, и он наполнен приязненным содержанием. То есть установлены личные дружеские контакты между двумя президентами. Мы можем говорить о том, что в результате визита мы ощутили со стороны американского политикума необычайно большой кредит доверия к украинскому Президенту, к украинскому государству. Это та почва, которая дает основания смотреть с оптимизмом на развитие украинско-американского партнерства.

— Если говорить об экономическом блоке результатов — намерение отменить поправку Джексона — Вэника, намерение предоставить рыночный статус, намерение поддержать вступление Украины в ВТО... Насколько тверды американские обязательства в реализации этих намерений и не будут ли выдвинуты Киеву новые условия, что фактически оттянет срок решения этих вопросов?

— Условиями это не назовешь. Это были нормальные обязательства. Скажем, предоставление статуса страны с рыночной экономикой, возврат к нормальному торговому режиму возможны только после выполнения Украиной конкретных шагов. Таким шагом является, например, принятие законодательства, препятствующее изготовлению лазерных дисков с нарушением авторских прав.

Это справедливое требование. И здесь дело за Украиной, которая должна это сделать. Без этого не будет продвижения в ВТО, не будет и рыночного статуса. Если говорить о поправке Джексона—Вэника, то тут не может быть речи о каких-то условиях. Жизнь поставила ее за рамки нормальных отношений. Это только вопрос времени, и, я убежден, что в ближайшее время эта поправка будет отменена. Существует почти консенсус в Конгрессе по вопросу нецелесообразности существования этой поправки.

...Сегодня двери государственных учреждений США — в том числе Конгресса — открыты для Украины. Речь идет только о том, чтобы формулировать четкие, реалистичные позиции и работать над их реализацией. Никакой предубежденности, которая была в прошлые годы, никаких нереалистичных условий Украине выдвигаться не будет.

— В совместном заявлении президентов говорится о поддержке США повышения уровня сотрудничества между Украиной и НАТО до Интенсифицированного диалога. Произойдет ли такое повышение во время министерской встречи в Вильнюсе? И как власть планирует проводить информационную политику для большей осведомленности граждан о деятельности НАТО? Не секрет, что уровень поддержки вступления Украины в Альянс среди украинцев — низкий...

— Американский президент лично заявил, что поддерживает вступление Украины в НАТО. В то же время следует помнить, что НАТО — это не только Соединенные Штаты. Поэтому США, зная ситуацию и расстановку сил внутри Альянса, поддержали в совместном заявлении планы присоединения Украины к Интенсифицированному диалогу. Если говорить о реалистичности, то следует сказать, что существуют проблемы. Не все страны-члены НАТО поддерживают эту идею. Хотя мы делаем шаги, в том числе и я, в контактах со своими коллегами из стран-членов НАТО. Наша цель заключается в том, чтобы до встречи министров иностранных дел НАТО и Украины, которая состоится 21 апреля в Вильнюсе, мы окончательно согласовали этот вопрос. Речь идет о том, что нам необходимо активно работать, и мы над этим работаем. Я считаю вполне реалистичным ожидать, что в Вильнюсе Украина все-таки получит предложение о начале Интенсифицированного диалога, что является шагом к Плану действий по членству.

Вы абсолютно правы в том, что касается невысокого уровня поддержки в обществе НАТО. Причина лежит на поверхности. Прежняя власть, декларируя курс на вступление в НАТО, на самом деле делала шаги в противоположном направлении. Кстати, без лишней скромности хочу сказать, что до назначения министром я активно работал над тем, чтобы довести, особенно до регионов, правду о развитии взаимоотношений между Украиной и Евросоюзом, Украиной и НАТО. Сегодня МИД выработало предложения, которые мы направляем на рассмотрение Президенту, по активизации информационной работы. Когда мы проводили в Институте евроатлантического сотрудничества, который я создал, региональные «круглые столы», то обычно заказывали социологические опросы. Их сравнение — в зависимости от региона — дает основаниe утверждать, что подавляющее большинство граждан имеет недостаточное количество информации о НАТО. И в то же время более 80%, независимо от региона, считают, что информацию они получают из общенациональных каналов телевидения. О чем это свидетельствует? О том, что наши общенациональные каналы не выполняют функцию информирования общества. Так что впереди очень серьезная работа.

— На днях исполняется два года с момента гибели репортера Тараса Процюка в Ираке. Президент Виктор Ющенко перед визитом в США поручил взять это дело для решения (в частности, компенсации родителям погибшего) Министерству иностранных дел. Поднимался ли этот вопрос во время пребывания в США и что планируется сделать?

— Этот вопрос поднимался и во время визита в Ирак секретаря СНБОУ Петра Порошенко. Этот вопрос поднимался нашим посольством в США, а также мною во время пребывания в Вашингтоне. Американская сторона пока ответа не дала, но мы будем постоянно держать этот вопрос под контролем, чтобы было уделено должное внимание со стороны США.

— Другой чувствительный вопрос, вызвавший в Украине скандал, касается обязательства Киева и Вашингтона поддерживать продвижение демократии на Кубе и в Беларуси. Эти события вызвали дискуссию, что более приоритетно — экономические, политические интересы или продвижение демократических ценностей? Кто был инициатором включения формулировки о правах человека на Кубе и в Беларуси в совместное заявление президентов?

— Действительно, в совместном заявлении есть положение о том, что США и Украина будут сотрудничать в сфере поддержки свободы в таких странах, как Куба и Беларусь. Здесь я хотел бы прокомментировать мотивацию того, почему Украина пошла на такой шаг. Во-первых, оранжевая революция возникла на почве протеста народа не по поводу того, что нечего есть, а из-за того, что попиралось право людей сделать свой выбор. Именно это привело к протесту. Это был протест за торжество демократии. Новое руководство фактически было приведено народом к власти с надеждой на то, что эти демократические принципы, на которых базировалась оранжевая революция, станут основными и в деятельности самого государства. Собственно, это и происходит. Новая власть это делает для того, чтобы те недемократические тенденции, которые существовали во времена Леонида Кучмы, исчезли из нашей повседневной жизни. Но внешняя политика не может не реагировать на эту новую константу украинского бытия — демократизм, верховенство права. Когда американская сторона предложила включить в совместное заявление это положение, то, в принципе, оно было принято именно по той мотивации, о которой я говорил. Здесь не говорится о том, что кто-то собирается поступать как-то вопреки международным обязательствам. Есть целый ряд международных обязательств, которые каждая страна должна выполнять. Напоминание об этом не является чем-то непонятным или противоречащим международному праву.

— Известно, что в Минске довольно критически восприняли шаг Киева. Гавана отреагировала, прервав визит в Киев на этой неделе своего заместителя министра иностранных дел. Вы предполагали такую реакцию?

— Акцент на вопросах демократии и прав человека, по моему мнению, неадекватно воспринят представителями этих стран. Я думаю, что это была скорее эмоциональная реакция. Ничто не мешает той же Гаване сотрудничать с Евросоюзом, хотя ЕС инициирует и поддерживает резолюции по вопросам демократии на Кубе и в Беларуси. Беларусь охотно сотрудничала бы с Евросоюзом, несмотря на то, что ЕС инициирует резолюции по этой стране. Все страны ЕС фактически поддерживают такую позицию по поводу привлечения внимания к состоянию демократии на Кубе и в Беларуси. Поскольку Украина заявила, что наша цель заключается в получении членства в ЕС, поскольку даже прежняя власть стремилась к тому, чтобы на Украину был распространен механизм согласования и присоединения к заявлениям Евросоюза по всем вопросам (включая права человека), то никого не должна удивлять нынешняя позиция Киева. Украина готовится к вступлению в Евросоюз, и это нельзя делать декларативно, на словах, как было при прежней власти, которая заявляла о стремлении вступить в ЕС и в то же время закрывала глаза на вещи, касающиеся фундаментальных ценностей и стандартов, существующих в ЕС.

— Но почему была выбрана именно Куба и Беларусь, а не Туркменистан или Китай?

— Дело в том, что резолюций по поводу названных вами стран нет на рассмотрении Комиссии по правам человека ООН.

— Означает ли это, что во время рассмотрения в ООН Украина будет голосовать за критические замечания в адрес Кубы и Беларуси?

— Однозначно, что Украина изменит свое голосование. Не стоит забывать, что пришла новая власть. И новая власть не может закрывать глаза на проблемы с правами человека. Новая власть, которая возникла на почве демократии, должна в своей внешней политике демонстрировать как раз преданность демократическим ценностям. Поэтому ни для кого не должно быть неожиданностью то, что Украина сегодня выступает со всеми демократическими странами в пользу прав человека. Разве было приятно нам, украинским гражданам, слышать оценки, звучавшие со стороны и ЕС, и ОБСЕ, Совета Европы по поводу нарушений прав человека в нашем государстве? Но это были наши реалии. Народ прекратил их. Разве у новой власти, поддержанной народом, нет морального обязательства требовать того же от других стран?

— Удастся ли, по вашему мнению, уладить возникший конфликт с Кубой? Не приведет ли он к сворачиванию программы по оздоровлению украинских детей, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы?

— Никакого конфликта не произошло. Все зависит от того, насколько адекватно кубинская сторона оценит эту ситуацию. Если она сочтет возможным, чтобы это отразилось на программе оздоровления детей, то что ж... Таково будет решение кубинцев. Правильное или неправильное оно — будем судить после того как это произойдет. Но, на мой взгляд, реакция была неадекватной. В конце концов мы заинтересованы в том, чтобы развивать дружеские отношения с кубинским народом. У нас никогда не было никакой предубежденности к кубинскому народу.

— На этой неделе, в среду, умер Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины на Кубе. В масс-медиа звучало немало домыслов по этому поводу. В том числе есть информация, что дипломат накануне смерти имел встречу в МИД Кубы для разъяснений по поводу совместного заявления Киева и Вашингтона, и якобы именно разговор с кубинскими дипломатами негативно повлиял на состояние посла. Не могли бы внеси ясность в эту печальную новость?

— Я не хотел бы заниматься каким- то комбинациями и обвинять кого-то в смерти человека. Случилась большая беда, человек умер. Хотел бы выразить соболезнование жене, дочери. Виктор Пащук много работал в системе Министерства иностранных дел, в Киевском университете по подготовке специалистов-международников. Много сделал для развития отношений со странами Латинской Америки. Я не хочу заниматься спекуляциями на эту тему. Как говорится, Бог судья тем, кто, возможно, невольно был причиной такой травмы для него, следствием которой стал сердечный приступ.

КСТАТИ

Социал-демократы (объединенные) и коммунисты резко критикуют выступление Президента Украины Виктора Ющенко в Конгрессе США, а также совместное с американским президентом заявление по Кубе и Беларуси В частности, в интервью агентству Интерфакс-Украина Игорь Шурма (фракция СДПУ(О) высказал мнение, что происходящее во время визитов В.Ющенко в Европу и США является «продолжением Майданной риторики». Депутат считает, что «никто не будет делать из Украины конкурентоспособное государство на мировом уровне». Представитель фракции Коммунистической партии Украины Игорь Алексеев выразил недоумение в связи с совместным заявлением украинского и американского президентов в отношении Кубы и Беларуси. Он заявил, что расценивает такое заявление «как очередное вмешательство США во внутренние дела суверенного государства» Куба.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать