Перейти к основному содержанию

Рынок на крови

Базары входят в пятерку наиболее криминализированных секторов экономики
24 октября, 00:00
Убийство директора рынка Владимира Семенюка во Львове наглядно показано, что базар — модель украинской экономики — это рынок на крови. К такому определению вынуждают методы ведения бизнеса, отношения с чиновниками, условия труда на рынках. Последние исследования Государственного комитета статистики показали, что на территории нашей страны функционирует 2 715 торговых рынков. А общий объем розничного товарооборота (включая магазины и ларьки) внутри государства по итогам 2001 года составил 34 млрд. 417 млн. грн. Пресс- служба ГНАУ подсчитала, что приблизительно 900 тысяч субъектов предпринимательской деятельности работает в Украине по упрощенной системе налогообложения (единый налог или патент) и затруднилась определить в данном числе удельный вес рыночных торговцев. Специалисты Государственного научно-исследовательского экпертно-криминалистического центра говорят о своей загруженности проведением экспертиз пищевой и ликероводочной продукции, изъятой при попытке реализации по фактам подпольного производства. Близкие к руководству Главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД Украины источники утверждают, что отечественные рынки входят в пятерку самых криминализированных сфер экономики. Реальные объемы контрабанды и продукции сомнительного происхождения, с которой ежедневно сталкиваются украинские граждане на рынках, неизвестны никому. Мало доступной официальной информации и об обратной, «теневой» стороне работы рынков. Известные практически каждому подростку имена и прозвища, «держащих» тот или иной базар, «авторитетов», правоохранительные органы называют, как правило, после очередной масштабной операции (последняя проводилась в Киеве под символическим названием «Рынок»). Тогда же общественности сообщают о количестве единиц изъятого огнестрельного оружия, героина и прочих атрибутах уголовного мира. Что, впрочем, отнюдь не указывает на плохую осведомленность оперативников по поводу «раскладов» на том или ином рынке. «Взять на горячем — сложно», — так в частной беседе корреспонденту «Дня» один из сотрудников МВД объяснил иногда вынужденное бездействие правоохранительных органов. Наверное, поэтому активно бороться с «рыночной» преступностью у нас предпочитают «по мокрому». В смысле — по факту убийства директора, бухгалтера того или иного рынка, по факту отравления «паленой» водкой, колбасой... К слову, проконтролировать последнее, как это на первый взгляд ни парадоксально, не в состоянии даже всевидящее око налоговой администрации. Упрощенная система налогообложения, надо полагать, лишает налоговиков мотивации особо пристального надзора за украинскими рынками. Что, как говориться, взять в бюджет с рядовых торговцев, кроме платы за патент или единого налога? А потому, как сказали в пресс-службе ГНАУ, уследить за реальным торговым оборотом на рынках практически невозможно. Предположив уровень тенизации отрасли выше 50% («такой же, как и во всей экономике»).

ЛЬВОВ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТ КОТОРОГО ТРУДНО ОТКАЗАТЬСЯ

Во Львове совершено два убийства предпринимателей. Как уже сообщал «День», возле собственного дома 8 пуль из пистолета «Люгер» оборвали жизнь директора рынка «Южный», 42-летнего Владимира Семенюка. Убитый был «правой рукой» бывшего руководителя рынка, народного депутата Украины Петра Писарчука. Один из работников «Южного», пожелавший остаться неизвестным, утверждает, что незадолго до убийства Семенюка Писарчуку неоднократно предлагали продать рынок. Поэтому не исключено, что смертельная расправа с его теперешним руководителем должна бы вынудить владельцев продать свое прибыльное предприятие. О вероятности совсем не виртуального давления на господина Писарчука свидетельствует то, что перед убийством Семенюка неизвестные злоумышленники подожгли автомобиль дочки народного депутата Анастасии. Сам он связал этот поджог с покушением на его собственную жизнь, которое произошло в декабре 2000 года. Тогда преступник тяжело ранил Писарчука в лицо выстрелами из пистолета, и только чудом он остался жив. Теперь он утверждает, что поджог автомобиля дочки непосредственно связан с покушением на его жизнь. «Накануне в Киеве, — продолжает он, — я встречался с заместителем генерального прокурора по поводу расследования дела относительно покушения на мою жизнь. У меня складывается впечатление, что следователи пытаются не раскрыть это преступление, а опровергнуть мои свидетельства о подозреваемых, а львовский криминалитет узнал о моем визите в Генпрокуратуру раньше, чем я приехал во Львов. Мне безразлично, как на это отреагируют правоохранительные органы, но вынужден сказать, что большинство работников здешнего управления борьбы с оргпреступностью стали «крышей» для бандитов».

На эти слова народного депутата правоохранители отреагировали мгновенно. Очередной раз они задержали Богдана Симка, которого несколько раз задерживали по подозрению в покушении в 2000 году на Петра Писарчука. Более того, с должности начальника львовского УБОП уволен полковник Владимир Кучер — за неудовлетворительную работу возглавляемого им управления. А несколькими днями раньше, сразу же после поджога автомобиля дочки Писарчука, всех членов его семьи взяли под усиленную охрану бойцы «Беркута». Но его друг, Владимир Семенюк, от охраны отказался...

Вообще-то из нескольких львовских рынков, считающихся экономически успешными, «Южный» со времени своего учреждения находился под бдительным вниманием как официальных властных, так и уголовных структур. Скажем, некоторое время назад этому торговому предприятию не давала покоя городская власть, обвиняя руководство рынка, в частности, в самовольном захвате территории. Но, по-видимому, когда тогдашний его директор Петр Писарчук уладил все противоречия с горисполкомом, «Южный» на некоторое время оставили в покое.

Но после того, как рынок поднялся на ноги, став первым на Львовщине современным торговым предприятием с массой рабочих мест, когда сюда потянулись покупатели чуть ли не со всей области, такой лакомый кусок, понятно, просто не мог остаться без внимания местного криминалитета. Но ведь снова, против преступной «крыши», которая, кстати, «нависает» над всеми прибыльными рынками Львова, категорически восстал Петр Писарчук. Он отказался от «услуг» одной из местных преступных группировок, обычно предоставляющих их в виде, так называемой, охраны и безопасности, и создал собственную охранную службу. Это, конечно, не понравилось уголовным лидерам, и они объявили Писарчука живущим не по «понятиям». Впоследствии он за это чуть жизнью не поплатился.

Что на львовских рынках и базарах господствует криминалитет, ни для кого в городе, кажется, не секрет. В том числе и для работников правоохранительных органов, на чьих глазах, почти не таясь, орудуют «кидалы», карманники, валютные менялы и бригады рекетиров. Но уж как-то так очевидно сложилось, что никто из «казаков-разбойников» никаких особых предостережений относительно этого своеобразного мирного сосуществования не имел и не имеет, и рынки бунтов против активного криминалитета и правоохранительного нейтралитета не поднимали. Первым на «тропу войны» с бандитами стал Петр Писарчук. Бывший, к слову, комсомольский функционер, начавший свой бизнес в первые годы независимости с ноля, а потом ставший успешным предпринимателем. Как раньше, так и теперь, он никак не мог смириться с тем, что криминалитет считает возможным «заботиться» о рынке и наживаться на нем. А местные чиновники также не против того, чтобы получать с «Южного» мзду в виде денег, харчей и даже предметов туалета.

Но при чем же здесь Семенюк? Так, после избрания Петра Писарчука народным депутатом Украины должность директора «Южного» занял именно первый, потому что был его ближайшим соратником и другом. Однако, стать кому-то поперек дороги Семенюк вряд ли мог. Как утверждают его сотрудники, это был неконфликтный, коммуникабельный человек, который так и остался руководителем местного масштаба, — последнее слово в важных делах всегда оставалось за Писарчуком. Он, кстати, считает, что убив Владимира Семенюка, преступники целились именно в него. «Я не считаю, что у кого-то есть большое желание прибрать к рукам рынок «Южный», но я клянусь памятью моего друга, что это предприятие никогда не будет подчиняться криминалитету», — отмечает Писарчук. Он также считает, что «этого убийства не было бы, если бы областная прокуратура тщательно расследовала предыдущее дело — покушение на мою жизнь». В свое время, между прочим, он называл фамилию нападающего, указывал и на заказчиков преступления. Зря — дело в течение года «мертвым грузом» пролежало в прокуратуре Железнодорожного района, потом — в областной прокуратуре... Что касается версий относительно убийства Семенюка, который, кстати, выполняя обязанности директора рынка, акций этого предприятия не имел, то Петр Писарчук не исключает, что его могли убить и из-за политической активности народного депутата. Потому что, по его словам, он противостоит позиции некоторых нардепов по Львовщине, начавших «войну» с Медведчуком. (Сергей Медведчук возглавляет ГНА на Львовщине). «Когда Ющенко был премьером, а Червоненко — главой Госкомрезерва, им удалось приватизировать бывшее государственное автопредприятие Совтрансавто, назвав его «Орлан- Трансом», а сейчас неуплату миллионов налога они переводят в политику, — говорит он. — Их фирмой даже заинтересовался Интерпол, а они пикетируют налоговую администрацию. Нужно менять законы, налоговые правила, а не воевать с Медведчуком». Писарчук также напоминает, что в свое время группа депутатов Львовского горсовета конфликтовала с администрацией «Южного» по поводу выделения земельного участка под строительство рынка. «Им нужно было дать взятки, а мы действовали по закону. Не раз нам угрожали, что рынок заберут в коммунальную собственность. Следовательно, я не исключаю, что кое-кто любым способом хочет прибрать «Южный» к рукам», — допускает Писарчук.

Несколькими днями раньше выстрелы также прозвучали в одном из домов по улице Конотопской во Львове. Здесь четырьмя выстрелами из оружия калибра 5,6 мм возле собственной квартиры застрелен 50-летний директор ООО «Эффа-Львов» Александр Лехнович. Он был также успешным предпринимателем, а его туристическая фирма имела официальный статус дилера по продаже и аренде жилья на курортах, входящих в международную клубную систему RCI. Эта система предусматривает для клиентов возможность на каникулярный период приобрести в собственность жилье на всех мировых курортах.

Многие из львовских бизнесменов не исключают, что убийствами Семенюка и Лехновича начат очередной этап криминальной войны за перераспределение собственности наиболее успешных частных львовских фирм.

Юрий КРИЛЬ, «День»

ХМЕЛЬНИЦКОЕ «ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМЕНИ ГОРБАЧЕВА»

Вдоль улицы Львовское шоссе в Хмельницком, где, как говорят в народе, ни пройти ни проехать, — аж 20 вещевых рынков. На 18 гектарах обслуживают трудящихся 14 тысяч торговцев, названных «рабочими объединения им. М. С. Горбачева».

У этих самостоятельных «производственных подразделений», рынков, есть свои владельцы. На счастье, или на беду себе и детям. «Рынок, как айсберг», — как-то глубокомысленно заявил в разговоре с корреспондентом «Дня» директор АО «Сардоникс» Иван Вознюк. «Сардоникс» — это рынок. Я и до сих пор не могу постичь, что именно значит это сравнение скопища лавок, разнообразие привезенного со всего мира товара на участке суходола с плавающей глыбой льда в океане. Здесь разбиваются сердца и надежды? Или, как поется в известной песне: «за туманом нічого не видно..»)?

В эти дни И. Вознюк по определенным причинам становится понемногу публичным политиком на провинциальных просторах. Он высказывает с различных трибун некоторые свои наблюдения. Так например: процентов 80 товаров на рынке — импорт, привезенный через «окна» на таможенных границах. Если только эти «окна» закроют, то Хмельницкий потеряет славу торгового города.

О «Сардониксе» сказал для «Дня» главный налоговик области Владимир Король: «Считаем, что городская власть незаконно освободила это подразделение от уплаты рыночного сбора. Поэтому в прошлом году вне бюджета оказалось 1239 тысяч гривен, за девять месяцев в этом году — 1424 тысячи гривен. Еще — 17 тысяч гривен — плата за землю, от которой «Сардоникс» также освобожден». Надежды налоговиков на то, что им когда-то удастся лишить «Сардоникса» этих льгот, откатываются от выстроенной властью стены, как морские волны от берега. Однако они бросают на этот айсберг новые и новые «корабли» из обращений, требований, актов и тому подобное. Председатель ОГНА Владимир Король добавляет, что не только «Сардоникс» «согрет лаской».

Однако и «айсберги» иногда разбиваются. Где-то примерно год назад «ударились в бега» братья Б., владельцы рынка «Норма». «Одного из них уже задержали и отправили в камеру предварительного заключения. Их обвиняют в том, что за одно торговое место брали по пять-шесть тысяч американских долларов. Считаем, что это — взяточничество. Адвокаты работают и якобы уже доказали, что это — мошенничество, за которое дают меньший срок», — сообщил для «Дня» первый заместитель начальника управления МВДУ в Хмельницкой области Иван Бондарь.

Пока работают следователи и адвокаты, торговцы «Нормы» обращаются в эпистолярном жанре в ОГНА, извещая, что рыночный сбор как шел, так и далее идет в чей-то карман. Полковник милиции Иван Бондарь продолжает: «В теневом обороте на вещевых рынках — десятки миллионов долларов. Открывают новые рынки и опять берут взятки. Может, опять кого-то посадят в тюрьму... На рынках — контрабандный товар... « «Из незаконного обращения изъято с начала этого года на 1,5 миллиона гривень товаров», — сообщил главный налоговый милиционер области Николай Козловский.

Вавилон —21 вдоль улицы Львовское шоссе — головная боль для милиционеров, налоговиков, пожарников. Здесь чуть ли не ежедневно — ДТП, кражи, ограбления, рэкет, пожары.

В марте этого года на вещевых рынках Хмельницкого побывала глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель. Заявила на пресс-конференции, что возвращается домой с очень грустными впечатлениями: рабочие места торговцев не упорядочены, к рынкам нет нормальных подъездов...

Где-то в здании городского совета как-то созрела идея — построить за Хмельницким самый современный торговый комплекс. С мотелями, ресторанами, паркингами и др. На 55 гектарах! «Один из авторов этой идеи подсчитал, что только от «переселения торговцев» в карман положит 1250 тысяч долларов США. Да: взял калькулятор и подсчитал — я собственными глазами видел», — говорил в минуты откровения корреспонденту «Дня» заместитель городского председателя Иван Федоров. Далеко не всем, кто сегодня трудится в «объединении имени Горбачова» удастся получить там, за городом, новое рабочее место. Пока что рынки спасают город: люди заняты, приспосабливаются к новой жизни, что-то и в бюджет попадает. Но «нужна модель социально-экономического развития Хмельницкого, которая предусматривала бы поворот к производственной сфере», — считает глава ОГНА Владимир Король.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать