С размахом и не без морали
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020620/4110-1-2_0.jpg)
Впервые после длительного перерыва Украина представлена в конкурсе Московского кинофестиваля.
ХХIV Московский кинофестиваль откроется завтра в кинотеатре «Пушкинский» сенсацией последнего киносезона во Франции — «Восемью женщинами» Франсуа Озона. Уже только за то, что в этом странном детективе играют бок о бок Фанни Ардан, Катрин Денев, Эммануэль Беар и Изабель Юннер, его стоит посмотреть.
Организаторы также сработали подобно профессиональным режиссерам, собрав довольно насыщенную конкурсную программу. Среди пятнадцати претендентов здесь несколько бесспорных лидеров в гонке за «Золотым Георгием», причем это режиссеры, практически утвердившиеся в прижизненном ранге классиков.
Последнее верно по отношению к Бобу Рейфелсону, в чьих фильмах прославился Джек Николсон. В новом фильме «Дом на Турецкой улице» Николсона нет, а амплуа звезды досталось Миле Йовович, которая играет роковую красавицу-интриганку. Большой опыт и за плечами братьев Тавиани, представившим на МКФ свою третью по счету экранизацию прозы Льва Толстого: на сей раз это «Воскресенье», причем действие фильма происходит именно в России.
Украина в этом году представлена в конкурсе впервые после длительного перерыва. Это также экранизация, выполненная не менее значительной персоной. «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, судя по всему, — настоящая фантасмагория вполне в духе Антона Павловича: Татьяна Репина, покончившая с собой, появляется на венчании бывшего любовника. В актерском составе — как привычные для Муратовй исполнители, так и новые имена — Сергей Бехтерев, Нина Русланова, Наталия Бузько, Жан Даниэль, Филипп Панов. Среди других фаворитов конкурса стоит назвать Кшиштофа Занусси с его новой лентой «Дополнение» — частично перекликающейся с предыдущей работой «Жизнь как смертельное заболевание, передающееся половым путем». Сюрпризы могут преподнести штатные производители фестивального кино, азиатские режиссеры. В Москве это — иранец Вахид Мусаян («Зов земли») и японец Хироси Андо (мелодрама «Синева»).
Россия выставила два фильма — военную драму «Кукушка» коммерчески успешного Александра Рогожкина и триллер Романа Прыгунова «Одиночество крови».
За пределами конкурса сосредоточено множество соблазнов. Разного рода внеконкурсных панорам и ретроспектив без малого два десятка. Гурманы и киноведы потянутся, очевидно, в Музей кино на «Экзотику». Подбор здесь очень пестрый. Есть вполне мейнстримные ленты, к примеру, — очаровавшие прошлогодний Венецианский кинофестиваль «Тайное голосование» иранца Бабака Паями (Приз за режиссуру) и «Как Гарри стал деревом» серба Горана Паскалевича. Хорошо известен поклонникам арт-хауса и Ким Ки Дук, хотя «Плохой парень» критика не относит к числу лучших лент южнокорейского самородка. К стопроцентной экзотике можно отнести такие раритеты, как «Кармен гей» (Сенегал—Франция-Канада, режиссер Джозеф Гай Рамака), где знаменитая цыганка неожиданно оказывается чернокожим юношей-бисексуалом, Хосе, соответственно, девушкой Анжеликой, а вместо музыки Бизе звучат африканские и джазовые мелодии. Бисексуальные мотивы, зеркально перетолкованные, исследуются в документальных «Мальчиках Венеры» (Щвейцария—ФРГ—США, режиссер Габриэль Баур); тут зафикисировано житье-бытье трансвеститов навыворот, женщин, перевоплощающихся в мужчин. «Быстрый бегун» (Канада) замечателен своим происхождением — это первый фильм о канадских эскимосах — инуитах, сделанный на их языке. Еще одна непочтительная экранизация — «Курино-рисовые войны» (Сингапур, режиссер Чи Кон Чи) — «Ромео и Джульетта», переделанные на... комедийный лад. Но, думается, максимум зрительского внимания будет обеспечен наиболее мрачным фильмам «Экзотики»: «Темным водам» Хидео Накаты — японского мастера ужасов, и российско-швейцарским «Убитым молнией» режиссуры редкого гостя на российских экранах, основателя кинематографического некрореализма Евгения Юфита.
Все же, МКФ — не форум экспериментаторов, традиция здесь в любом случае преобладает. Для консерваторов предусмотрены ретроспективы Стенли Кубрика, выше упомянутого Рейфелсона, Бориса Барнета, подборки «Семейный бизнес» — картины Григория Чухрая, Роже Вадима и близких к ним режиссеров. Вряд ли найдется место радикализму и в ретроспективах «Афганский узел» и «Кино Норвегии».
Иная ситуация может возникнуть в «Больших надеждах». Невероятно, но факт — программы дебютантов на фестивале до сих пор не было. Результаты здесь предсказать трудно, но, судя по обилию мелодраматических сюжетов в синопсисах, молодежь из России, США, Австралии рисковать не хочет.
Вчерашние ниспровергатели, ставшие элитой, сосредоточены в «8 1/2 фильмов». Составитель, пресс-атташе фестиваля Петр Шепотинник подошел к делу крайне ответственно — ни одного случайного имени, сплошные гранды и мастодонты. Последний Иштван Сабо («Мнение сторон»), свежайший и интереснейший Майк Фиггис («Отель»), неувядаемый Питер Богданович («Кошачье мяуканье», «Смерть в Голливуде»), аристократичный Роберт Олтман («Госфорд парк»), молодая, да ранняя Катрин Линдберг со страшным «Дождем» (продюсер — Мартин Скорцезе), любимцы Канн бельгийские братья Дарденн («Сын»), наконец, симпатичные анимационные «Букашки» Марка Алдашина — будет чем глаз потешить.
Более-менее развернуто обо всех программах МКФ рассказать вряд ли удастся. Отдельного разговора заслуживают «АиФория» (наиболее известные картины арт-хауса последних двух лет), «Ателье» (фильмы о знаменитых режиссерах), «Национальные хиты» (лидеры прошлогоднего проката в своих странах), «Предпремьеры» (потенциальные хиты)...
Одним словом, истинно российский размах.
В целом ХХIV Московский международный кинофестиваль продлится 10 дней и закончится 30 июня в «Пушкинском» раздачей призов и показом фильма Брайана де Пальмы «Роковая женщина».
«День» будет следить за ходом МКФ непосредственно с места событий.
Выпуск газеты №:
№110, (2002)Section
Панорама «Дня»