С глухотой можно бороться
Вчера в Киеве начался симпозиум по проблемах помощи детям с нарушениями слуха![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010927/4174-1-2_0.jpg)
— Я преодолел комплекс неполноценности — стригусь коротко и не стесняюсь носить слуховой аппарат, — сказал корреспонденту «Дня» Саша Грущенко, у которого практически полная потеря слуха и который заканчивает в этом учебном году 11 класс обычной киевской школы № 57. — С детского садика я начал доказывать, что я такой же, как все. Нельзя придавать значения болезни, чтобы не навредить себе. Нет ничего страшного в глухоте — с этим можно жить, можно бороться. Люблю гулять по городу с друзьями, ходить в бассейн... В будущем хочу стать программистом.
Поверить в себя, научиться общаться с окружающими помогли Саше, у которого полная потеря слуха, специалисты Центра реабилитации детей «СУВАГ-Киев». За десять лет работы центра в нем прошло обучение около 300 детей, сегодня 100 из них учатся в общеобразовательных школах вместе с детьми, имеющими полноценный слух.
Сегодня в Украине существует целая сеть школ для детей глухих и слабослышащих. Там с детьми занимаются на языке жестов, учат понимать по губам, там небольшие классы и хорошие бытовые условия. Однако некоторые родители отдают своих «неслышащих» детей в обычные школы, чтобы как можно раньше их дети столкнулись со своей проблемой и как можно раньше научились ее решать. Одиннадцатилетний Саша Шураев с 1-го класса занимается в школе №53 города Киева с углубленным изучением иностранных языков. Мальчик не только не отстает от сверстников в развитии, а и учится практически только на «отлично». Дети с потерей слуха вынуждены с первых лет жизни очень много работать над собой. Чтобы предоставить шанс своему ребенку в будущем на полноценную жизнь в обществе, чтобы не замкнуть его только на мир жестов, некоторые родителя занимаются с ними до восьми часов в день
Инна Федоровна Пифтеева рассказала «Дню», что для того, чтобы дочь заговорила, она по всей квартире развешивала на предметах таблички с их названием, что сначала пришлось учить ребенка писать, а потом уже говорить, не оставалось времени даже на прогулки. Сегодня Катюша Пифтеева овладевает программой 8 класса общеобразовательной школы, посещает кружок юных моделей и планирует посерьезнее заняться танцами.
Степан Снежко сказал корреспонденту «Дня», что ему интегрировать своего ребенка (у которого значительная потеря слуха) в коллектив сверстников очень сложно, особенно в совместную деятельность вне школьных занятий. Степан Евгеньевич видит проблему не только в том, чтобы помочь преодолеть сложность общения, а и в том, чтобы суметь помочь своему сыну стать интересным здоровым людям. Мама Ромы Нагорянского, чтобы помочь ребенку, пошла учиться на сурдопедагога, однако была очень огорчена тем, что в вузе не знакомят с прогрессивной методикой помощи детям с потерей слуха, продолжают учить по старинке, не заботясь о будущем детей с особенными потребностями.
Безусловно, таким детям необходимы не только учителя и хорошие методики, но и, в первую очередь, качественные слуховые аппараты. Начальник отдела маркетинга Слухового центра «РеОтон» Максим Гамаев сказал «Дню»: «В развитых странах к людям с потерей слуха относятся как к полноправным членам общества и предоставляют мощную социальную поддержку. Например, в Германии слабослышащие дети получают бесплатно по 2 слуховых аппарата, а в Украине — только один, а ведь у человека не одно, а два уха. Следует сказать и о качестве аппаратов для украинских детей. Если в Киеве эти аппараты выдаются хорошего технического качества, то где-то в глубинке качество получаемых аппаратов низкое, да и подолгу приходится ожидать их получения. Без слухового аппарата невозможно начинать обучение ребенка, у которого проблемы со слухом. А еще очень важно начинать занятия в раннем возрасте, чтобы не утратить момент возрастной психологической готовности человека для обучения слышанию и слушанию. Нарушения слуха — одно из наиболее распространенных заболеваний».
По данным мировых исследований, около 10% людей имеют те или иные нарушения слуха и с каждым годом эта цифра растет. Нарушения слуха порождают проблему развития речи и как следствие — интеллекта ребенка, что в конце обрекает его на социальную изоляцию и создает множество проблем для близких.
К сожалению, общественность, а в некоторой степени и специалисты мало осведомлены, что эта проблема разрешима, что ребенок с нарушениями слуха, даже в крайне тяжелой форме, может стать полноправным социально адекватным членом общества.
Вчера в Киеве начал свою работу первый международный симпозиум «Верботональная система. Диагностика. Слухопротезирование. Реабилитация», на котором будет представляться опыт работы центра реабилитации детей с нарушениями слуха и речи «СУВАГ-Киев», аналогичных центров за рубежом, предлагаться пути развития системы реабилитации детей с нарушениями слуха и речи в Украине. На симпозиум приехали ведущие зарубежные специалисты в этой области из Датской компании Widex — мирового лидера по производству цифровых слуховых аппаратов, которые с успехом используются для детей в Украине, австрийской компании MEDEL, из России, Хорватии, других зарубежных стран, врачи из всех уголков Украины. Представитель компании Widex господин Абельдтруп анонсирует проект, согласно которому летом 2002 года группа детей из малообеспеченных семей, обучающихся в специализированных интернатах Украины, совершит поездку в Данию, где детям покажут красоты этой страны, подберут и подарят цифровые слуховые аппараты.
Выпуск газеты №:
№174, (2001)Section
Панорама «Дня»