Перейти к основному содержанию

Рыцарь замков

Борис ВОЗНИЦКИЙ: «На войне я понял, что все более хрупко, чем кажется на первый взгляд»
18 мая, 00:00
— Не подскажете, где Возницкий?
— Да вот же он! — женщина показала рукой в сторону мужчины в старой рабочей одежде, который держал в руках лопату и осторожно снимал почву.
— Борис Григорьевич, не узнала. Богатым будете.
— Я и так богатый! Надо мной иногда даже шутят: у кого в Европе еще есть четыре огромных, прекрасных замка?! Если бы приобщить еще пятый, Виленувский, то получится, что все замки Собеского в руках Возницкого (смеется).
А мне, искренне говоря, не до шуток. Страшный ветер сбивает с ног. Я кутаюсь в воротник шерстяного пальто, которое не спасает от сквозняков Золочевского замка. Возницкому же как будто и не холодно совсем, хотя одет в плохонькую, даже без подкладки куртку. Может, все дело в том, что он работает, а я просто стою? А может, здесь еще что-то? Когда служишь святому делу, не удивительно, что сил и рвения прибавляет именно Небо. И дело здесь не только в холоде: обходят различные стрелы и даже болезни. И мышиная возня вокруг должностей, власти и денег, которая отличает маленьких, суетливых людей, не отвлекает таких людей от главного.
Хотя в своей сфере деятельности в Украине нет человека выше по рангу, чем Возницкий. Почти все годы независимости директор Львовской картинной галереи является членом президиума Международного совета музеев (ИКОМ), который существует при ЮНЕСКО, председателем Украинского национального комитета.

— Борис Григорьевич, какие перспективы открываются перед Украиной в связи с участием в этой организации?

— Украинский национальный комитет работает уже десять лет, и у нас есть возможности бывать на всех европейских конференциях, работать в комитетах ИКОМА. А их там 26: комитет музеев литературы, комитет музея современного искусства, комитет военных музеев и т. п. И как было бы хорошо, если бы наши музеи включились в эту работу, которая развивает и обогащает. К сожалению, реальность не всегда совпадает с голосом мудрости: поездки упираются в наше экономическое состояние, и мы никого не можем отправить ни на одно заседание.

— А вы лично когда в последний раз были на каком-то из заседаний?

— Еще в 90-м году. Заседание президиума проходит в Париже. А комитеты заседают каждый год в какой-то другой стране. В этом году комитет литературных музеев будет заседать в Буэнос-Айресе, а комитет исторических музеев — в Испании. С грустью и завистью представляю, как все музеи мира будут делиться своими достижениями, будут показывать новые экспозиции… Самое интересное, что и нам есть что показать, чем похвастаться, однако у нас, когда касается темы зарубежных командировок — все разводят руками. Когда еще был в Советском комитете вице- президентом Совета музеев, то мне везло: мог ежегодно ездить. Последний раз меня спросили: куда хочешь — в Париж или в Японию? Я сказал, что поеду еще раз в Париж, потому что хотелось ознакомиться с музейной документацией, с тем, как там заботятся о замках. Еще тогда бредил ими, и мы в галерее уже занимались оборонными сооружениями замков. Помню, что очень понравилась мне экспозиция в музее истории французской армии. Признаюсь, что тогда, бродя по музейным залам, думал: вот когда у нас в Украине будет такой музей, можно будет говорить о реальной государственности. Однако музея такого уровня у нас и до сих пор нет…

— А сколько вообще у нас музеев?

— Около 300. Это очень мало. В Украине столько же музеев, сколько в Голландии. Только площадь Голландии равна одной Львовщине. В Швейцарии в три раза больше музеев, чем в Украине. В России было до развала Союза 900 музеев. А за эти последние 10 лет их стало 1800. Там происходит какой-то удивительный музейный бум, у нас до сих пор нет музея техники, кстати, едва ли не в единственном государстве мира! И что это может означать — что у нас нет техники вообще, никаких изобретений, никаких интересных устройств?! Это же просто дурь какая-то!

— Газеты же писали года два назад, что как будто создается…

— Да ходят энтузиасты создания этого музея во Львовский горсовет, просят, чтобы отдали гаражи трампарка, там хотят сделать музей, однако пока все застопорилось.

Вообще, я считаю, такие уникальные экспозиции, которые можно показывать во Львове, нельзя показать нигде. В мире строят музеи, а выставлять нечего. А у нас можем делать музей за музеем: и музей техники, и музей освободительных войн, кстати, о нем также 10 лет ведутся разговоры. К тому же Львов — столица барочной скульптуры. В других странах — Италии, Франции, Чехии — также очень много барочных скульптур, однако там все стоит в соборах, костелах. А у нас нужны отдельные помещения. То, что стояло в костелах — все уничтожено. Осталось то, что нам удалось спасти, а это больше 12 тысяч вещей, поэтому во Львове можно такой музей сделать, что мир будет ахать. Во главе с художником мирового уровня мастера Пинзеля.

ВРЕМЯ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

— Общеизвестно, что вашими личными усилиями, а также усилиями работников галереи спасено столько памятников культуры, что хватило бы на десятки музейных коллективов. Едва ли не ежедневно вы садились в старый грузовик и направлялись в отдаленные села. Вытягивали иконы из пламени, доставали с чердаков, вынимали из луж фрагменты иконостасов. Поговаривают, что были чуть ли не детективные истории, когда приходилось работать в условиях строгой секретности, чтобы никто не узнал, что, например, старая, закрашенная советской краской скульптура — бесценный памятник, продай которую на аукционе, — дадут столько, что можно жить безбедно и тебе, и внукам, и целой семье…

— Я благодарен своему коллективу, что никто никогда не изменил делу, не испугался и не посягнул на деньги. Это такая колоссальная вещь — иметь единомышленников в коллективе. И именно поэтому мы все же, пусть с трудностями, а открываем экспозицию за экспозицией. Сейчас во дворце Потоцких идет полным ходом работа. Кстати, благодаря тому, что Львов начал в прямом понимании трещать, правительство дает деньги на ликвидацию аварийного состояния города. За счет тех денег и заканчивается реставрация дома Бандинелли, дворца Потоцких, который, возможно, будем открывать в сентябре. Мы галерею делим пополам. В основном нашем помещении останется искусство XIX—XXI вв., а во дворце Потоцких представлено будет европейское искусство XIV—XVIII вв. И наметили отдельным залом показать Украину, как она выглядела в Европе того времени.

— А о частных коллекциях не забыли?

— Мы хотим сейчас, может, впервые показать частные коллекции. Например, Ярославы Музыки: она подарила эту коллекцию еще в 80-х годах — ее произведения и то, что она собрала при жизни. Теперь, это все лежит, как и коллекция львовянина Островерхова. Последняя немножко грязноватая, всякими методами собрана. Однако вещи уникальные, и люди должны их видеть. Сейчас коллекция Островерхова частично выставлена по замкам, а во дворце Потоцкого интерьеры двух комнат сделаны из его вещей.

Надо признать, что только начинаем показывать наших коллекционеров, это новое для нас дело, хотя на Западе это — обычное дело. Такие люди одного хотят: чтобы только написали — коллекция подарена таким-то и таким- то. Разве это так сложно?

САКРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

— На одной из пресс-конференций я услышала от вас о том, что в последнее время потеряно много памятников сакрального искусства.

— К счастью, именно в последние годы началось движение к позитивному, мы становимся мудрее, и наше сакральное искусство находит своих почитателей и коллекционеров именно в кругу религиозном. Коллекционировать начали отдельные церкви и монастыри. Наиболее яркий образец — отец Севастьян и монастырь ордена Студитов. Он собрал около трех тысяч экспонатов сакрального искусства, прекрасные иконы. Работают в монастырях и реставрационные мастерские. Впервые в Украине сакральное искусство экспонируется в монастыре Студитов в Уневе и в Михайловской церкви во Львове. Скажу об одном нюансе: важно не то, что вот Севастьян собрал, важно то, что он спас от уничтожения. Ведь в последнее время происходят удивительные явления: открываются новые церкви, реставрируются старые, и община хочет, чтобы все было новехонькое. Сколько мы потеряли из-за этого невежества! Об этом иногда опасаются говорить, потому что касается это церкви, однако говорить надо. Общепризнанно, что в ХХ веке в Украине уничтожено 80 процентов сакрального наследия. Это и войны, и последствия идеологической борьбы в советские времена. В 50-х годах в связи с тем, что были закрыты в Западной Украине церкви, а священники вывезены в Сибирь, большая половина церквей (800 только на Львовщине) уничтожена. От того, что было в ХIХ в., осталось только 20 процентов, из них где-то 14 процентов приходится на западный регион, а всего 6 — разбросаны по восточным территориям. С лица земли в Украине исчезло 15 тысяч церквей. А в каждой церкви иконостас, а в иконостасе 30 икон. Выходит, полмиллиона икон мы потеряли. В Украине за Збручем не сохранилось ни одной иконы XV—XVI веков, только XVIII.

Однако уничтожение на этом не прекратилось. Когда-то впервые один из известных тернопольских руховцев господин Игорь Герета признал, что во времена нашего государства уничтожено больше, чем за 50 лет Советской власти. Речь идет именно о Галичине. Потому что ни люди, ни священники не понимают, какая это ценность. Говорят: зачем нам такие старые лохмотья?! Нужно выбросить или продать, а церковь расписать новенькими красками, свежими цветами, чтобы как на фотографии все было. Православная церковь очень вольно себя в этом смысле чувствует и никогда не советуется. В соответствии с уставом, если на икону уже нельзя молиться, икона темная, говорят, что можно ее сжечь, пустить с водой или закопать в землю. И когда наш музей истории религии по просьбе церковной общине Дрогобыча передал ей 24 иконы, то они их… сожгли! Поколение, которое было связано с церковью 20—30 хгодов, отошло, а новое уже не знает такие имена, как Новакивский, Монастырский, Ковжун, Осинчук, Холодный — тех художников, которые делали прекрасные иконостасы, стоящие внимания и заботливого отношения. Сейчас пришло поколение, воспитанное на искусстве соцреализма. Оно не всегда в состоянии понять, что такое настоящая икона, византийское письмо, поствизантийское. Давай им Христа как живого и Богоматерь как живую…

К счастью, мы уже наладили хорошие, плодотворные связи с греко-католическими семинариями, Католическим университетом и убедились, что молодые священники действительно не имеют понятия, что хорошо, а что плохо. Поэтому нужно вести большую просветительскую деятельность. Кстати, при соборе Юра наконец создана комиссия, которая рассматривает художественные вещи, инспектирует, как реставрируется, строится церковь. Это очень позитивное явление.

— В последнее время вы получили два высоких польских знака отличия: стали заслуженным деятелем культуры Польши и получили премию имени Яна Захватовича «За личный вклад в дело спасения от уничтожения общего восточноевропейского культурного наследия Польши и Украины». Говорят, в Варшаве, когда вам вручали премию, аплодисменты не стихали долго. Т.е. можно сказать, что Польша уважает вас не меньше, если не больше, чем Украина. А в связи с этим кое-кто говорит, что Польша благодарит вас за сохранение ее культурного достояния. Ведь все эти дворцы — польские. А во-вторых, выдвигают обвинение: почему вы не добиваетесь, чтобы в Польше так же прилагали усилия к сохранению украинских памятников? ...

— Сегодня старинные деревянные церкви в Польше активно отстраиваются, исследователи издают книги, довольно обстоятельные и хорошо иллюстрированные. А что касается польских дворцов на Галичине, то это противоречивый вопрос. Проектировали их итальянские архитекторы (Подгорецкий и Золочевский замки, например, Андреа дель Аква), строили вместе с украинцами пленные татары. В селе Вороняки у Золочева жили только татары. В католическом монастыре в Подгорцах, в Олесском замке мы нашли кирпичи с кириличными цифрами, т.е. их изготавливали украинцы. А принадлежали замки ополяченным украинским родам. Старая проблема украинцев — наша элита всегда предавала украинский народ. Это Вишневецкие, Потоцкие, Острожские… За то, что они становились поляками, польский король давал им земли.

Кстати, когда-то Ян Захватович утверждал, что «культурное достояние не имеет паспортов», ведь его также упрекали в Бейруте, что он подозрительно слишком заботится о готике, в частности о немецкой. Я буду банальным, если повторю: искусство — единственная форма человеческой деятельности, которая ведет к единению людей и ломает всяческие барьеры.

«МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ»

— Недавно прочла одну мысль у Ключевского: «Искусство — суррогат жизни, поэтому искусство любят те, кому не удалась жизнь…»

— Лично обо мне такого не скажешь. У меня прекрасная дочка, два внука, которые также занимаются искусством. А что касается того, какую наполненную жизнь я прожил, никто, я думаю, не будет сомневаться.

— В том, что говорят галичане — «при всех властях» вы были в почете, — есть какой-то секрет?

