Перейти к основному содержанию

Решение направить батальон в Персидский залив — не единственный позитивный момент,

говорит посол США в Украине
12 марта, 00:00
С начала года стало казаться, что в украинско-американских отношениях, в прошлом году переживших серьезнейший кризис, наступает постепенное потепление. Похоже и на то, что дело «Кольчуг», вокруг которого существовали наибольшие проблемы, сегодня решено по меньшей мере не трогать, учитывая более серьезные обстоятельства. Об этом, об отношении администрации США к решению Украины направить свой батальон в регион Персидского залива, к движению Украины в НАТО, к «Харьковской инициативе» — посол США в Украине Карлос ПАСКУАЛЬ.

— Можем ли мы действительно говорить о наступлении фазы потепления отношений?

— Отношения улучшились, и я надеюсь, что улучшение продолжится. Мы думаем, что и для Соединенных Штатов, и для Украины лучше всего было бы иметь конструктивные отношения, которые бы приносили практическую пользу обеим сторонам. В последние месяцы мы отмечали, что будем придерживаться стратегии отдельных поступательных шагов. Сейчас было бы сложно представить себе идеальные отношения между Соединенными Штатами и Украиной из-за тех сложностей, которые мы пережили. Но мы верим, что можно открыть двери, ведущие к новому согласию и пониманию, что, в свою очередь, откроет возможности для отдельных поступательных шагов. Мы также подчеркивали, что наши стратегические цели в отношениях с Украиной остаются последовательными и неизменными. Мы поддерживаем развитие Украины как демократического государства с рыночной экономикой, интегрированного в евроатлантическое сообщество. Мы подтверждали, что, несмотря на трудности, остаемся преданными поддержанию контактов между нашими правительствами и нашими обществами на различных уровнях. Это включает в себя контакты между правительственными чиновниками, парламентариями, ведущими политиками, так же как и контакты между представителями масс-медиа и гражданского общества. Это также включает и контакты между нашими военными, весьма продуктивные. Мы подтвердили готовность сотрудничать в целом спектре секторов. Например, отношения между военными США и Украины в области безопасности, в частности, укрепление взаимодействия между НАТО и Украиной. В экономике это касается сотрудничества по улучшению бизнес-климата, развития малого и среднего бизнеса, решения проблем двухсторонней торговли и инвестиций. Кроме того, Соединенные Штаты подчеркнули, что продолжат поддерживать развитие свободных масс-медиа и гражданского общества в Украине, потому что это фундаментальные основы развития демократического и прозрачного общества.

— Во время визита в Киев делегации Конгресса США говорилось, что обе стороны допустили ошибки. Какие именно это ошибки, сделанные каждой стороной, и каким образом можно преодолеть их последствия?

— Я не думаю, что было бы конструктивным тратить время на предположения, какие ошибки были сделаны в прошлом, потому что взгляды и мнения по этому поводу могут быть разными. Конструктивным было бы сконцентрировать внимание и усилия на ориентированном на результаты позитивном подходе к будущему, и на этой основе определять, чего можно достичь. Мы видим, что можем достичь результатов именно при таком подходе. Позвольте мне привести некоторые примеры. В ситуации с рекомендациями FATF ввести санкции Соединенные Штаты очень тесно сотрудничали с Украиной для определения того, какие именно шаги нужно предпринять для отмены этих санкций. Мы очень твердо заявили, что когда это будет сделано, поддержим снятие санкций. И действительно, когда Украина п редприняла необходимые законодательные шаги, мы сыграли очень значительную роль в FATF для снятия санкций против Украины. Сейчас мы продолжаем сотрудничать с Украиной в работе над дополнительными шагами, которые бы укрепили борьбу с отмыванием денег в Украине. Мы поднимали с Украиной в работе вопросы двухсторонней торговли, также касающиеся и ВТО. Это, в частности, вопрос защиты прав интеллектуальной собственности, вопрос торговли курятиной. В результате мы достигли практического решения: мы поддерживаем переход Украины к финальной стадии процесса ее присоединения к ВТО, в частности, к выводам доклада рабочей группы. В то же время мы подтвердили, что будем отдавать наибольший приоритет решению остающихся вопросов.

Можно привести и другие примеры, где у нас имеется позитивный опыт сотрудничества. Мы усиливаем сотрудничество по экспортному контролю, мы подтвердили нашу готовность оказать Украине помощь в усилении безопасности тех объектов, где находятся биологические, радиоактивные, ядерные материалы. Мы оценили готовность Украины направить свой РХБ-батальон для возможного размещения в регионе Персидского залива на тот случай, если Ирак применит биологическое или химическое оружие. Я подчеркиваю, что если Верховная Рада одобрит это решение, то батальон может быть размещен в одной из стран Персидского залива, а не в самом Ираке. Таким образом, этот батальон не был бы непосредственным участником конфликта. Недавно господин Горбулин посетил штаб- квартиру НАТО — в Брюсселе, и наш посол дал ужин в его честь, где присутствовали должностные лица высокого ранга для конструктивного обмена мнениями об отношениях НАТО—Украина. Пару недель назад в Украине побывал посол Стивен Манн, специальный представитель Госдепартамента по вопросам Каспийского энергетического бассейна, который обсуждал с украинскими должностными лицами перспективы нефтепровода Одесса—Броды и представил наше понимание того, как бы этот проект можно было превратить в коммерческий.

— Можно ли утверждать, что готовность руководства Украины направить упомянутый батальон в регион Персидского залива была одним из элементов, способствовавших улучшению климата отношений?

— Мы действительно ценим готовность Президента Кучмы и украинского правительства рассмотреть такую возможность. Но из того списка, который я сейчас вам предоставил, становится очевидным, что это только один из примеров практического сотрудничества. Я думаю, что для обеих сторон очень важно продолжать определять конкретные области, где наши страны имеют взаимные интересы, и важно делать вклад в решение региональных и глобальных вопросов. И если Украина будет последовательно осуществлять шаги, которые еще более приблизят ее к мировому сообществу в области экономики, в области борьбы с терроризмом, во внутриполитических процессах, то со временем это отразится на реализации интересов Украины, то есть, на превращении ее в равноценного партнера в международных делах.

Я думаю, что лучше всего было бы обратиться за информацией по поводу того, куда и когда может быть направлен этот батальон, в Администрацию Президента. Эти вопросы находятся в юрисдикции украинской власти. Мы также признаем, что Верховная Рада должна одобрить это решение, и только после этого может речь идти о размещении батальона. Я хотел бы здесь отметить несколько моментов. Речь не идет о превращении Украины в одну из сторон конфликта. Ее роль была бы превентивной, то есть, ее силы могли бы быть использованы для предотвращения негативных последствий возможного использования Ираком химического или бактериологического оружия. Есть несколько стран, согласившихся предоставить свои силы, чтобы играть подобную роль, и они уже размещены. Например, Чешская Республика, Словакия, Польша. Насколько я понимаю, к ним скоро присоединится и Румыния.

— Каково ваше впечатление: выполняются ли те пять пунктов, которые вы провозглашали в выступлении в Вашингтоне?

— Мы начали работу над всеми этими пунктами и мы ее продолжаем. Во- первых, мы отметили, что Украина и Соединенные Штаты могут и не достичь общего видения того, что произошло в отношении дела «Кольчуг». Но в общих интересах — извлечь определенные уроки из этого и использовать их для укрепления системы экспортного контроля. Мы уже предприняли ряд шагов, в частности, мы стали непосредственно работать с комитетом по военно-техническому сотрудничеству, с комитетом по экспортному контролю. Во- вторых, я отмечал важность поддержания контактов на разных уровнях в различных секторах. Примерами подобных контактов были визит министра Хорошковского в Соединенные Штаты, визит конгрессмена Велдона в Украину. У меня в последнее время были встречи с Президентом Кучмой. Я думаю, что все эти встречи дают позитивный результат. В-третьих, мы отмечали важность дальнейшего развития демократии и гражданского общества в Украине. У нас был конструктивный и откровенный диалог по этим вопросам, в частности, по вопросам независимых масс-медиа. Возможно, наши взгляды не во всем совпадают, но сам факт того, что мы обсуждаем эти вопросы, весьма позитивен. Мы продолжаем оказывать помощь украинским неправительственным группам, организациям масс-медиа, работающим над тем, чтобы содействовать большей прозрачности украинской политической жизни, чтобы помочь украинским гражданам получать те факты, ту информацию, которые помогут им сделать сознательный политический выбор. Как мы уже неоднократно отмечали в прошлом, не Соединенные Штаты или какая-либо другая страна должны делать выбор относительно будущей украинской политики. Но та конструктивная роль, которую мы можем сыграть, заключается в том, чтобы сотрудничать с теми организациями в Украине, которые содействуют созданию равноправного игрового поля для всех действующих лиц, создают возможности для честного и прозрачного политического выбора граждан Украины. Четвертый пункт — это продолжение нашего очень прочного сотрудничества между военными. В этом сотрудничестве никогда и не было никаких перерывов. И пятый пункт — это совместная работа над интеграцией Украины в глобальные и региональные структуры, такие как НАТО и ВТО. Как мы уже говорили, эта работа продолжается.

— Если вернуться к делу «Кольчуг» — то когда-то же должна быть поставлена точка, когда-то это должно дойти до логического завершения, чтобы это можно было забыть?

— Наша политика по вопросам «Кольчуг» очень ясна. Она заключается в том, что Соединенные Штаты и Украина могут не соглашаться по поводу определенных вопросов. Но обе стороны могут согласиться с тем, что важный урок, следующий из этой ситуации, — то, что мы можем сотрудничать в укреплении системы экспортного контроля Украины. И мы собираемся продвигаться вперед в этом направлении и превратить это сотрудничество в конструктивную динамику двухсторонних отношений. В прессе уже появились статьи, в которых говорилось, что якобы у нас с послом Пайфером имелись разногласия в характеристике дела, потому что мы использовали разные аналогии в отношении «ящика» (box). К сожалению, мы по-разному употребили это понятие — ящик, но при этом мы пытались описать одну и ту же политику. (Помощник заместителя госсекретаря США Пайфер говорил, что дело «Кольчуг» пока что «откладывается в ящик», то есть, выводится из центра внимания. — Ред. )

— Чем еще нынешнее руководство Украины может добиться сдвигов в восприятии его руководством Соединенных Штатов? Имеется в виду не только Президент Украины.

— К сожалению, произошли определенные события, создавшие проблемы в отношениях на высшем уровне. Однако и Соединенные Штаты, и Украина при этом признают, что важно иметь конструктивные, позитивные отношения между нашими странами. И эти отношения должны базироваться на общих целях и принципах, которые, в нашем понимании, должны служить интересам обеих стран. Иногда субъективный фактор, фактор тех или иных личностей влияет на эти отношения. Однако политика двухсторонних отношений будет наиболее эффективной тогда, когда она будет базироваться на стратегических целях и перспективах. И я верю, что обе стороны преданы именно такому принципу построения отношений.

Я хочу подчеркнуть, что Соединенные Штаты признают Президента Кучму законным Президентом Украины и его конституционные полномочия в руководстве внешней политикой Украины. Для существования конструктивных отношений между нашими странами мы будем поддерживать контакты с Президентом Кучмой. В последние месяцы была готовность обеих сторон подходить к делу именно так. В последние шесть недель мы достигли конкретных конструктивных результатов в таких областях, как вопрос FATF, ВТО, экспортный контроль, в вопросах безопасности, отношений НАТО—Украина. И хотя в данное время может не быть возможности для встречи между президентами, для обеих сторон очевидно, что мы можем сделать немало позитивного для развития отношений между нашими странами.

— Почему, на ваш взгляд, «харьковская инициатива» до сих пор не заработала так, как ожидалось, почему о ней вспомнили только сейчас?

— Я никогда не забывал о нашем харьковском партнерстве и в течение двух лет работал над тем, чтобы продвинуть его реализацию. Я впервые побывал в Харькове в январе 2001-го, и мы с губернатором Кушнаревым согласились переключить наши усилия на вопросы улучшения бизнес-климата, на вопросы специфических инвестиций, но также обращать внимание на помощь малому и среднему бизнесу, на создание новых рабочих мест. Мы настойчиво работали над созданием банка микрофинансирования в Харькове, и в данный момент этот банк уже выдал ссуды на общую сумму $11 млн. Мы вложили немало усилий в работу в Харьковской области по упрощению лицензирования и регистрации малых и средних предприятий, созданию более благоприятных условий для вкладывания инвестиций, причем не только зарубежных, но и украинских. На мой взгляд, этот подход начинает давать весьма конкретные результаты. На 2001 год Харьковская область, по ее данным, создала 22 тысячи новых рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве. В 2002 году изменилась методика подсчетов, но Харьковская область объявила, что было зарегистрировано 20 тысяч новых малых и средних предпринимателей. Я не хочу приписывать это только тому, что Соединенные Штаты сотрудничали с губернатором и властями Харьковской области, но считаю, что это показатель, свидетельствующий, что примененный подход дает свои результаты в наиболее динамичной отрасли как в Соединенных Штатах, так и в Европе.

— Ваш взгляд на скорости приближения Украины к НАТО, перспективы начала интенсифицированного диалога и присоединения Украины к Плану действий по получению членства и на возможную поддержку Украины Соединенными Штатами на этом пути.

— Перед Украиной существуют огромные возможности. План действий Украина—НАТО составлен по образцу ППЧ, и лучший способ для Украины продвинуться в направлении ППЧ — это как можно лучше выполнить План действий, и тем самым подтвердить серьезность намерений. В последнее время Украина сконцентрировала усилия на создании институций, которые бы делали возможным выполнение Плана действий. В частности, создание Центра евроатлантической интеграции во главе с господином Горбулиным. Это очень конструктивный шаг. Конечно, ему понадобится серьезная поддержка со стороны Президента и премьер-министра. Я считаю, что во многих смыслах календарь присоединения Украины к ППЧ находится в руках самой Украины, но выполнение Плана действий будет лучшим способом ускорить ее присоединение к ППЧ.

— Вы защищали интересы США в период самого большого кризиса в двухсторонних отношениях. Не желали ли бы вы себе менее стрессовой работы?

— Два последних года — это было действительно сложное время для двухсторонних отношений. Я горжусь тем, что в это время смогу служить своей стране, и надеюсь, что мог послужить и продвижению наших общих с Украиной целей. А именно — поддержке развития Украины как демократической, рыночно ориентированной страны, интегрированной в евроатлантическое сообщество. Я могу отметить, что нельзя не чувствовать подъема по поводу того исторического момента, в котором находится Украина сейчас. Потому что в ваших руках — уникальная возможность наполнить содержанием понятие независимого демократического государства. Украина — это страна талантливых и благожелательных людей. Я был искренне поражен тем, как эти люди воспринимали меня как человека, а не как посла США. Украина также — красивая страна. Я сожалею, что не смог проехать по всем местам, которые были в моем плане. Мой срок на должности посла заканчивается летом. Если и приходится о чем- то сожалеть, то это о том, что из-за возникших трудностей мы не сделали все шаги вперед, которые можно было сделать. Но в то же время есть вещи, превзошедшие мои ожидания. Это, например, консолидация гражданского общества и независимых масс-медиа, то, что украинские граждане проявляют больше активности и имеют свое видение того, какой они хотели бы видеть свою страну. Я уверен, что это в конечном итоге будет важнейшим фактором, который обеспечит Украине успех.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать