С метра по гривне
За что киевляне платят деньги коммунальщикамПовышение цен на квартплату не поможет решить имеющиеся коммунальные проблемы — в один голос утверждают киевляне и эксперты. Жители столицы не верят, что десятилетиями не работающие жэки и коммунальные службы вдруг начнут трудиться на благо города. Тем не менее, отрыто против такого решения Киевгорадминистрации еще никто не выступил. Очевидно, просто потому, что некому: все действующие перед выборами в Киеве организации борцов за права киевлян сгинули в день голосования, превратившись в депутатов, горячие линии не работают, а горожане смирились с таким положением дел.
Напомним: согласно проекту распоряжения Киевгорадминистрации «Об установлении размеров квартирной платы» предлагается ввести коэффициент повышения — 3,4 для квартплаты и платы (для частных квартир) за содержание домов и примыкающих территорий, а за излишки общей площади (кроме однокомнатных квартир) размер квартплаты и платы за содержание домов и примыкающих территорий увеличивается в 1,2 раза. Кроме малообеспеченных слоев населения, которым, конечно, еще предстоит доказывать во всех инстанциях свою малообеспеченность. Кроме того, размер тарифов должен определяться по каждому дому отдельно в зависимости от количественных показателей фактически предоставленных услуг с учетом обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и прилегающих территорий. Сделать это невозможно, поскольку невозможно провести такие расчеты в связи с отсутствием Порядка установления стоимости технического обслуживания лифтов и диспетчерских систем. Словом, откуда взялась цифра именно в 3,4 раза, за что киевляне будут платить такие деньги и в чей карман они пойдут — сказать наверняка нельзя.
«Однозначно можно сказать, что к улучшению качества услуг это повышение не приведет. — рассказывает юрист, член партии «Свобода» Андрей Дяченко. — Потому что, во-первых, деньги эти идут не напрямую в жэки, а в Управление жилищного хозяйства и в коммунальные предприятия, где они и останутся, превратившись в чью-то дачу. Допустим, повысят зарплату работникам жэков. Вы думаете, они вдохновятся и станут лучше работать? Да они эту зарплату потратят на квартплату, как и другие киевляне! Кроме того, не может такого быть, чтобы годами не работающие люди вдруг взяли и начали работать. К тому же, мы не видим раскладки, сколько какая услуга стоит, соответственно вообще не может оценивать, дорого или дешево мы платим, оказывают нам положенные услуги или нет. Платим вслепую».
Собственно, несколько раз в разгар «отопительно-отключительного» сезона «День» публиковал положение, в котором точно указывалось: что, сколько и какой температуры должны получать киевляне в свои квартиры и какой процент за коммунальные услуги они могут не платить, если не получают услугу в должном объеме. Но даже зная нормативы, доказать жэку свою правоту — дело непростое, нужно обращаться в суд... В случае же с квадратными метрами вообще непонятно, какими единицами измерять получаемые услуги.
«На самом деле деньги на ремонт фасадов домов и прилегающих территорий заложены в программе «Твой дом — твой двор», которая не имеет никакого отношения к нашей квартплате. — говорит А.Дяченко. — жэку даже выгодно довести дом до такого ужасного состояния, чтобы его ремонт потом оплачивали из средств этой программы или какого-нибудь кандидата в депутаты. Если рачительно вести хозяйство, то никакого повышение цен не нужно.
А если не вести его — то повышение не поможет. У нас сама система ЖКХ построена на количестве аварий и недоработок, на устранение которых потом выпрашиваются деньги. А нужно перестроить ее — чтобы деньги выделялись до аварии, и предотвращали ее. Я вижу выход из ситуации в хозрасчетных жэках и объединениях жильцов с бойкими председателями, которые действительно смогут контролировать выполнение тех или иных работ».
Но каким образом киевлянам противостоять повышению цен? Пикеты при нынешней власти не слишком действенны, на них просто никто не обращает внимания. «День» вспомнил, что еще полгода назад сразу несколько организаций предлагали «долгосрочную помощь» киевлянам в решении всех коммунальных проблем — от застройки города до протекающей в домашнем туалете трубы. Одна из них — «Жилищно- коммунальная инспекция» от партии «Наша Украина», зимой регулярно присылавшая в редакцию бюллетени, повествующие о борьбе этой организации с бесчинством и бездельем жэков. Единственный контакт — номер горячей линии. Которая, естественно, уже не работает. Равно как и «горящая» линия другой защитной организации — Гражданского актива Киева, активно вопрошавшего киевлян с дорогих плакатов перед выборами: «А ты знаешь, за что платишь жэкам?». Получить сегодня ответ на этот вопрос по единственному доступному телефону невозможно. И Наша Украина, и ГАК прошли в Киевсовет... Будем надеяться, что несмотря на прекращение общения с простыми гражданами, они будут отстаивать их интересы в депутатских креслах.
В одном из бюллетеней ЖКИ нашелся телефон жительницы Шевченковского (центрального) района столицы, дом которой не ремонтировался 50 лет, и которая надеялась на помощь вышеупомянутой организации. «Да, я как раз узнала о повышении квартплаты, — сообщила «Дню» Татьяна Кузьминишна Михайличенко. — Сижу в слезах. Подъезд такой — что нельзя в него выйти, представляете, 50 лет без ремонта? Писала в Управление жилищно-коммунального хозяйства просьбу: создайте комиссию, может, частично жильцы бы сбросились на ремонт... Но все — без ответа. Зимой в квартире холод — если есть 14 градусов тепла, так радуемся. А если нет — ходим в куртках. Течет водосточная труба, вода затекает во все щели. Плачу за все вовремя, боюсь даже за месяц задолжать, а то потом сложно будет рассчитываться. И двадцать лет моих писем в жэки и управления ничего не дали! Конечно, я не верю, что повышение квартплаты улучшит или изменит ситуацию. Вообще эти повышения свидетельствуют о бездеятельности Антимонопольного комитета...»
Интересно было бы узнать планы самого Управления жилищно- коммунального хозяйства о распределении этих денег. Но, напомним, городской голова Леонид Черновецкий запретил своим подчиненным контактировать с прессой, мотивируя это тем, что подчиненные в общении с прессой специально очерняют лично его. Наступление на свободу слова приняло следующий формат: давать комментарии журналистам может только сам мэр или его заместители. Уже несколько месяцев пылится в кабинетах горадминистрации официальный запрос «Дня» об интервью с мэром, на который редакция так и не получила никакого ответа...
Выпуск газеты №:
№150, (2006)Section
Панорама «Дня»