— Мне даже друзья рассказывали, как ведутся споры о том, что меня выпускали за границу даже в самые закрытые времена. «А не свидетельство ли это того, что Возницкий был, например, капитаном КГБ, никак не ниже!?…» На это я могу ответить однозначно, достав из своего письменного стола дорогой для меня документ — солдатскую книжечку. Люди, которые прошли испытание огнем, труднее поступаются своими моральными принципами. Я просто работал.

— И за свой труд вы получили достойное вознаграждение? Живете в маленькой двухкомнатной квартире, ваша пенсия составляет 170 гривен. А через ваши руки проходили вещи бесценные… Вам никогда не хотелось стать богатым человеком?

— Богатые люди слишком быстро из людей, которые зарабатывают деньги, превращаются в людей, которые их самоотверженно сторожат. А я свою самоотверженность отдавал другим вещам — искусству, приятному обществу, красивым женщинам…

Недавно обо мне написали книгу, которую мои друзья признали неудачной и посоветовали — пиши сам. Я иногда что-то вспоминаю, излагаю на бумаге, однако, если моя память касается женщин, то рука останавливается. Есть слишком интимные вещи, о которых не стоит говорить вслух: нужно признать, что любого мужчину создавали именно женщины. Меня — прежде всего моя мама. Она так неистово молилась за меня, что, вероятно, вымолила мне счастливую судьбу. К тому же, я несколько раз бывал в ситуациях, из которых выйти было практически невозможно. Достаточно сказать, что дважды после наступления я один в роте оставался живым. И дважды мама получала повестки — погиб смертью храбрых. Однажды сказали ей, что меня расстреляли, это было еще в 43-м, потом оказалось, что убили другого молодого человека. Меня забрали на фронт в 44- м, семнадцатилетним, я успел повоевать в Прибалтике и даже ехал на войну с Японией, но не суждено было, — военные действия закончились. А демобилизовался я только в 50-м.

Когда умер отец, родных всех похоронили, и я понимал, что в родную хату никогда не вернусь, поэтому взял из дома перину, сделанную мамиными руками. Вы меня спрашивали, не мерзну ли по ночам в неотапливаемых замках, которые еще реставрируются? Ведь ночевать то в одном, то в другом приходится постоянно. Так я вам отвечу, что именно в Подгорецком замке меня греет мамина перина. В Золочевском также есть перина, подаренная мне близким человеком.

— И все-таки, как лепят мужчин женщины?

— Иногда неожиданным образом. На фронте я только один день был знаком с симпатичной, веселой девушкой-снайпером. Она попала в окопы из-за того, что не проявила ожидаемого расположения к командиру. Мы несколько часов перекидывались фразами, говорили ни о чем, шутили. И вдруг пуля немецкого снайпера попала в девчонку. Господи! Мне кажется, я никогда так не плакал. Хотя — кто она мне такая была? Случайная фронтовая встреча, а поразила меня на всю жизнь. Я понял, что все более хрупко, чем кажется на первый взгляд. Что красоту нужно защищать, отвоевывать у забытья и смерти. Может, поэтому я так упрямо и спасал художественные памятники, что была на моем пути эта женщина.

— У вас много поводов для радости: вы столько успели сделать! Так называемая «Золотая подкова» — туристический маршрут, который пролегает через замки. Без излишней скромности его можно назвать созданием ваших рук. А что все же вызывает у вас грусть?

— Отсутствие десяти миллионов.

— Вот, видите, а вы не хотели стать богатым?…

— Деньги нужны не мне лично. Ровно столько необходимо, чтобы завершить реконструкцию замков. Иногда лежу ночами и думаю: где получить 200 тысяч гривен, чтобы сделать хотя бы двери? В каждом замке работает своя строительная бригада, но никто из моих людей не может сделать замковых дверей. Рабочие получают зарплату в 205 гривен, а еще недавно получали 180. Люди воссоздают красоту, стремясь сохранить ее для потомков, за смешные суммы… Я никогда с таким интересом раньше не относился к политическим акциям, а сегодня внимательно присматриваюсь к событиям. Иногда сравниваю цифры. Поговаривают, триста миллионов пойдет на будущие президентские выборы. О, если бы мне эти деньги, я бы по всей Украине замки и дворцы отреставрировал, отремонтировал бы музеи, создал столько прекрасных экспозиций! Ничто не может оправдать человека, который расходует материальные средства, деньги на мизерное, не создает, а разрушает. Когда мы это, наконец, поймем, то будем такими счастливыми!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать